Anichka, или невероятные приключения теплохода «Т. Г. Шевченко» в Ирландии и Англии

Anichka, или невероятные приключения теплохода «Т. Г. Шевченко» в Ирландии и Англии 22.04.2018 16:01

Про этот теплоход я уже рассказывал в статье про съемки фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». Именно «Т. Г. Шевченко» был снят в эпизоде с мостом в главной роли второго плана, хотя в фильме должен был быть снят однотипный теплоход «Алтай». Оба судна работали в Северо-Западном речном пароходстве, и были приписаны к Ленинграду. Но в 1994 году их судьбы кардинально изменились: «Алтай» был порезан на металлом, а у «Т. Г. Шевченко» начались такие невероятные приключения, что о них стоит рассказать отдельно.

Для начала нужно напомнить о том, что это за судно. Теплоход «Т. Г. Шевченко» был построен по проекту 588 на судоверфи имени Матиаса Тезена (VEB Mathias Thesen Werft) в немецком городе Висмар (на тот момент — ГДР), и введен в эксплуатацию в мае 1959 года. Судно стало 29-м в серии — после теплохода «А. И. Герцен» и перед теплоходом «И. С. Тургенев».

Стоит отметить, что  именем украинского писателя Тараса Григорьевича Шевченко назывался и другой однотипный пассажирский теплоход проекта 588, который был принят в эксплуатацию раньше — в 1956 году. Но название судна было чуть в другом написании — «Тарас Шевченко», что не одно и тоже (сейчас это судно называется «Очарованный странник»).

После постройки «Т. Г. Шевченко» поступил в Северо-Западное речное пароходство, где был приписан к Ленинграду. Вместе с ним в пароходство попали однотипные суда «А. С. Попов», «Алтай» и «Н. К. Крупская».

Работал теплоход в основном на водных путях Северо-Запада (Ладога, Онега), но также совершал рейсы в другие бассейны. В 1970-1980-х годах все суда пароходства традиционно делали по одному рейсу в Астрахань. Стоит упомянуть, что в 1960-е и до середины 1970-х годов были эпизодические рейсы теплохода с выходом в Балтийское море — до Выборга.

Пассажирский речной теплоход «Т. Г. Шевченко»
«Т. Г. Шевченко» на Онежском озере в Кижах.

Пассажирский речной теплоход «Т. Г. Шевченко»
«Т. Г. Шевченко» на Волге в Волгограде.

Пассажирский речной теплоход «Т. Г. Шевченко»
«Т. Г. Шевченко» в Финском заливе Балтийского моря.

Пассажирский речной теплоход «Т. Г. Шевченко»
«Т. Г. Шевченко» в городе Выборг.

В 1972 году теплоход был снят в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России», в сцене, где пассажирский теплоход проходит по Неве в разведенный днем мост, а герои фильма перебираются через мост используя крышу рубки судна. Для съемок на уже существующую была поставлена специально еще одна фальш-рубка, чтобы хватало высоты до границ разведенного моста.

Со съемками теплохода в фильме связан любопытный момент. Изначально сниматься там должно было однотипное судно пароходства — теплоход «Алтай». И даже снялось, попав в один из кадр, когда показывается проход теплохода по Неве общим планом. Но вот в момент съемки главной сцены произошло ЧП: заходя в поднятые пролеты моста теплоход снесло течением и судно навалилось на правый пролет моста Строителей (ныне — Биржевой мост), снеся полностью надстроенную «киношную» рубку и получив повреждения мостика с правого борта. В итоге «Алтай» отправили в ремонт, а на его место мобилизовали «Т. Г. Шевченко», которого в итоге и видят зрители в фильме.

Вполне возможно, что такой поворот событий и сказался на судьбе теплохода спустя 20 лет. Когда в 1994 году теплоход «Алтай» списали и порезали, «Т. Г. Шевченко» ждала совсем иная судьба. Судно было продано частным лицам, которые перегнали теплоход в Москву, куда он прибыл в конце сентября 1994 года.

