785 (тип Россия)

Дизель-электроход проекта 785
Фото: Михаил Архипов

Пассажирские суда проекта 785 — серия из 36 двухпалубных дизель-электроходов, построенных в период с 1953 по 1958 годы на судостроительной верфи Slovenske lodenice, расположенной в словацком городе Комарно (на момент постройки — Чехословакция).

После постройки суда проекта 785 были распределены в Волжское объединённое речное пароходство (Горький), Камское речное пароходство (Пермь), Енисейское речное пароходство (Красноярск) и Западно-Сибирское государственное речное пароходство (Новосибирск), а также на реку Днепр в Днепровское пароходство (Украина).

Серия судов проекта 785 получила название «Россия» — по имени головного судна, а неофициально суда этого типа получило прозвище «электричка» — из-за типа двигателей.

В Волжском и Камском пароходствах суда предназначались для перевозки пассажиров и грузов на транспортных линиях, в первую очередь по открытому в 1952 году Волго-Донскому судоходному каналу (рейсы Москва — Ростов-на-Дону, Горький — Ростов-на-Дону, Пермь — Ростов-на-Дону). В Енисейском пароходстве суда работали на линии Красноярск — Дудинка, в Днепровском ходили из Киева до Херсона.

Изначально суда имели пассажировместимость в 260 человек, для размещения которых на судах были двухместные, четырехместные и шестиместные каюты, без удобств: туалеты, умывальники и душ располагались на палубе. В составе экипажа было 50 человек.

Длина — 80,22 метра;
Ширина — 12,5 метра; (на судах позднее постройки — 14 метров);
Надводный габарит  — 11,4 метра;
Высота борта  — 3,15 метра;
Высота надводного борта — 1,22 — 1,25 метра;
Водоизмещение в грузу — 1003 тонн;
Грузоподъемность — 40 тонн;
Осадка средняя — 1,9 метра;
Тип главного двигателя — дизель 6L275 (294 кВт), генератор LM-8029-10
Мощность и количество главных двигателей — 2 х 273 кВт
Марка гребного электродвигателя — LM-8052-10
Мощность гребного электродвигателя: 3х250 кВт
Скорость  — 20,5 км/час.

В 1986-1989 годах 12 судов («Азербайджан», «Белоруссия», «Грузия», «Карелия», «Киргизия», «Радянский союз», «Таджикистан», «Туркменистан», «Т.Г. Шевченко», «Узбекистан», «Чайковский», «Эстония») использовались как плавбазы для ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. После этого часть судов была списана, часть вернулась обратно в эксплуатацию.

К середине 1990-х годов большая часть судов проекта 785 была выведена из эксплуатации и использовалась в качестве стоечных судов для размещения гостиниц, ресторанов, санаториев и баз отдыха.

По состоянию на январь 2018 года все суда проекта 785 были выведены из эксплуатации, а из 36 построенных «в живых» осталось 14.


Список судов проекта 785
(текущее название — год постройки/списания — изначальное название и дата переименования):
Примечание: список судов с сортировкой по первоначальному названию можно посмотреть на странице судостроительного завода

«Азербайджан» (1953-1990-е);

«Армения» (1953-2016);

«Белоруссия» (1953)

«Булгария» (1955-2016) — изначально «Украина» (до 2010 г.);

«Виктория» (1958-2016) — изначально «А. С. Грибоедов» (до 1958 г.), затем «И. И. Шишкин» (до 2001 г.);

«Грузия» (1953)

«Ипполитов-Иванов» (1956)

«Казахстан» (1954)

«Капитан Родин» (1957) — изначально «А. П. Чехов», затем «Байкал»

«Карелия» (1955)

«Карл Маркс» (1958)

«Коломенский штандарт» (1953) — изначально «Узбекистан»

«Композитор Алябьев» (1958)

«Композитор Глазунов» (1956);

«Композитор Глинка» (1955);

«Композитор Балакирев» (1957)

«Композитор Калинников» (1957);

«Композитор Прокофьев» (1957-2016);

«Композитор Скрябин» (1957-2018);

«Князь Воронцов» (1955) — изначально «Эстония», затем «Киевская Русь»

«Кремас» (1954-2003) — изначально «Таджикистан»

«Литва» (1955)

«М. Ю. Лермонтов» (1957)

«Маяк» (1955) — изначально «Латвия», затем «Михаил Годенко»

«Михаил Годенко» (1956) — изначально «Бородин»

«Молдавия» (1953)

«Мусоргский» (1956)

«Пересвет» (1956) — изначально «Антон Рубинштейн»

«Пётр Алабин» (1954) — изначально «Киргизия»

«Радянський Союз» (1958)

«Распутин» (1952) — изначально «Россия», затем «Россич»

«Римский-Корсаков» (1956);

«Т. Г. Шевченко» (1958) — изначально «В. И. Ленин»

«Туркменистан» (1954)

«Украина» (1952-1953);

«Чайковский» (1956)


Аварии и происшествия с судами проекта 785:

1953 г. — На реке Дон сгорел дизель-электроход «Украина»;

1994 г. — На реке Днепр под Киевом (Украина) сгорел, а позже затонул дизель-электроход «Т. Г. Шевченко».

28.09.1996 г. — При перегоне в Турцию, во время шторма на Черном море затонул дизель-электроход «Молдавия». Погибло 7 членов экипажа.

18.08.2003 г. — При выполнении ремонтных работ на судостроительном заводе «Окская судоверфь» в Нижегородской области полностью сгорело судно «Кремас».

10.07.2011 г. — На Волге затонула «Булгария», погибло 122 человека

09.11.2015 г. — В Красноярске сгорел «Композитор Калинников», погиб 1 человек


Также по теме:
Главный урок «Булгарии»
«Композитора Калинникова» продали по цене в 10 раз ниже, чем просил экс-владелец
На Енисее продолжается распродажа флота пароходства: новые владельцы получают флот по дешевке
Красноярское судно «Композитор Калинников», на борту которого в огне погиб человек, могли специально поджечь
Прокуратура отчиталась о результатах проверки ЧП на судне «Композитор Калинников»
Красноярское судно «Пересвет», на борту которого был «Капитанский Клуб», выставлен за долги на торги
«Булгария» приказала долго плыть: спустя 5 лет после катастрофы судно разобрали
После пятилетнего перерыва «Римский-Корсаков» вновь совершит круиз по Иртышу и Оби
На Каме утилизируют пассажирское судно «Армения»
В Рыбинске завершилась утилизация пассажирского судна «Виктория»
В Красноярске утилизируют «Композитора Прокофьева»
Камское речное пароходство избавляется от однотипного «Булгарии» флота

Теги: проект 785

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151534582333

Новости