«Спартак» — речной пароход, построенный в 1912 — 1914 годах на Сормовском судостроительном заводе в Нижнем Новгороде (сейчас —
АО «Красное Сормово»). После постройки пароход получил название
«Великая княжна Татьяна Николаевна». 18 июня 1914 года судно вышло на ходовые испытания, а 22 июня 1914 года было принято в эксплуатацию. С июля 1914 года судно начало работу от пароходного общества «Самолетъ».
Также в 1914 году, но на несколько дней раньше начал работу полностью однотипный пароход, получивший название «Великая княжна Ольга Николаевна», получивший в 1918 году название
«Володарский».
В апреле 1917 года по инициативе «Самолёта» пароход «Великая княжна Татьяна Николаевна» был переименован в
«Добрыня Никитич». В 1918 году пароход был национализирован и получил название
«Карл Маркс». А с марта 1919 года начал называться
«Спартак». Во время Гражданской войны был штабным кораблем Волжской военной флотилии.
В конце лета и осенью 1941 года «Спартак» занимался эвакуацией мирного населения и работников перебазируемых в тыл предприятий на Каму и в Приуралье, а на обратном пути доставляли на запад воинские подразделения, различные грузы. Летом 1942 года «Спартак» совершил несколько рейсов с воинскими подкреплениями и техникой в Сталинград и вывозил из него каждый раз по 700 — 800 женщин и детей.
После войны судно работало в
Волжском объединенном речном пароходстве и было приписано к Астрахани. В конце 1950-х годов пароход прошел модернизацию по проекту 250. В 1970 — 1980-х годах «Спартак» работал на скорой линии
Горький — Астрахань.
В 1983 году пароход «Спартак» снимался в
фильме «Жестокий романс» под названием «Ласточка».
27 июля 1991 года судно совершило последний рейс и было поставлено на прикол в затоне
Память Парижской коммуны под Нижним Новгородом.
В 1992 году Волжское пароходство продало пароход «Спартак», вместе с однотипным пароходом
«Володарский», списанным в 1989 году, коммерческой фирме «Бородино». Согласно договоренностям ремонт и восстановление судов должны были пройти в Австрии, после чего один из пароходов должен был вернуться на Волгу в Волжское пароходство, а другой остаться в счёт оплаты ремонта и работать на Дунае от местной компании.
В 1993 году оба парохода были перегнаны в Ростов-на-Дону, где стояли у стенки порта в ожидании перегона и использовались попутно как плавучие общежития, а когда выяснилось, что проект не состоится, «Спартака» и «Володарского» оттащили в Аксайский затон. Оба судна постепенно были разграблены местным населением, а в апреле 2000 года специально выжжены для дальнейшей утилизации на металлом. К 2001 году оба судна лишились надстроек, а в первой половине 2000-х корпуса судов были утилизированы.
Характеристики судна:
Длина: 91,4 метра;
Ширина: 9,3 метра (с обносами — 18,3 метра);
Высота борта: 3,28 метра
Водоизмещение: 900 тонн
Осадка: 1,1 метр порожнем, 1,85 метра (с грузом);
Грузоподъемность: до 1550 тонн в трюмах и до 300 тонн на палубах;
Двигательная установка: паровая машина тройного расширения мощностью 1250 индикаторных л. с. (или 300 номинальных л. с.); 2 трехтопочных паровых котла;
Скорость: 24,5 км/час;
Экипаж: 31 (палубный), 20 (машинный);
Пассажировместимость: 178 человек
Теги:
Спартак
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться