Cruiseinform.RU

92-016, четырехпалубные речные теплоходы


Пассажирские речные круизные суда проекта 92-016

Пассажирские суда проекта 92-016 — серия из 9 четырехпалубных судов, построенных в период с 1975 по 1983 годы на судостроительной верфи Slovenske lodenice, расположенной в словацком городе Комарно. Эти теплоходы стали первыми речным теплоходами туристского назначения, в отличие от всех предыдущих серий (737, 785, 646, 588, 20, 26-37, 305), которые строились для грузо-пассажирских перевозок.

Суда этой серии назывались в честь видных военных деятелей, таких как «Александр Суворов», «Георгий Жуков», «Климент Ворошилов», «Михаил Фрунзе» и «Семен Буденный», а также в честь партийных советских и зарубежных деятелей — «Валерий Куйбышев», «Георгий Димитров», «Михаил Калинин» и «Феликс Дзержинский».

Проект был разработан в конструкторском бюро Slovenske lodenice и в 1973 году был утвержден Минречфлотом. За свой внешний вид — удлиненный корпуса и острый нос — суда получили прозвище «крокодилы».

Характеристика судна проекта 92-016: длина — 135,75 метров, ширина — 16,8 метров, осадка — 2,8 метра, надводный габарит — 16,10 метров, высота борта — 5,05 метра, надводный борт — 2,1 метра. Водоизмещение полное — 3950 тонн, пассажировместимость по первоначальному проекту — 400 человек, экипаж — 83 человека. Марка главного двигателя: 6ЧРН 36/45, количество главных двигателей — 3, скорость — 26,1 км/час.

На борту судна расположены пассажирские одноместные, двухместные и трехместные каюты в трюме, на главной, средней и на шлюпочной палубах; два ресторана, концертный зал, бар, читальный и музыкальный салон. В 2000-х годах часть судов прошла модернизацию — появились каюты улучшенной планировки, были обновлены интерьеры общественных помещений.

Головным судном серии считается теплоход «Валериан Куйбышев», спущенный на воду 1 декабря 1975 года. Но на самом деле первым судном проекта 92-016 должен был стать теплоход «Климент Ворошилов» (ныне «Федор Шаляпин»), заложенный раньше «Куйбышева». В силу ряда причины, связанных со строительством теплохода новой серии, работы по его постройки были на время прерваны. Планировалось даже, что уже готовый корпус «Ворошилова» разберут, но в итоге было решено достроить его, по ходу дела устраняя несоответствия. Поэтому в эксплуатацию «Ворошилов» был сдан на два года позже «Куйбышева».

Все девять судов поступили из Чехословакии на Волгу — Волжское объединенное речное пароходство, порт Горький (ныне Нижний Новгород), Октябрьская БТОФ. Все суда работали на маршруте Москва — Астрахань — Москва, продолжительностью 20 дней, с посадкой туристов от местных бюро по туризму и экскурсиям в разных городах.

«Валериан Куйбышев» — Куйбышевское бюро по туризму и экскурсиям;
«Георгий Димитров» — Ульяновское бюро по туризму и экскурсиям;
«Георгий Жуков» — Волгоградское бюро по туризму и экскурсиям;
«Климент Ворошилов» — бюро по туризму и экскурсиям Московской области;
«Михаил Калинин» — Казанское бюро по туризму и экскурсиям;
«Михаил Фрунзе» — Ярославское бюро по туризму и экскурсиям;
«Семен Буденный» — Горьковское бюро по туризму и экскурсиям;
«Феликс Дзержинский» — Московское бюро по туризму и экскурсиям;

В 1981 году теплоход «Александр Суворов» передали из Волжского в Волго-Донское речное пароходство, порт Ростов-на-Дону. Произошло это из-за того, что ранее из Волго-Донского пароходства в Амурское пароходство, на Дальний Восток, был отправлен пассажирский четырехпалубный теплоход «30 лет ГДР». Таким образом, «Суворов» компенсировал Волго-Донскому пароходству потерю судна. В 1983 году теплоход «Александр Суворов», следуя из Ростова-на-Дону в Москву, в районе города Ульяновск на Волге, потерпел крушение. Судно было восстановлено и в 1984 году передано снова в Волжское пароходство.

В 1990-х годах, когда рухнула централизованная система фрахта судов и прекратили работу местные экскурсионные бюро, большинство судов было выведено из эксплуатации. Часть из них затем использовалась в качестве плавучих гостиниц в разных городах:

«Георгий Димитров» — 1992-1994 годы в Калининграде (Россия);
«Георгий Жуков» — 1992-1993 годы в Москве (Россия);
«Михаил Калинин» — 1992-1993 годы в Хельсингборге (Швеция);
«Михаил Фрунзе» — 1999 год в Нижнем Новгороде (Россия);
«Семен Буденный» — 1992-1996 годы в Калининграде (Россия);
«Федор Шаляпин» — 1992-1993 годы в Нижнем Новгороде (Россия);

Сейчас все суда этой серии находятся в управлении компании «Водоходъ», зимуют и обслуживаются в Октябрьской БТОФ под Нижним Новгородом. В навигацию 2018 года из девяти судов в работе были семь — «Александр Суворов», «Георгий Жуков», «Михаил Фрунзе», «Мстислав Ростропович», «Семен Буденный», «Сергей Кучкин» и «Феликс Дзержинский». Теплоходы «Валериан Куйбышев» и «Федор Шаляпин» были выведены из эксплуатации после навигации 2013 года, а в 2016-м году стало известно о том, что они будут утилизированы. В августе 2018 года «Валериан Куйбышев» был отправлен на разделку.

Дальнейшим продолжением серии судов проекта 92-016 должны были стать суда проекта 92-273, но он так и не был реализован.


Список судов по текущему названию (в алфавитном порядке), с годом постройки и утилизации, а также с первоначальным именем:

«Александр Суворов» (1981);

«Валериан Куйбышев» (1975-2018);

«Георгий Жуков» (1983);

«Михаил Фрунзе» (1980);

«Мстислав Ростропович» (1981), до 2011 года — «Михаил Калинин»;

«Семен Буденный» (1981);

«Сергей Кучкин» (1979), до 2000 года — «Георгий Димитров»;

«Федор Шаляпин» (1977), до 1992 года — «Климент Ворошилов»;

«Феликс Дзержинский» (1978).


Аварии и происшествия с судами проекта 92-016:

1983 год. Катастрофа теплохода «Александр Суворов» на Волге в Ульяновске
2007 год. Пожар на теплоходе «Михаил Калинин» под Нижним Новгородом
2009 год. Пожар на борту теплохода «Валериан Куйбышев» под Нижним Новгородом

Также по теме:
Крушение теплохода «Александр Суворов» в Ульяновске в 1983 году
«Водоходъ» готовит теплоходы «Федор Шаляпин» и «Валериан Куйбышев» к утилизации
Теплоход «Сергей Кучкин» вернется на реку в 2018 году и будет работать от Самары
Необычная история гостинично-теплоходной эпохи Калининграда: 1992-2003 годы
Почему «Валериан Куйбышев» был отправлен на утилизацию

Теги: проект 92-016

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151550444118

Новости