Cruiseinform.RU

Колесные грузопассажирские речные пароходы проекта 737

Колёсные грузопассажирские пароходы проекта 737 — серия из 76 речных судов, строившаяся в городе Будапеште (Венгрия) на судоверфи «Обуда» с 1951 по 1959 годы. Пароходы были предназначены для перевозки пассажиров, багажа и грузов на скорых пассажирских и грузопассажирских транзитных линиях.

Суда проекта 737
Фото: Владислав Прокофьев

Размещение этого заказа на судоверфи в Венгрии — советская помощь в послевоенном восстановлении промышленности страны. Проекты, по которым строились суда (сначала проект 737, затем проект 737/205 и в завершении шел проект 737А), был морально и экономически устаревшим уже к началу строительства и необходимости в нём не было, поэтому поступившие в РСФСР и Украину суда уже через 15-20 лет были списаны и переведены в стоечный флот, так как им на замену еще с середины 1950-х годов строились в той же Венгрии (проект 305) и Чехословакии (проект 785, проект 26-37) и ГДР (проект 588 и проект 646) другие крупные серии пассажирских судов.

Характеристики судов проекта 737, 737/205 и 737А (значение через делитель):

Длина, м: 71,4/72,8
Ширина, м: 15,2
Высота габаритная, м: 10,5/10,8
Высота борта, м: 2,7/3,0
Водоизмещение с полными запасами, т: 518/542
Осадка средняя при водоизмещении 518 т, м: 1,26/1,2
Водоизмещение порожнем, т: 444/475
Осадка средняя при водоизмещении 444 т, м: 1,08/1,06
Грузоподъемность, т: 50/76
Пассажировместимость, чел.: 360
Мест для экипажа: 50
Автономность сут.: 4

Паровая машина: ПМ-6, наклонная, двойного расширения
Производство машины: Завод «Ленинская кузница» (Украина) и Obuda (Венгрия)
Мощность, л.с.: 450
Частота вращения, об/мин: 37
Давление, кгс/см2: 15
Температура перегретого пара, С: 300
Паровой котел: КВ-5
Тип котла: водотрубный треугольного типа с двусторонним расположением пароперегревателя
Производство котла: Завод «Ленинская кузница» (Украина) и Obuda (Венгрия)
Паропроизводительность, т/ч: 4
Поверхность нагрева, м2: 160
Давление, кгс/см2: 15-18/15
Температура перегретого пара, С: 280-320/300-320
Диаметр и кол-во водогрейных трубок, мм: 38/32х600
Топливо: мазут
Расход топлива, кг/ч: 400
Пароперегреватель: горизонтальный, змеевидный
Площадь, м2: 26,1

Движитель: гребные бортовые колеса двухопорные с поворотными лопастями, без наружного обода с двумя патронами для крепления двух рядов спиц
Диаметр по центрам пальцев, м: 3/3,6
Длина и ширина плиц, м: 3х0,65/2,8х0,65
Число плиц и материал: 9, дерево
Расстояние оси вала от днища, м: 2,3

Список построенных судов проекта 737:

1951 год:

«Иосиф Сталин» (с 1965 года — «Котляревский»).

1952 год:

«Алексей Толстой»;
«Максим Горький»;
«Маяковский»;
«Н. В. Гоголь»;
«Тарас Шевченко» (позже «Н. А. Добролюбов», затем снова «Тарас Шевченко»);

1953 год:

«Аркадий Гайдар»;
«А. Серафимович»;
«В. Вишневский»;
«В. Лебедев-Кумач»;
«Вячеслав Шишков»;
«К. Тренев»;
«М.Ю. Лермонтов»;
«Некрасов» (сейчас «Богдан Хмельницкий»);
«Петр Павленко»;
«Радищев»;
«Тургенев» (позже «Богдан Хмельницкий»);
«Чернышевский».

