Волго-Балтийский канал (Россия, Вологодская область)

Волго-Балтийский канал (Россия, Вологодская область) Волго-Балтийский канал — это крупное гидротехническое сооружение, расположенное в Вологодской области, звено Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России. Волго-Балтийский канал соединяет Рыбинское водохранилище с Онежским озером и является основной частью Волго-Балтийского пути. Через Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и реку Неву можно попасть в Балтийское море, а по Беломорско-Балтийскому каналу — в Белое море.

Протяженность Волго-Балта – 367 км. Из них 66 км приходится на Рыбинское водохранилище (река Шексна), 121 км — на Шекснинское водохранилище (река Шексна), 45 км — на Белое озеро, 70 км — на реку Ковжа, 25 км — водораздельный бьеф (между Ковжой и Вытегрой) и 40 км — река Вытегра.

Строительство канала велось с 1940 по 1961 годы на трассе бывшей Мариинской водной системы, сооруженной в начале XIX века.

В состав Волго-Балта входят 3 гидроэлектростанции, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 4 искусственных водохранилища, 5 мостов на шлюзах, 2 паромные переправы, 11 пристаней, 4 эксплуатационных поселка.

На трассе канала расположено 5 гидроузлов:

Шлюз №1 (Вытыгорский гидроузел);

Шлюз №2 (Белоусовский гидроузел);

Шлюз №3, Шлюз №4 и Шлюз №5 (Новинкинский гидроузел);

Шлюз №6 (Пахомовский гидроузел);

Шлюз №7 и Шлюз №8 (Шекснинский гидроузел).


Волго-Балтийский водный путь — звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.

Решение о строительстве Волго-Балтийского водного пути приняли ЦК ВКП(б) и СНК СССР 24 сентября 1940 года. В этом же году в городе Вытегра началась выемка котлована шлюза №1. Работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. Вновь к строительству канала вернулись в 1947 году, но первоочередным стала сдача в эксплуатацию Волго-Донского канала.

После завершения строительства Волго-Дона техника была перебазирована на строительство Волго-Балта. Однако, с 1953 года до конца 1954 года строительство было законсервировано. В 1956 году был готов пересмотренный и улучшенный проект нового водного пути, разработанный инженерами Ленинградского филиала Гидропроекта во главе с Г. А. Крыловым.

Новые гидроузлы сооружались параллельно гидроузлам Мариинской системы, поэтому в течение всего периода строительства Волго-Балта Мариинская система снабжала стройку техникой, оборудованием, материалами и другими спецгрузами. С 1959 года началось активное строительство Волго-Балтийского водного пути.

Строительство Волго-Балта со всеми перерывами обошлось государству в 218 млн. рублей. При строительстве было переселено 218 населенных пунктов. Время основного строительства нового пути составило 60 месяцев. Для увеличения сроков продления навигации в 1978-1980 годах на шлюзах №№ 1-6 были смонтированы воздуходувные установки, которые позволили работать шлюзам в ледовой обстановке. Продолжительность навигации увеличилась до 270 дней.

Сквозное движение по Волго-Балтийскому каналу открылось 4 июня 1964 года. Первым пассажирским судно, прошедшим по каналу, стал теплоход «Красногвардеец» Северо-Западного речного пароходства, который открыл пассажирскую линию Ленинград - Ярославль.

Фото: Михаил Архипов

Также по теме:
На Волго-Балтийском водном пути началась навигация

Теги: Волго-Балтийский канал, Вологодская область

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151508587457

Новости



Последние комментарии Последние комментарии