Беломорско-Балтийский канал

Беломорско-Балтийский канал (Россия, республика Карелия) Беломорско-Балтийский канал (до 1961 года — Беломорско-Балтийский канал имени Сталина ББК, Беломорканал) — судоходный канал, соединяющий Белое море с Онежским озером, который является важнейшим транспортным коридором, дающим выход из северных морей в водные пути Европейской части России. Трасса канала проходит по территории республика Карелия. Управление канала находится в городе Медвежегорск, а на берегах канала находятся крупные жилые поселки Повенец и Надвоицы, а также город Беломорск.

Был построен в 1930-1933 годах практически вручную, силами заключённых ГУЛАГа. Официально открыт 2 августа 1933 года. Первоначально канал был построен с меньшими габаритами, чем планировалось. Это произошло в следствии ускорения строительства и сдачи его в эксплуатацию. В 50-х и 60-х годах XX века рассматривался вариант сооружения второго канала, западнее трассы первого, с большей глубиной и габаритами (размерами) шлюзовых камер, но в итоге все ограничилось реконструкцией уже построенного: глубина искусственных трасс канала и габариты камер были увеличены до первоначальных проектных значений. Первоначально все сооружения канала были из дерева.

Длина канала 227 км, на трассе канала расположено 19 шлюзов,  15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Минимальная глубина канала — 4 метра, максимальная — до 20 метров в тех местах, где трасса канала проходит по озерам. Камеры шлюзов Беломоро-Балтийского канала имеют следующие габаритные размеры: 133,5  на 14,3 метров (это наименьшие габариты шлюзов на всей единой глубоководной системе).

Судовой ход проходит как по искусственным участкам, в том числе и прорубленным в скалах, так и по акваториям озер, самым крупным из которых является озеро Выг (Выгозерское водохранилище), а также Вадлоозеро, Воицкое озеро, озеро Воло, озеро Выг, Макоозеро, озеро Телекино, озеро Торос и озеро Шавань.

В годы Великой Отечественной войны часть гидросооружений канала, расположенных в южной (в Повенце) части, были разрушены перед захватом их финской армией. В послевоенное время восстановлены. В начале 50-х годов существовал проект по строительству на трассе канала монументов в честь победы в Великой Отечественной войне, но в итоге он был реализован при строительстве Волго-Донского судоходного канала.

Регулярное движение пассажирских круизных судов по Беломорско-Балтийскому каналу началось в июне 2001 года рейсом теплохода «Г. В. Плеханов» из Москвы до Беломорска, в рамках первого речного круиза на Соловецкие острова.

Строительство канала стало началом массового использования труда заключенных на стройках и в дальнейшем было продолжено на строительстве Канала имени Москвы, Волго-Донского канала и Волго-Балтийского канала (на последнем в меньшем объеме, чем на предыдущих). Первоначально заключенных обозначали как «каналоармейцы», а сокращено — з/к. От этого сокращения было образовано жаргонное слово «зек», которое позже прочно вошло в лексикон. Также именно со стройки Беломорканала в жаргонную речь прочно вошло слово «туфта», которое обозначало технику учета эффективного труда.

Шлюзы Беломорско-Балтийского канала:

Повенчанская лестница (южный склон): шлюз №1, шлюз №2, шлюз №3, шлюз №4, шлюз №5, шлюз №6, шлюз №7;

Шлюзы северного склона: шлюз №8, шлюз №9, шлюз №10, шлюз №11, шлюз №12, шлюз №13, шлюз №14, шлюз №15, шлюз №16, шлюз №17, шлюз №18, шлюз №19.

Также по теме:
Как на Соловки начали ходить круизные теплоходы
Как на Беломорканале появился аналог затопленной Калязинской колокольни (ФОТО)
На части Беломорско-Балтийского канала из-за погодных условий до сих пор не открыта навигация

Теги: Беломоро-Балтийский канал, республика Карелия

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151513457206

Новости



Последние комментарии Последние комментарии