Cruiseinform.RU

Авария в Чайковском шлюзе на Каме в 1962 году

Авария в Чайковском шлюзе на Каме в 1962 году

Чайковский шлюз — гидротехническое сооружение, входящий в состав Воткинского гидроузла на реке Каме в городе Чайковский. Он представляет собой однокамерный судоходный шлюз с двумя параллельными нитками.

Перепад высот между уровнем Воткинского водохранилища, находящегося выше шлюза, и Нижнекамским водохранилищем, находящемся ниже шлюза, является одним из самых больших на территории бывшего СССР, и составляет 23 метра. Больше только на шлюзе Усть-Каменогорской ГЭС на Иртыше в Казахстане (39,8 метра), на новом шлюзе ДнепроГЭСа на Украине (38,7 метров), а также на шлюзе Павловского гидроузла на реке Уфе (33 метра).

Больший перепад высот однокамерного шлюза имеется только на трёх плотинах, оборудованных шахтными шлюзами; на иных плотинах с большим перепадом высот оборудуются многокамерные шлюзы. Строительство гидроузла Воткинской ГЭС было начато в 1955 году. Проектирование гидроузла осуществил Ленгидропроект. В 1960 году, уже в ходе строительства, проектировщиком были внесены изменения в конструкцию шлюза: вместо изначально предусмотренного двухкамерного шлюза был запроектирован однокамерный.

Запланированными датами ввода шлюза в эксплуатацию были 1 мая 1962 года для левой (восточной) камеры шлюза и 20 мая 1962 года для правой камеры шлюза. Сроки ввода в эксплуатацию не выдерживались, поэтому было принято решение сосредоточить все усилия на левой камере. 7 мая 1962 года комиссия дала разрешение на ввод в эксплуатацию левой камеры и утром 8 мая 1962 года пароход «Мамин-Сибиряк» осуществил первое шлюзование.

10 мая 1962 года продолжались работы в правой камере шлюза и в межкамерном пространстве. На этих работах были заняты 63 человека. Кроме того, на стенках камеры стояли люди, наблюдавшие за шлюзованием. В 14-45, находящиеся в верхнем бьефе пассажирский пароход «Дмитрий Фурманов» и грузовой сухогрузный теплоход «Криуши» получили разрешение на шлюзование. В 15-05 оба судна были пришвартованы у внутренней стенки камеры шлюза; первым в шлюз вошёл сухогруз «Криуши», за ним пришвартовался «Дмитрий Фурманов». Оба судна подали сигнал о готовности к шлюзованию.

В 15-20 произошло обрушение правой (внутренней) стены левой камеры шлюза, на участке секций 1 - 4 (нумерация со стороны входа в камеру с верхнего бьефа), общей протяжённостью 110 метров. Стена завалилась в межкамерное пространство, в проран хлынула вода, моментально затопившая межкамерное пространство и правую камеру шлюза. Корму парохода «Дмитрий Фурманов» начало затягивать в проран, команда парохода обрубила швартовы и пыталась помешать затягиванию, дав полный ход машинам, но это не удалось. С кормы сухогруза «Криуши» были брошены концы, и объединёнными усилиями пассажирский пароход, на котором были 423 человека пассажиров и 52 человека экипажа, сумел выбраться из прорана. Люди были частью эвакуированы по верёвочным лестницам, частью перепрыгнули на грузовой теплоход. В это время два инженера строительства сумели закрыть ворота и прекратить поступление воды в шлюз.

В результате аварии погиб 21 человек.

Экспертная группа не нашла никаких отступлений от проекта и нарушений в технологии производства работ. Таким образом, очевидно, что были ошибки в проектировании шлюза. Приговором Пермского областного суда от 23 августа 1962 года виновными в преступлении были признаны председатель пусковой комиссии, начальник технического управления Министерства строительства электростанций СССР В. И. Севастьянов и исполняющий обязанности главного инженера строительства Р. К. Радецкий и им было назначено наказание в виде 6 и 4 лет лишения свободы соответственно, позже замененное на условные сроки.

Авария 1962 года предотвратила гораздо более масштабную катастрофу, которая могла произойти после заполнения Воткинского водохранилища до уровня нормального подпорного горизонта. Гибель людей заставила перепроверить буквально все и внести в конструкцию гидроузла такие изменения, которые превратили его в надежное сооружение.

Теги: Воткинский гидроузел, Чайковский шлюз, река Кама, аварии и ЧП в 1962 году

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151569096984

Новости