Cruiseinform.RU

Мариинская водная система

Мариинская водная система

Мариинская водная система — судоходная водная система в России, построенная в XVIII-XX веках и действовавшая до начала 1960-х годов, для связи реки Волги с Балтийским морем через реки и озера Северо-Западной части страны, состоявшая как из искусственных водных путей, так и из природных.

На первоначальном этапе разрабатывался проект связи реки Вытегры, впадающей в Онежское озеро (соединенное через реку Свирь с Ладожским озером, которое через реку Неву соединено с Балтийским морем) с рекой Ковжой, впадающей в Белое озеро, из которого брала свое начало река Шексна, являвшаяся притоком Волги. Работы по проектирование трассы водной системы начались в 1710 году английским инженером Джоном Перри, приглашенным в Россию Петром I.

Мариинская водная система
Река Вытегра.

Строительство системы началось в 1799 году. Она соединяла реки Тагажма (левый приток Вытегры), саму реку Вытегру, Матко-озеро, реку Ваткому и реку Ковжу. В 1808 году по каналу, прорезавшему водораздел между Вытегрой и Ковжой, прошло первое судно. Официальное открытие движения по Мариинской системе состоялось 21 июля 1810 года. Время движения судов по ней от Рыбинска до Санкт-Петербурга составляло 110 суток.

Она состояла из 28 деревянных шлюзов (45 камер) на реке Ковже, водораздельном канале и реке Вытегре. Все шлюзы имели длину камеры — 32 метра, ширину — 9 метров и глубину на короле (пороге) — 1,3 метра. На ней было построено 20 плотин, а для наполнения ее водой из Ковжского озера его уровень был поднят на 2 метра за счет плотин на Ковже и Пурас-ручье.

Мариинская водная система
Река Ковжа.

Для безопасного сообщения вокруг озёр Белого, Онежского и Ладожского были прорыты обходные каналы — Белозерский канал (проходит от реки Ковжа до реки Шексна вдоль западного и южного берега Белого озера), Онежский канал (канал вдоль южного берега Онежского озера), Староладожский канал (проходил вдоль берега Ладожского озера, соединял реки Волхов и Неву, после строительства Новоладожского канала был заброшен), Свирский канал (соединял устья рек Свирь и Сясь в обход Ладожского озера), Сясьский канал (соединял устья рек Волхов и Сясь в обход Ладожского озера).

Мариинская водная система
Онежский канал.

В XIX веке в связи с ростом объемов грузопотока Мариинская водная система модернизировалась и дополнялась. В 1829 году река Шексна (приток Волги) была соединена с рекой Сухоной (приток Северной Двины) Северо-Двинским каналом.

В 1886 году состоялось открытие Ново-Мариинского канала, проходящего в обход Матко-озера, соединившего Вытегру и Ковжу вместо прежнего канала. В 1890—1896 годы шлюзованная система была перестроена и стала состоять из 38 шлюзов, в том числе и каменных (на Вытегре — 28, на Ново-Мариинском канале — 2, на Ковже — 2, на Белозерском — 2, на Шексне — 4) и 26 плотин (на Вытегре — 14, на Ковже — 4, Белозерском канале — 4, на Шексне — 4).

Мариинская водная система
Река Шексна.

Строительство новых гидросооружений продолжилось и в первой половине XX века. В 1922 году состоялось открытие Череповецкого гидроузла (шлюз № 40), в 1926-м — Черепановского гидроузла (шлюз № 41), в 1930-м — Ягорбского гидроузла (шлюз № 42).

Строительство на реке Свирь Нижне-Свирской ГЭС, запущенной в 1933 году, и строительство Верхне-Свирской ГЭС (начатое в конце 1930-х годов), также имеет отношение к Мариинской водной системе, так как с появлением этих гидроузлов улучшались условия судоходства по Свири, являвшейся частью системы.

Мариинская водная система
Река Свирь.

Весной 1941 года началось заполнение Рыбинского водохранилища, образованного Рыбинским гидроузлом, перекрывшим Волгу и Шексну. В результате подъема воды на 18 метров были затоплены ставшие ненужными шлюзы №39-№42 Мариинской водной системы.

После Великой Отечественной войны работы по модернизации водной системы были продолжены. В 1948 — 1953 годах в нижнем течении реки Вытегры был прорыт Вытегорский канал от Онежского озера до города Вытегра. Во второй половине 1950-х годов, после запуска на юге страны Волго-Донского судоходного канала, на севере началось строительство Волго-Балтийского канала, который заменил собой прежде существовавшую Мариинскую водную систему. На реке Вытегре были построены три гидроузла, в состав которых входило 6 современных шлюзов, а сама река скрылась под водами образовавшихся водохранилищ — Белоусовского, Вытегорского и Новинковского. На реке Шексне был построен Шекснинский гидроузел с судоходным шлюзом, образовавший Шекснинское водохранилище, скрывшее под собой остатки шлюзованной Мариинской системы.

Теги: Мариинская водная система, Вологодская область

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151560953201

Новости