Лично я увидел его у 4-го причала Северного речного вокзала Москвы 1 октября 1994 года. Судно было весьма непрезентабельного вида: вероятно, что с 1992 или 1993 года, когда начался и усилился коллапс в пароходстве, оно и не эксплуатировалось. Зато через месяц, 1 ноября, теплоход было не узнать: его отогнали на 16-й причал, корпус стал темно-коричневого цвета (грунтовка), надстройку всю выкрасили, скрыв следы ржавчины, а название на борту с «Т. Г. Шевченко» сменилось на «Святой Петр». Ремонтно-восстановительные работы продолжились и зимой:


«Святой Петр» на Химкинском водохранилище в Москве. Фото: Владислав Прокофьев

С началом навигации 1995 года теплоход покинул Москву. Где он потом находился сложно сказать — точной информации об этом нет: сообщалось, что судно отстаивалось в одном из дальних уголков морского порта Санкт-Петербурга. Зато весной 1996 года он «всплыл» аж в Ирландии, а точнее стал плавучей гостиницей в порту города Слайго. Да еще и под новым именем — Anichka. Как писала позже местная ирландская пресса, владели теплоходом французские бизнесмены российского происхождения. Скорее всего, отмечали местные наблюдатели, на борту теплохода под видом гостиницы находилось нечто совсем иное, с большей степени вероятности — незаконное.



А обратилась она (пресса) к этому вопросу в связи с дальнейшим развитием событий. В апреле 2000 года теплоход был продан и должен был покинуть порт Слайго. Однако купивший его французский бизнесмен сразу таинственно исчез и судно оказалось брошенным. Лишь через полтора года, осенью 2001-го, местные власти взялись за решение вопроса с судном. Мало того, что местный порт не получал денег за стоянку теплохода, так он еще и мешал судоходству в акватории, угрожая экологии: к этому времени на борту произошел серьезный пожар, в результате которого на теплоходе полностью выгорела надстройка, а после тушения пожара судно частично затонуло.

В итоге проблема была решена так. Теплоход был оформлен на местный порт, который в свою очередь передал его администрации города. Та, в свою очередь, за 10 фунтов стерлингов продала его английской компании, занимающейся утилизацией судов. Последняя должна была отбуксировать теплоход на разделку в город Миллом, находящийся на северо-западе Англии.

И тут возникла первая серьезная проблема: перед перегоном судно нужно было не только поднять и привести в порядок, а точнее в остойчивое положение, но и законвертировать для дальнейшего морского перегона. Оплачивать это пришлось за счет бюджета ирландского города Слайго. В итоге получив за теплоход 10 английских фунтов, расходы местной администрации составили почти 455 тысяч фунтов (300 тысяч евро по нынешнему курсу). Местная пресса люто салютировала тогда таким необычным финансовым показателям.

7 ноября 2002 года судно покинуло Ирландию, отправившись в Англию. Если вы думаете, что на этом многострадальная история теплохода благополучно заканчивается, то не спешите: не зря же он снимался в фильме с таким говорящим названием. Пусть и не итальянцы, и не в России, но так уж получилось.



Доставив теплоход в Англию компания, осуществлявшая его буксировку, столкнулась со следующей проблемой. Агентство по охране окружающей среды Великобритании выставило ей счет за утилизацию иностранного судна на территории страны, который компания то ли не смогла оплатить, то ли не захотела. Плюс судно снова начало дало течь, затонув в порту Миллома. В итоге компания просто бросила судно, а геморрой от ирландских коллег торжественно приняли английские местные власти.

Не буду утомлять перечислением дальнейших судебных разбирательств, которые щедро освещала местная пресса. Итог был таков: теплоход Anichka, в девичестве «Т. Г. Шевченко», а затем «Святой Петр», был утилизирован в Милломе в апреле 2003 года. Да, и не маловажное уточнение. Счет на пару сотен тысяч евро за подъем, буксировку и утилизацию теплохода были вынуждены оплатить английские власти в лице местного муниципалитета.

Также по теме:


Как теплоход «Максим Литвинов» странствовал по Европе: из Германии в Шотландию и обратно


Как теплоход «Советская Россия» чуть не стал символом возрождения монархии в России


«Китайские принцессы» или необычные истории обычных судов


Трагическая судьба теплохода «Валентина Терешкова»


Легендарный теплоход «Казань»: жизнь, полная приключений


«Константин Федин», «Александр Суворов» и «30 лет ГДР»: какая необычная история объединяет эти суда



Источник:  Сruiseinform.ru, Архипов Михаил
Тема:  Истории речных судов
Теги: Т. Г. Шевченко, Святой Петр, Anichka, Северо-Западное речное пароходство, проект 588, Кинофлот, Ирландия, Англия

Количество показов:1963

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151542173449

Новости



Последние комментарии Последние комментарии