Cruiseinform.RU

Как режиссер Георгий Данелия снимал фильм про Волгу и флот

Как режиссер Георгий Данелия снимал фильм про Волгу и флот 04.04.2019 23:20

4 апреля 2019 года на 88-м году жизни скончался  советский и российский кинорежиссёр Георгий Данелия. За свою карьеру он снял почти 30 фильмов, многие из которых стали классикой советского кино — «Я шагаю по Москве» (1963), «Афоня» (1975), «Мимино» (1977), «Осенний марафон» (1979), «Кин-дза-дза!» (1986).

Среди его работ есть картина, тесно связанная с флотской тематикой. Это фильм «Путь к причалу» (1962), где основное действие происходит на море и судах. Как рассказывал Данелия в одной из своих автобиографических книг, возможность снять фильм, где действие будет происходить на пассажирском теплоходе, плывущем по Волге, была у него в начале 1970-х годов. При чем, снимать картину, для которой он писал сценарий, Данелия должен был с итальянским режиссером Чезаре Дзаваттини. Два года работы над картиной прошли, казалось, зря — в итоге съемки отменили. Но благодаря этому в 1970-х годах на советские экраны вышли два фильма, частично основанных на наработанном материале, ставших потом всенародно любимыми и культовыми.

Что это были за фильмы и каким должен был быть фильм про Волгу и теплоходы?

В конце 1960-х годов Михаил Калатозов, единственный советский режиссер получивший Каннскую ветвь, предложил ему быть сценаристом в совместном советско-итальянском фильме.

«Сценарист с итальянской стороны — отец итальянского неореализма Чезаре Дзаватини, в главной роли — звезда мировой величины Альберто Сорди, продюсер — киномагнат Дино де Лаурентиис, режиссер — он, Калатозов. Сорди хотел сыграть простого рабочего. Лаурентиис просил, чтобы в фильме было обязательно путешествие на корабле по Волге. Калатозову же хотелось, чтобы в фильме был пожар», писал Данелия в книге «Тостуемый пьет до дна».

Дзаватини прилетел в СССР в середине августа, но поехать по Волге на теплоходе он не смог — в Астрахани случилась холера, и был объявлен карантин (речь идет про 1970 год). Тогда мы работали в Москве и договорились, вспоминает Данелия, что итальянского героя будут звать Альберто, а русскую героиню Маша. В 1971 году Георгий Данелия становится уже режиссером советско-итальянского фильма, и вместе с Дзаватини совершает круиз по Волге.

«Корабль был туристический, время от времени причаливал к берегу, чтобы пассажиры могли порезвиться и искупаться. И каждый раз матросы бегом несли стол, стулья и машинку, устанавливали их в тени деревьев, подальше от купающихся. Так и доплыли до Волгограда. Приятное было путешествие! В Москве мы, наконец, придумали сюжет, который устраивал обе стороны», — вспоминал режиссер.

«Васин, житель деревни на берегу Волги (его, естественно, должен был играть Евгений Леонов), послал приглашение своему другу итальянцу Альберто, вместе с которым во время войны сражался с фашистами в итальянском сопротивлении. Альберто прилетел с женой и ребенком. Васин встречал его, но в аэропорту друзья разминулись. Альберто с семьей добирается до волжской деревни самостоятельно — на корабле. В Ярославле он отстал от корабля. И дальше лихие и смешные приключения», значилось в сюжете будущей картины.

«Картина была в запуске, корабль зафрахтован, Леонова от театра освободили, а окончательно согласовать сценарий я полетел в Италию», рассказывает он. Но прибыв туда мне сообщили, что итальянский продюсер не доволен предложенным вариантом. Мол, Альберто должен ехать в Россию без жены и найти свою любовь там — с русской девушкой.

И переделать нужно не только это, а весь сценарий. На возражения Данелия о том, что съемки уже идут, а переделка сценария задержит их минимум на полгода, он ответил, что это не проблема.

