Из-за чего закрыли «Корабль Брюсов» и что его ждет дальше

Из-за чего закрыли «Корабль Брюсов» и что его ждет дальше 31.10.2014 17:15

27 октября 2014 года проект «Корабль Брюсов» («Brusovship»), открытый в июле этого года на борту теплохода «Валерий Брюсов», был в очередной раз закрыт. Арендаторам помещений дали время на сбор вещей, а на следующий день, 28 октября, судно было опечатано.

После предыдущего закрытия, случившегося в начале сентября, «Брюсов» был частично открыт для посещения уже к 25 сентября. Но в этот раз откроется проект не так скоро – суд вынес решение о закрытии судна на 90 дней.

Ты помнишь, как всё начиналось


О том, что на борту теплохода «Валерий Брюсов» откроется новый проект, стало известно весной этого года. Пассажирский теплоход, построенный в Австрии в 1984 году, был пришвартован у Крымской набережной в Москве ещё летом 1993 года – после того как отработал в Московском речном пароходстве восемь лет в качестве круизного теплохода. Поставили его на прикол не от хорошей жизни – работы для него не было. Первоначально на борту размещались гостиница, казино, рестораны и ряд злачных мест, широко известных в узких кругах. К концу нулевых вслед за казино была закрыта и гостиница, а в 2011 году, после закрытия караоке-клуба и ресторана, жизнь на борту окончательно замерла.

В этот же год решилась судьба и однотипного теплохода «Александр Блок», который так же, как и «Брюсов», был ошвартован на реке Москве, правда раньше, ещё с конца 80-х годов, и использовался как гостиница-ресторан-казино. В 2011-2012 годах судно прошло кардинальную модернизацию и перестройку и вышло на реку как новый круизный теплоход под названием «Александр Грин».

При этом «Валерий Брюсов» был действующим судном и значился в реестре речного регистра. Поддерживалось жизнеобеспечение теплохода, на борту несла вахту команда. Оператором судна была всё та же компания ЗАО «КРЦ Инфлотель», образованная в 90-е годы Московским пароходством для эксплуатации судов-гостиниц в Москве («Блок» и «Брюсов», а одно время был ещё однотипный «Сергей Есенин»).

Новый этап жизни начался у «Брюсова» осенью 2013 года, когда открыли пешеходную зону по всей Крымской набережной, объединив её с территорией Парка Горького. Зимой 2014 года началось переоборудование судна под новый проект, инициатором которого стала компания «Flacon Design Factory», в активе которой значился проект по перестройке одного закрытого завода на севере Москвы под выставочный и торгово-офисный комплекс, с элементами арт-пространства.

Как заявили организаторы проекта, на борту теплохода разместятся не только салоны красоты и здоровья, но и магазины, студии, а также будут проходить различного рода культурные и развлекательные мероприятия.

Работы на «Брюсове» продолжались почти полгода, и 12 июля состоялось открытие нового проекта. Правда, из-за большого объёма работ подготовить судно полностью не удалось – организаторы обещали, что к осени всё будет функционировать как планировалось, а готовность проекта на момент открытия чуть более половины от задуманного.

Начало конца комедии

Два месяца всё шло так, как и было задумано. На борту продолжались работы по обустройству, параллельно им проводились мероприятия – одним словом, жизнь кипела. Но начиная с сентября неизменными посетителями судна стали проверяющие из различных организаций. Итогом их активности стало закрытие доступа на судно с 10 сентября.

Представители проекта заявили, что после выполнения всех замечаний, выявленных проверками, работа судна будет восстановлена. И действительно, начиная с 25 сентября доступ на судно был открыт, а со 2 октября вновь заработали все ранее закрытые заведения общепита. Как прокомментировали случившееся организаторы, у прокуратуры нашлись замечания к владельцу судна компании «Инфлотель», дочерней компании Московского речного пароходства, которая после проведённых весной и летом перепланировок на борту теплохода не внесла в регистр данные об изменениях. К самим же арендаторам судна и разместившимся на борту организациям тоже нашлись претензии, в частности – по работе заведений общепита: кафе «Sito», кафе «Кофе и вафли» и бара «Волна» – у них не было соответствующих санитарных свидетельств.

Вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия

Но в дальнейшем визиты проверяющих не прекращались, а наоборот, их частота увеличилась. Как рассказал Cruiseinform представитель проекта «Корабль Брюсов» Алексей Онацко, в октябре проверки начались уже каждую неделю и каждый раз находились всё новые претензии.

– Что происходило на судне в октябре?

– У нас были постоянные проверки. А 16 октября судно было признано небезопасным для посетителей – раньше проверяющие, видимо, этого не заметили, поскольку интересовались то наличием наклеек на розетках, то вопросами электроснабжения, то другими мелкими недочётами.

– Какие претензии выдвигают к вам?

– Сейчас претензии Роспотребнадзора касаются отсутствия питьевой воды в системе трубопровода. Протокол был составлен при наличии лабораторной экспертизы нашей воды, в которой за семью печатями докторов написано, что вода признана питьевой, но это их не убеждает — на наши документы они вообще не смотрят. Кроме того нас постоянно прессуют: то отключают электроснабжение, невзирая на то, что на судне есть посетители, то начинают дотошно трясти всех наших арендаторов. Итогом этой титанической работы стал штраф в 300 000 рублей и закрытие судна начиная с 28 октября сроком на 90 дней.

– Некоторые из ваших резидентов, кто арендовал у вас помещения, написали, что переезжают в другие места. Как вы смотрите на это?

– Естественно, они ждать не будут. Даже после первого закрытия в сентябре нас покинуло 3 или 4 компании, но мы нашли на их место новых.

