Cruiseinform.RU

«Фёдор Кибальник»: судно, которое могло бы предотвратить трагедию «Булгарии»

«Фёдор Кибальник»: судно, которое могло бы предотвратить трагедию «Булгарии» 08.03.2019 11:08

В начале декабря 2018 года закончилась разборка на металлолом пассажирского двухпалубного теплохода «Федор Кибальник». Об этом судне даже  в самой Уфе, от которой теплоход работал с 1985 года, мало кто помнил: в последний раз в круизы судно выходило в 2002 году. Впрочем, шанс вернуться в работу у теплохода был и даже больше того: если бы это произошло, то теплоход бы не только обрел вторую жизнь, а еще и сохранилось бы 122 жизни пассажиров другого судна. Но, увы.

Для начала вспомним историю судна. Это речной теплоход проекта 305, построенный в 1962 году на судоверфи в Будапеште (Венгрия). После постройки судно получило название «Енисей» и вместе с однотипными теплоходами «Белая», «Буг», «Даугава», «Свияга», «Днестр» и «Кубань» поступило в Московское речное пароходство.

теплоход «Федор Кибальник»
«Енисей» на Северном речном вокзале Москвы. 1970-е года. Фото: Алексей Кириллов

В конце 1970-х годов при утверждении проекта строительства серии новых круизных речных судов проекта Q-065, предназначавшихся для работы, в первую очередь, на реках с малыми глубинами (Москва, Ока, Белая и т. д.), планировалось, что один из теплоходов, а именно «Валерий Брюсов», поступит в Бельское речное пароходство в Уфу, от которого будет совершать туристические рейсы в том числе и до Москвы — по Белой, Каме, Волге, Оке и Москва-реке.

Но с приходом из Австрии, где строились суда этой серии, первого теплохода, которым стал «Сергей Есенин» и первым пробным рейсом по Оке и реке Москве, выполненным осенью 1984 года, выяснилось, что для работы здесь новые суда непригодны по ряду причин.

Поэтому, когда в 1985 году был построен «Валерий Брюсов», то поступило новое судно в Московское речное пароходство, где кроме «Есенина» уже был такой же «Александр Блок», а в Уфу были переданы два двухпалубных теплохода 305 проекта — «Енисей» и «Алексей Киселев» (так с 1974 года стала называться «Даугава», а сейчас это «Башкортостан»), которые без проблем могли работать и на Белой, и на Оке с Москва-рекой.

теплоход «Федор Кибальник»
«Енисей» в Саратове. 1987 год. Фото: Владимир Шулаев

В том же 1985 году с баланса Бельского речного пароходства были списаны два последних рабочих пассажирских колесных парохода 737 проекта — «Джамбул» и «В. А. Жуковский», которые до этого года включительно выполняли рейсы из Уфы до Москвы.

В декабре 1989 года теплоход «Енисей» получил название «Федор Кибальник» — в честь Фёдора Андреевича Кибальника, который был начальником Бельского речного пароходства с 1952-го по 1971-й годы, и умер в 1988 году.

теплоход «Федор Кибальник»
«Федор Кибальник» на Химкинском водохранилище в Москве. 1996 год. Фото: Владислав Прокофьев


«Федор Кибальник» на Волге в Нижнем Новгороде. 1997 год. Фото: Александр Зайцев

Дальнейшие 12 лет судно работало, как и другие однотипные суда Бельского пароходства, на рейсах из Уфы до Астрахани, городов Поволжья, Москвы. С окончанием навигации 2002 года теплоход был поставлен на прикол, и, как позже оказалось, навсегда.

Впрочем, вернуться в работу судно могло в 2011 году. В 2010-м интерес к нему появился у одной из компаний в Казани, после чего в Башкирское речное пароходство (такое название Бельское пароходство получило после реорганизации в 2005 году) прибыла Светлана Инякина, которая вела переговоры о сдаче судна в аренду. Выйти в круизы теплоход должен был под названием «Иремель» — так называется вторая по величине вершина Южного Урала, расположена на северо-востоке Белорецкого района Башкортостана. Первый круиз был запланирован на начало июня 2011 года, а заключительный — на конец августа. Всего планировалось, что «Иремель» совершит за сезон 31 рейс из Казани до Самары, Болгара, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Костромы, Ярославля и Волгограда.

Но договориться сторонам не удалось: пароходство отказалось сдавать судно в аренду без ремонта, а без него на тот момент теплоход для работы был непригоден. Инякина же не хотела платить за ремонт пароходству, обещая что его проведет её «инвестор» своими силами. В итоге стороны не договорились и проект не состоялся. О том, что «Иремель» не выйдет в рейсы от Казани стало известно в начале февраля 2011 года, а через месяц Инякина подписала договор субаренды на «Булгарию». Там условия были выгоднее: вместо 3 млн рублей пароходство отдавало в аренду ее за 1,5, да и в отличии от «Кибальника» «Булгария» была на ходу, поэтому и вкладывать в нее было значительно меньше. Чем история закончилась — хорошо известно.

В апреле 2011 года на «Кибальник» нашелся новый арендатор — компания «Русский альянс», которая с 2004-го по 2009-й годы работала с таким же теплоходом «Владимир Мономах» (с 2010 года теплоход стал «Анной Ахматовой»), первые годы на рейсах из Москвы, а затем из Ярославля. В 2010 году компания не работала и решила вернуться снова на рынок с таким же двухпалубным теплоходом, который она собиралась запустить от Ярославля. Выход судна в работу был намечен на август 2011 года, но затонувшая месяцем ранее «Булгария» поставила на этих планах крест. Со слипа «Кибальник» был спущен уже осенью и вплоть до утилизации никаких работ с ним больше не производилось.

В марте 2018 года «Федор Кибальник», который был выставлен на торги по продаже имущества обанкротившегося Башкирского пароходства по цене 1,392 миллиона рублей, был неожиданно продан за большую сумму — в 2,05 миллиона рублей, а его владельцем стала ООО «Промэлектроснабкомплект» из Уфы. А в июле 2018 года собственником судна стало вновь «Московское речное пароходство». Разборка судна прошла в августе — ноябре 2018 года.

А вот так вот выглядел «Федор Кибальник» перед началом утилизации:

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

История теплохода «Федор Кибальник»

Фото: Динар Шайхутдинов



Автор фотографии: 
Тема:  Истории речных судов / Утилизация судов
Теги: Федор Кибальник, Енисей, Бельское речное пароходство, Башкирское речное пароходство, Московское речное пароходство, проект 305

Количество показов:1610

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151553598336

Новости