Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина

Волго-Донской канал

Волго-Донской канал  имени В. И. Ленина — искусственный судоходный канал, построенный в 1948-1952 годах в Волгоградской (на тот момент — Сталинградской) области, который соединил реку Волгу с рекой Дон.

Волго-Донской судоходный канал является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России: через него флот попадает как с Волги, так и с Каспийского моря, на реку Дон, а затем в Азовское и Черное моря.

Длина Волго-Донского канала — 101 км, из них 45 км приходится на водохранилища. Гарантированная глубина канала — 4 метра, ширина — от 80 метров. Всего на канале построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе: 13 однокамерных шлюзов, три насосные станции, 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения, три плотины, 17 дамб, 11 лотков.

Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне, а также прославлению советского народа и СССР.

Канал берет свое начало в городе Волгограде, где расположен шлюз №1 и шлюз №2, а с рекой Дон соединяется на западе Волгоградской области, в районе поселка Пятиморск, где расположен шлюз №13.

Также в состав канала входят два шлюза, расположенные на реке Дон: шлюз №14 и шлюз №15 в городе Волгодонск Ростовской области.

В составе шлюзов канала можно выделить Волжскую лестницу, по которой суда поднимаются от Волги к водоразделу с Доном на высоту в 88 метров (шлюзы №1 — №9), а в составе нее — Чапурниковскую лестницу шлюзов (9 км), которая включает в себя шесть шлюзов (№4 — №9) в которых суда поднимаются на 50 метров.

Навигация на Волго-Донском канале начинается в конце марта и заканчивается в начале декабря. 90% трафика судов приходится на грузовые перевозки. Местных пассажирских перевозок водным транспортом нет. По каналу проходят маршруты круизных судов в Ростов-на-Дону из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда и Перми.

Волго-Донской судоходный канал соединяет Волгу и Дон в той точке, где они максимально приближены друг к другу. Это удобное положение не раз приковывало внимание правителей, строить здесь канал замышлял и турецкий султан Селим Второй в 1569 году, и царь Петр I в 1697-м.  До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном, но против строительства выступали владельцы железных дорог, не желавшие терять грузопоток.

В 1920 году по плану ГОЭЛРО вопрос о строительстве был снова поднят, но реализовать планы помешала Великая Отечественная война. Работы по сооружению канала начались в 1948 году. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина.


Описание и фотографии шлюзов Волго-Донского канала:

Шлюз №1
Шлюз №2
Шлюз №3
Шлюз №4
Шлюз №5
Шлюз №6
Шлюз №7
Шлюз №8
Шлюз №9
Шлюз №10
Шлюз №11
Шлюз №12
Шлюз №13
Шлюз №14 (река Дон)
Шлюз №15 (река Дон)

Водохранилища, расположенные на Волго-Донском канале:

Береславское водохранилище
Варваровское водохранилище
Карповское водохранилище

Мосты, расположенные на Волго-Донском канале:

Автодорожный мост в Волгограде (между шлюзами №1 и №2)
Железнодорожный мост в Волгограде (между шлюзами №1 и №2)
Железнодорожный мост  между шлюзами №8 и №9
Железнодорожный мост  между шлюзами №9 и №10
Ивановский автодорожный мост (между шлюзами №9 и №10)
Автодорожный мост между шлюзами №11 и №12
Железнодорожный мост  между шлюзами №12 и №13

Памятники:

Монумент героям обороны Царицына на шлюзе №10
Монумент «Соединение пяти морей» в Волгодонске
Монумент «Соединение фронтов» в Пятиморске
Памятник Ленину у шлюза №1 в Волгограде
Памятник-маяк морякам Волжской военной флотилии в Волгограде
Памятник «Степан Разин со товарищи» на реке Дон в Волгодонске

Прочие объекты:

Паромная автомобильная переправа №312 (Береславка, между шлюзами №10-11)

Теги: Волго-Донской канал

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151534789390

Новости



Последние комментарии Последние комментарии