05.04.2019 10:23
Последствия размыва дамбы на
Канале имени Москвы (на фото - бетонная полоса по центру выше шлюза), проходящей над автомобильным тоннелем Волоколамского шоссе в районе Тушино на северо-западе столицы, привели к тому, что впервые за 82 года по одному из участков канала, напрямую связывающего через канал реку Волгу с рекой Москвой, в навигацию не будет осуществляться движение флота, пока пусть и временно.
Напомним, что
ЧП произошло около 10 часов утра 10 января 2019 года. Тогда в результате фильтрации воды через западную напорную земляную дамбу, находящуюся неподалеку от
шлюза №8, произошел провал грунта на площади 75 кв. метров, что привело к выносу воды и грунта на Волоколамское шоссе, проходящее в тоннеле под аварийным участком.
Вид места промыва дамбы канала. 10.01.2019 г.
Тоннель был построен в 1999-2003 годах при проведении реконструкции Волоколамского шоссе. Это третий тоннель под каналом в этом районе: два других были построены при открытии канала (1934-1937) и при реконструкции Волоколамского шоссе в 1970-х годах (1969-1972). Стоит отметить, что и на этих тоннелях в разные годы происходили ЧП с фильтрацией воды, поэтому нынешний размыв не является чем-либо экстраординарным.
В день ЧП заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков
сообщил, что затопление тоннеля могло быть вызвано нарушениями при расширении Волоколамского шоссе и строительстве тоннеля. На это указывало то, что решение о строительстве участка тоннеля под каналом было принято при
отсутствии проекта на конструкцию тоннеля и осуществлялось в форсированном режиме — с декабря 1999-го по апрель 2000 года.
Строительство тоннеля под каналом. 2000 г. Фото: Roads.ru
12 января 2019 года
ФГБУ «Канал имени Москвы», в чьей зоне ответственности находится дамба №294 Тушинского гидроузла, сообщил о дальнейших действиях на поврежденном участке. Планировалось очистить ото льда и ила непосредственно русло Канала имени Москвы, а затем разработать глобальный проект берегоукрепления всей дамбы канала с обоих берегов, от нижней камеры
шлюза №7 до верхней камеры
шлюза №8. Провести все работы, в том числе строительно-монтажные, должны были
до 1 апреля 2019 года.
Но спустя месяц, в середине февраля, сроки были сдвинуты. Как сообщил тогда глава ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, в настоящее время ведутся подготовительные работы на месте ЧП, основные работы начнутся после заключения комиссии Ространснадзора о причинах аварии, которое должно быть готово к 15 февраля, а все работы по ремонту аварийного участка планируется
завершить уже к 15 апреля.
При этом, согласно распоряжению Росморерчфлота (Федеральное агентство речного и морского транспорта)
о сроках работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2019 года открытие судопропускных сооружений на Канале имени Москвы, включая шлюзы №7 и №8, между которыми находится аварийный участок, запланировано на 24 апреля.
Вид участка канала между шлюзами №8 (слева) и №7 в Москве. 2008 год. Фото: Александр Попов
20 марта у заместителя руководителя Росморерчфлота Виктора Вовка совещание по вопросам прохождения пассажирских и грузовых судов через шлюзы №7 и №8 в навигацию 2019 года с представителями судоходных компаний, чьи интересы напрямую затрагивает ситуация с тушинским участком.
Наиболее пострадавшими в данной ситуации оказались грузоперевозки. Через тушинский участок суда идут на разгрузку к причалу Сходня в Южном Тушино (гравий и щебень с Онежского озера), на причал Краснопресненского завода железобетонных конструкций на Пресне и Южный речной порт (песок из Тверской и Ярославских областей), а также порт Беседы и Коломну (гипсовый камень из Татарстана с
Куйбышевского водохранилища и гранулированный шлак из
Череповца). В обратном направлении перевозится только металлом из Южного порта на Череповец. Регулярного движения пассажирских судов на этом участке нет: до 1970-х годов существовал участок
«Московской кругосветки», по которому
пароходы проекта 737 следовали с пассажирами с
Северного на Южный речные вокзалы, а в настоящее время через шлюзы №7-8 осуществляется только перегоны пассажирского прогулочного флота из центра Москвы на
Химкинское водохранилище и в обратном направлении.