— То, что он предлагает, совсем другой сценарий. И дай Бог, если этот сценарий будет готов к зиме, — продолжил я.  
— Ну и что? Снимете зимой.
— Но вы же хотели, чтобы в фильме было путешествие по Волге. А зимой в России реки покрываются льдом, и корабли с туристами по ним не ходят.
— Ну, пусть плывут на ледоколе. Это даже интереснее. Снежные поля. Волки. Вижу такой кадр: великая река покрыта льдом. Ледокол медленно движется, оставляя за собой черный след. Высокие берега покрыты снегом. А вдалеке по белым полям проносится стая волков…
— А на березках сидят домашние медведи и поют «Калинку-малинку»! — продолжил я.
— Браво, Данела, — сказал Дино, — «Калинка» хорошая песня!

Дальше — больше: итальянцы хотели, чтобы главный герой Альберто, когда он отстал от корабля в Ярославле, догонял его на такси, за рулем которого русская девушка Маша. В Госкино таксистку утвердили, но просили, чтобы она работала только в дневную смену, возила в основном женщин и обязательно заочно училась в институте, педагогическом или медицинском.

Дней через десять приехал Сорди и сказал, что он прочитал все, что мы ему прислали, стало лучше, но надо выкинуть русского, он только мешает. После этого я, вспоминает Данелия, отказался от работы над картиной.

Но итальянцы нашли в СССР другого сценариста и режиссера, которые смогли реализовать их замыслы так, как им хотелось. В 1970 году Эльдар Рязанов вместе с Эмилем Брагинским подали заявку на сценарий совместной советско-итальянской кинокомедии «Спагетти по-русски». «Сюжет строится на злоключениях группы итальянских авантюристов, пытающихся овладеть драгоценностями, закопанными в Ярославле еще во время революции», — написали в авторы в пояснении к сценарию. Но чиновники добро на съемки тогда не дали. Позже к работе над сценарием вернулись, внеся изменения как от итальянцев, так и от деятелей из Госкино. Главным городом, где происходят действия фильма вместо Ярославля стали Москва и Ленинград, а в фильме появились и страстная любовь, и погони, и взрывы, и самолет, и сцена с теплоходом — все это было в кинокомедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», вышедшей на экраны в 1973 году.

Что же до Данелии, то наработки из «круизного фильма» он частично использовал в своей другой картине, переработав сюжет. Вместо итальянца стал грузин, вместо речного флота — воздушный, и встречают там не однополчане, а два поколения. Есть там и любовь — большая и чистая, как и хотел режиссер изначально, и большая роль Евгения Леонова. Реализовано это было в фильме «Мимино», вышедшем на экраны в 1977 году.

Что же до идеи снять фильм с сюжетом о Волге и теплоходах, то Данелия это реализовал в 2000 году в картине «Фортуна», но это был уже совсем другой фильм. Как вспоминал режиссер, когда в 1999 году он снимал этот фильм, то Волга и флот виделись ему уже в другом ракурсе.

«Не было роскошных трехпалубных теплоходов с шумными интуристами. Не было бесконечных танкеров и барж. Не было веселых людных деревень. В затонах гнили проржавевшие остовы. Деревушки опустели и почернели…Остались древние старики и старухи...».

Также по теме «Кинофлот»:

27.01.2017 — «Пираты XX века»: как снимали культовый фильм, и какие суда там играют главные роли
23.11.2016 — Фильм «Жестокий романс»: люди и пароходы, сыгравшие главные роли в картине
18.02.2016 — Почему в «Дне выборов» снялся теплоход «Сергей Абрамов» и как фильм повлиял на круизы
31.01.2016 — Как появился сюжет комедии «Берегите женщин» и необычная история судна, снявшегося в главной роли
09.01.2016 — Как снимали сцену с теплоходом в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России»
07.01.2016 — Как в фильме «Бриллиантовая рука» под вымышленным названием «Михаил Светлов» снялись 3 судна

Фото: Алексей Юшенков



Теги: Кинофлот

Количество показов:6456

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151566776204

Новости