1954 год:

«А. Афиногенов»;
«Борис Горбатов»;
«Генерал Крисанов»;
«Евгений Петров»;
«Иван Франко»;
«Павел Бажов»;
«Юрий Крымов»;
«Янка Купала».

1955 год:

«Александр Малышкин» (позже «А. С. Пушкин»);
«Александр Пирогов» (позже «Севастополь»);
«Александр Полежаев»;
«Владимир Арсеньев»;
«Демьян Бедный»;
«Сергеев-Ценский» (позже «Сталинград», а затем «Волгоград»);
«Сергей Алымов»;
«Сергей Есенин»;
«Тургенев»;
«Хирург Вишневский».

1956 год:

«Александр Корнейчук» (позже «Одесса», а затем «Киев»);
«Антон Макаренко»;
«Виктор Гусев»;
«Владимир Ставский»;
«К. М. Станюкович»;
«Матрос Вакуленчук»;
«Мельников-Печерский»;
«Пётр Комаров»;
«Сидор Ковпак» (позже «Ленинград», а затем «Минск»);
«Эдуард Багрицкий»;
«Ярослав Галан».

1957 год:

«А.П. Чехов»;
«А.Ф. Писемский»;
«В. А. Жуковский»;
«Джамбул»;
«Достоевский»;
«И. С. Никитин»;
«Лесков»;
«М. М. Пришвин»;
«Мамин-Сибиряк» (позже «Петрозаводск», а затем «Иван Кадомцев»);
«Н. А. Добролюбов»;
«Н. Г. Помяловский».

1958 год:

«Барнаул»;
«Бийск»;
«Владивосток»;
«Казань»;
«Новосибирск»;
«Омск» (позже Szot. Budapest);
«Пермь»;
«Рыбинск» (затем «40 лет ВЛКСМ», а позже «Тарас Шевченко»);
«Рязань»;
«Свердловск»;
«Томск»;
«Уфа»;
Bratislava.

1959 год:

«Благовещенск»;
«Иркутск»;
«Красноярск»;
«Омск»;
«Хабаровск».

Построенные суда поступали в Бельское, Волжское, Волго-Донское, Днепровское, Западно-Сибирское, Камское, Ленское и Московское речные пароходства. Ко второй половине 1970-х годов большая часть флота была передана под строечные базы отдыха различных предприятий. Исключение составляли пароходы на Лене, которые работали до первой половины 2000-х годов.

По состоянию на конец 2019 года из всех судов этого проекта остались целы следующие:

«Благовещенск» (река Лена, Киренск, выведено из эксплуатации)
«К. М. Станюкович» (река Волга, Городец Нижегородской области, замороженное переоборудование)
«Красноярск» (река Лена, Якутск, выведено из эксплуатации)
«Сергей Алымов» (река Волга, поселок Елшанка Саратовской области, заброшенная  береговая турбаза)
«Уфа» (река Уфа, Павловское водохранилище в Башкирии, заброшенная  береговая турбаза)
«Богдан Хмельницький» (Украина, река Днепр, Киев, действующая плавучая гостиница)
«В. Вишневский» (Украина, река Днепр, Киев, заброшенное береговое общежитие)

Скорые линии, на которых работали пароходы проекта 737:

Скорая линия Москва — Горький
Скорая линия Москва — Пермь
Скорая линия Москва — Уфа

Пароходы проекта 737 в кинокартинах:

— «Алексей Толстой» в 1953 году был снят в фильме «Верные друзья» под названием «Ермак»;
«Н. А. Добролюбов» был снят в 1991 году в фильме «Небеса обетованные»;
— «Достоевский» был снят в 1983 году в фильме «Жестокий романс» под названием «Святая Ольга»

Новости по теме:

23.11.2016 — Фильм «Жестокий романс»: люди и пароходы, сыгравшие главные роли в картине
06.09.2014 — Колёсный пароход «Красноярск» будет совершать круизы по Лене

Также по теме:
Колёсный пароход «Красноярск» будет совершать круизы по Лене

Теги: проект 737

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151579758023

Новости