На совещании перевозчики озвучили предполагаемые суммы убытков, вызванных прекращением судоходства на участке канала, - более 1,6 млрд рублей. Падение объемов грузоперевозок привело бы к невыходу в работу десятка судов, соответственно без работы бы остались их экипажи. В долгосрочной перспективе судоходные компании могли бы понести и более серьезные убытки — заказчики переориентировались на автомобильный и железнодорожный транспорт.
Вид участка канала от шлюза №7 в сторону шлюза №8. 2006 год. Фото: Михаил Архипов
По итогам совещания было принято решение о возможной расконсервации площадки для приема грузов в Чернавке — ДРСУ «Северное» на
Химкинском водохранилище на севере Москвы, закрытой два года назад. Судовладельцам пассажирского прогулочного флота, чьи теплоходы должны были с началом навигации перейти из Белого города, Кимр и севера Москвы на работу в центральную часть Москвы на Москва-реку, было предложено организовать перегон флота по Волге через Рыбинское и Горьковское водохранилища до Нижнего Новгорода, затем по реке Оке до Коломны и далее по реке Москве до столицы. Мало того, что перегон в 1700 км выльется им в немалые расходы, так еще компании потеряют возможность работать в центре Москвы на майские праздники, а это один из самых «хлебных» сезонов за итак непродолжительный период навигации.
При нынешней ситуации страдает только судоходство: на обводнении реки Москвы это не скажется, так как воду из канала Москвы в реку Москву перебрасывают через Сходненский деривационный канал, проходящий к западу от судоходного участка канала, на котором расположена Сходненская ГЭС:
Фото: Михаил Архипов, 2011 г.
Все вопросы и предложения по текущей ситуации заинтересованные стороны должны были подготовить до 5 апреля 2019 года. А открытие движения судов по участку шлюзов №7-8 предварительно возможно после 1 июня 2019 года о чем
было сообщено на ежегодном собрании судовладельцев Москвы в конце марта.
Как пояснил
«Коммерсанту» руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, масштабы аварии оказались гораздо серьезнее, чем предполагалось в январе: обнаружились множественные провалы, через которые просочилась вода, кроме того, использовались некачественные стройматериалы. В заключении о причинах аварии комиссия пришла к выводу, что были допущены ошибки при проектировании и строительстве тоннеля.
Точную дату открытия участка он называть отказался, но подтвердил, что она «близка к 1 июня».
«Задержка открытия канала, надеюсь, не станет катастрофичной для судоходных компаний, так как большого транспортного и пассажирского потока на этом участке не будет. Чтобы судоходные компании не попали под штрафные санкции контрагентов, планируется ввести ограничения судоходства», — говорит Елянюшкин.
Далее по теме:
05.04.2019 —
Озвучены причины аварии на дамбе канала имени Москвы над тоннелем Волоколамского шоссе
16.04.2019 —
Фото: как выглядит почти осушенный и перекрытый участок Канала имени Москвы в Тушино
30.05.2019 —
Названа дата возобновления судоходства по Каналу имени Москвы в Москве
20.06.2019 —
Открытие для судоходства участка Канала имени Москвы снова отменено
03.07.2019 —
Открытие судоходства по Каналу имени Москвы в Тушино перенесли на август
16.08.2019 —
Транзитное судоходство по Каналу имени Москвы в Москве открылось 16 августа (ФОТО)
Также по теме:
Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы: как он менялся за 80 лет
Регионы:
Канал имени Москвы
Теги:
Канал имени Москвы,
город Москва,
Тушинский тоннель,
ФГБУ Канал имени Москвы
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться