Северо-Западное речное пароходство — государственное предприятие, занимавшееся внутренними речными перевозками грузов и пассажиров водным транспортом, судоремонтом и судостроением, а также экспортно-импортными перевозками водным путём.
История пароходства идет с 1918 года, когда согласно декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 января для эксплуатации национализированного флота на Северо-Западе страны был учрежден Петроградский округ внутренних водных путей сообщения и шоссейных дорог, который 18 апреля 1918 года был преобразован в Мариинское областное управление водного транспорта. Приказом Наркомата путей сообщения от 19 февраля 1921 года вместо него было создано Северо-Западное управление водного транспорта, которое приказом Наркомата путей сообщения от 29 марта 1923 года было разделено на Северо-Западное управление водных путей и Северо-западное речное государственное пароходство.
В конце 1929 года пароходство было переименовано в Северо-Западное управление государственного речного транспорта, а 15 марта 1934 года и до 3 июня 1993 года называлось Северо-Западное речное пароходство МРФ РСФСР. В 1940 году из СЗРП было выделено в самостоятельную единицу Беломорско-Онежское пароходство.
С июня 1993 года пароходство носит название АО ««Северо-Западное пароходство». В 1997 году на базе пароходства была образована дочерняя компания
«Северо-Западный флот», которой были переданы в управление лучшие активы пароходства — сухогрузные суда смешанного класса плавания, работающие на экспортных грузоперевозках из России в страны Европы.
В феврале 2004 года башкирское ОАО «Корус-холдинг» и петербургское ЗАО «Инфотек-Балтика» начали процедуру слияния принадлежащих им Волжского (доля 51% акций) и Северо-Западного пароходств (62% акций).
В феврале 2020 года стало известно, что акционеры
АО «Судоходная компания “Волжское пароходство”» одобрили сделку по присоединению к предприятию двух активов — АО «Северо-Западный флот» и
ПАО «Северо-Западное пароходство».
Круизные речные суда пароходства
По состоянию на 1991 год в состав флота пароходства входили следующие суда:
«Алтай»
«А. С. Попов»
«Н. К. Крупская» (с 1992 года —
«Петрокрепость»)
«Родина»
«Т. Г. Шевченко»
«Короленко»
«Мамин-Сибиряк»
«Сергей Орлов»
«Александр Ульянов» (с 1992 года —
«Кронштадт»)
«Виссарион Белинский»
«Владимир Ильич» (с 1992 года —
«Санкт-Петербург»)
«Мария Ульянова» (с 1992 года —
«Петергоф»)
«Алексей Сурков»
«Нарком Пахомов»
«Сергей Киров»
В 1992 — 1994 годах теплоходы «Алтай», «Короленко» и «Сергей Орлов» были списаны, «Т. Г. Шевченко» продан, а «Петрокрепость» выведена из эксплуатации.
В августе 1997 года было образовано
ООО «Пассажирский флот», которому были проданы четырехпалубные круизные речные теплоходы «Алексей Сурков», «Нарком Пахомов», «Петергоф» и «Сергей Киров», работающие на рейсах с иностранными туристами.
В 1999 году было образовано
ОАО «Пассажирский порт» — компания, учрежденная для управления пассажирским туристическим и прогулочным флотом Северо-Западного пароходства, а также причалами и речным вокзалом на реке Неве в Санкт-Петербурге. «Пассажирскому порту» были переданы следующие теплоходы пароходства: «А. С. Попов», «Мамин-Сибиряк», «Петрокрепость», «Родина», «Виссарион Белинский», «Кронштадт» и «Санкт-Петербург».
В 2000 году пароходство образовало туристическую компанию
«Русские круизы», занимавшуюся речными круизами и пассажирскими водными перевозками в Санкт-Петербурге и области. В начале 2003 года «Пассажирский порт» передал в аренду до 2011 года «Русским круизам» теплоходы «Родина», «Виссарион Белинский», «Кронштадт», «Санкт-Петербург» и «А. С. Попов».
Летом 2003 года в «Северо-Западном пароходстве» сменился собственник и новый менеджмент посчитал договоры передачи судов в аренду невыгодными «Пассажирскому порту». 31 марта 2004 года арбитраж удовлетворил иск «Пассажирского порта» к «Русским круизам» и признал договоры аренды ничтожными.
После 2005 года трехпалубные теплоходы «А. С. Попов», «Родина», «Мамин-Сибиряк» и «Петрокрепость» были проданы, а весь четырехпалубный флот передан в образованную осенью 2004 года
«Волго-Балтийскую судоходную компанию», откуда позже ушел в Волжское пароходства, а из него — в
«Водоходъ».
Материалы по теме:
22.04.2018 —
Невероятные приключения теплохода «Т. Г. Шевченко» в Ирландии и Англии
21.08.2016 —
Из истории теплохода «Санкт-Петербург»: как «Владимир Ильич» на 7 дней стал «Святым Владимиром»
Теги:
Северо-Западное речное пароходство,
Северо-Западное пароходство
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться