Легенды советского морского флота: судьба лайнера «Максим Горький»

Легенды советского морского флота: судьба лайнера «Максим Горький» 30.04.2017 10:33

Пассажирский лайнер «Максим Горький», проработавший в круизной сфере ровно 40 лет, вошел в историю не только как флагман советского морского флота, но и судно, на борту которого было принято историческое для судьбы СССР решение.

Круизное судно было построено в 1969 году в Германии и получило первоначальное название в честь города постройки — «Hamburg». По планам лайнер должен был работать на трансатлантической линии Гамбург—Нью-Йорк. В первый рейс судно вышло в марте 1969 года и отправилось к берегам Южной Америки.

Но разразившийся в начале 70-х годов нефтяной кризис изменил планы судовладельца: эксплуатацию лайнера признали нерентабельной и он был выставлен на продажу.

Судьба лайнера «Максим Горький»

В сентября 1973 судно было переименовано в «Hanseatic» и продано американской компании Robin international, которая тут же перепродала его Черноморскому морскому пароходству. В января 1974 года на судне был спущен флаг ФРГ и поднят флаг СССР.

Судно снова переименовали и назвали «Максим Горький» в честь известного советского писателя. Под этим именем позже лайнер стал флагманом советского пассажирского морского флота.

В 1974 году «Максим Горький» был передан во фрахт немецкой круизной компании «Neckermann und Reisen GmbH & Co», сотрудничество с которой продолжалось до 1988 года.

В ноябре 1974 года в порту Сан Хуан (Пуэрто-Рико) с причала на борт судна была брошена граната, пострадали три члена экипажа. Спустя год в том же порту произошло второе нападение на лайнер: были взорваны две бомбы, прикрепленные к корпусу судна, но значительных повреждений они не причинили.

Следующий инцидент произошел в Нью-Йорке в сентябре 1980 года. Власти порта не разрешили советскому лайнеру войти в акваторию порта в связи с вводом советских войск в Афганистан. Пассажиров в город доставляли портовые суда.

Осенью 1988 года судно было передано на 20 лет во фрахт западногерманской компании Phoenix Reisen.

Судьба лайнера «Максим Горький»
Фото: Manuel Moreno Martínez

В начале декабря 1989 года на борту лайнера «Максим Горький», стоявшего на рейде порта Валетта на Мальте, произошла историческая встреча и переговоры лидеров двух сверхдержав — СССР и США — Михаила Горбачева и Джоржа Буша. Как принято считать, итогом стало неформальное признание поражения СССР в холодной войне. По значимости для мировой истории многие сравнивают мальтийский саммит с Ялтинской конференцией 1945 года.

В конце 1991 года с лайнера была убрана советская символика, а в 1992 году был сменен и флаг с портом приписки. Вместо советского судно перешло под флаг Багамских островов, а прежний порт приписки Одесса сменился на Нассау. Переход под другой флаг, соответственно, вызвал и переименование судна. Теперь он стал называться Maxim Gorkiy.

Последующие годы судно совершало кругосветные плавания по всему миру.

Судьба лайнера «Максим Горький»
Фото: Juergen Braker

В ноябре 2008 года Maxim Gorkiy закончил работу во фрахте компании Phoenix Reisen. Планировалось, что судно перейдет к новому владельцу — американской компании Оrient Lines и под именем Marco Polo II продолжит работу.

Но вновь помешал мировой кризис, на сей раз финансовый. Эксплуатацию лайнера вновь признали нерентабельной и в январе 2009 года судно было продано для утилизации.

Попытки инициативной группы из Германии найти спонсоров, чтобы выкупить лайнер и оставить в Гамбурге как «памятник технической культуры», поддержки не нашли.

Своё четвертое и последние имя — Maxim M — судно получило в феврале 2009 года перед отправлением в последний рейс из Греции в Индию. 25 февраля 2009 года лайнер прибыл в центр мировой судоразделки в индийском городе Аланг, где позже был утилизирован.

Судьба лайнера «Максим Горький»
Фото: Sinisa Aljinovic



Тема:  Истории и судьбы морских судов
Теги: Максим Горький

Количество показов:4338

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151508816951

Новости



Последние комментарии Последние комментарии