Москворецкая шлюзованная система (река Москва, Московская область)

Бесединский гидроузел и шлюз Трудкоммуна

Москворецкая шлюзованная система представляет собой несколько судоходных однокамерных шлюзов и плотин, расположенных на реке Москве в Москве и Московской области, и предназначена для обеспечения судоходства ниже Южного речного вокзала и порта Москвы до Коломны.

В состав системы входят следующие гидроузлы и шлюзы:

Перервинский гидроузел (Москва);

Гидроузел Трудкоммуна (Московская область, Дзержинский);

Гидроузел Андреевка (Московская область, Лыткарино);

Гидроузел Софьино (Московская область);

Гидроузел Фаустово (Московская область);

Гидроузел Северка (Московская область).

Москворецкая шлюзованная система была построена акционерным обществом «Товарищество Москворецкого туерного пароходства» в 1874-1877 гг. для плавания судов за конной тягой с проходной глубиной 70 сантиметров.

Общее падение реки в 16 метров было распределено между шестью плотинами. Все Москворецкие плотины были одинотипными с поворотными фермами Поаре. Затворами первоначально служили деревянные спицы, затем щиты Буле. В период весеннего половодья и в дождевые паводки плотины разбирались и суда проходили через их пороги.

Шлюзы были однокамерными, за исключением двухкамерного Перервинского. Камеры представляли собой корытообразные выемки с укрепленными откосами и имели длину 205 метров, ширину по дну 15,6 метров. Устои шлюзов были выполнены из камня.

В 1902 году система перешла в ведение Московского округа путей сообщения. В 1920-1932 гг. были реконструированы все 6 плотин. По шлюзам была проведена небольшая модернизация.

В 1933-1937 гг. одновременно со строительством канала Москва-Волга на месте низконапорных Перервинских сооружений были построены два шлюза, плотина и ГЭС – сейчас это шлюзы №10-11. В тоже время из-за отсутствия больше надобности были разобраны оказавшиеся в зоне подпора Бабьегородская плотина и Краснохолмские шлюзы, расположенные в центре Москвы на Водоотводном канале.

В 1936 году Москворецкие шлюзы вошли в состав Московско-Волжско-Окского бассейнового управления пути, которое в 1942 году было переименовано в Московско-Окское бассейновое управление пути.

В 1958 году Москворецкая шлюзованная система перешла в подчинение Управления канала имени Москвы – ныне ФГУП «Канал имени Москвы».

Коренная реконструкция шлюзов Москворецкой системы проведена в 1961-1972 гг. Новые шлюзы получили увеличенные габариты: длина камер стала составлять 270 метров, а ширина - 18 метров.

Все плотины были строились из сборного железобетона. Кроме того они были построены в новых деривационных (водопропускных) каналах, рассчитанных на пропуск судов грузоподъёмностью до 2000 тонн.

В 1983-1989 г.г. построены новые железобетонные судоходные плотины на гидроузлах «Андреевка» и «Трудкоммуна». Плотины имеют два пролета: судоходный шириной 50 метров и водосбросный шириной 25 метров.

Пропускная способность системы определена 12,5 млн. тонн в навигацию. Весь груз – песок и строительные материалы. В навигацию через шлюзы Москворецкой системы проходят и пассажирские круизные суда, следующие из и в Москву, на Южный речной вокзал.

Также по теме:
В Москве и Московской области началась навигация 2017 года

Теги: Москворецкая шлюзованная система, река Москва

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151505945051

Новости