– Сколько на момент закрытия судна на борту работало резидентов?

– По состоянию на середину октября на борту работало 27 проектов.

– Бесчисленные проверки – «вскрытия» – не приведут к тому, что в итоге «пациент умрёт от вскрытия»? Не разбегутся ли все арендаторы и проект обанкротится?

– Если ситуация разрешится и нам дадут работать, то будет несложно в течение пары месяцев снова наполнить судно жизнью. За три месяца работы к нам поступило более 300 заявок на аренду, так что недостатка в арендаторах мы не испытываем.

– А работы по переоборудованию судна были полностью завершены? В июле вы говорили, что готовность составляет около 60 процентов, а полностью проект будет завершён к началу осени.

– Работы были практически завершены. Отремонтирован климат-центр и отопление, сделан ремонт в 85% пространств и еще 15% были в процессе с завершением в первой половине ноября. Мы планировали открыть на судне коворкинг-центр, бесплатный современный читальный зал а на осень и зиму планировали провести десятки специальных культурных мероприятий.

– А владельцы судна как-нибудь комментируют ситуацию?

– Пока никак не комментируют, кроме дежурных ответов. В первой половине ноября будет встреча в верхах всех сторон, участвующих в проекте, в том числе и представителей пароходства. По её итогам будет решена дальнейшая судьба проекта.

– Что вы делаете сейчас?

– Мы собираем документы, подтверждающие неправомерные действия Роспотребнадзора и приставов, будем юридически оспаривать их самоуправство.

– А у вас самого какие соображения по поводу всего происходящего? С чего вдруг к вам такое повышенное внимание проявили?

– Мы оказались случайными жертвами. Интерес здесь не к нам, а к работе владельцев судна – компании ЗАО «КРЦ Инфлотель» и Московскому пароходству. Мы оказались заложниками чьих-то конфликтов и интересов. Хотя, может быть, здесь есть и такой момент. Мы слишком свободный пример организации малого бизнеса в Москве на новом уровне, который был реализован без малейшего участия города, бесконечных проектов, прений и согласований, получил популярность и признание и обогнал всё то, что столичные чиновники только затевают. Возможно, что это стало дополнительной причиной нелюбви к нам.

Хозяин реки

Представители компаний, работающих в сфере речного прогулочного и развлекательного флота, единогласно заявляют, что происходящее с теплоходом «Брюсов» – результат кампании по борьбе с дебаркадерами, развернувшейся в Москве в начале сентября. В конце лета было заявлено, что все размещённые на дебаркадерах заведения необходимо проверить, равно как и сами стоечные суда.

В результате проверок, проведённых в сентябре 2014 года, были убраны дебаркадеры от Фрунзенской и Космодамианской набережных, а в СМИ регулярно публиковались отчёты о проделанной «работе»: сколько судов проверено, сколько нарушений обнаружено, сколько заведений закрыто. Что мешало выявлять злостные нарушения законодательства раньше и успешно бороться с ними, правда, не уточнялось. Заказчики информационной кампании в такие подробности предпочитали не вдаваться, да и цели были другие.

Итогом работы стало очищение акватории реки Москвы в пределах центра от установленных здесь в 90-х и нулевых стоечных судов. Есть ли нарушения законодательства на периферии – в Нагатино, на Пресне, у Киевского вокзала – проверяющих не заинтересовали.

Что же до теплохода «Валерий Брюсов» и проекта «Brusovship», то проблемы у последнего возникли только из-за владельцев судна. Похоже идёт передел рынка, к власти пришла новая команда, которая теперь сводит счёты с прежними «хозяевами реки», говорят представители рынка.

Руководители проекта также недоумевают. «У нас были документы от Мэрии Москвы, что судно признано не дебаркадером и имеет право стоять на месте до истечения срока лицензии, которая заканчивается в следующем году (лицензия на водопользование МОС №00581 БРДББ от 05.10.2005, действующая до 05.10.2015 – прим. ред.). Так же на борту судна проводилась конференция по развитию реки Москвы, на которой выступал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. А мы, как команда проекта, выступали на Московском Культурном форуме в Манеже в качестве экспертов», –  говорит Алексей Онацко.

Триумф воли

«Владельцы работавших в центре столицы дебаркадеров и заведений, которые там располагались, люди влиятельные, хотя и не публичные. Имеют хорошие связи на всех вертикалях и свою группу поддержки – лоббистов в запутанных коридорах власти. Соответственно, просто так проверить и закрыть их не получится: всякую мелочёвку из разных там бесчисленных надзоров даже на порог не пустили бы. А тут раз – и всё проверили и закрыли в один момент. Что из этого следует? Что правила игры изменились, пришла другая команда и была проявлена воля и решимость на высшем властном уровне. Вот такой вот триумф политической воли», – говорит руководитель крупной столичной компании, работающей на рынке прогулочного флота.

Что будет дальше с проектом и теплоходом – зависит от состояния собственников судна. «Пароходские суда всегда были на особом положении, поэтому у многих за прошедшие годы возникли к ним разные претензии или просто нелюбовь. С 90-х годов накопилось много претензий. Сейчас наступило время для сведения счётов», – говорит экс-руководитель компании, занимающейся прогулками по реке Москве.

В результате передела рынка изменится расклад сил: уйдет в историю «Речной черкизон», но на его место придут другие, считают представители отрасли. Так, уже известно, что освободившееся место на Фрунзенской набережной перейдёт под объекты Министерства обороны.

«Свято место, а особенно в центре Москвы, пусто никогда не будет. «Уйдут» одних, придут другие. До следующей кампании. Те, кого сейчас выгоняли с насиженных мест, уже нашли себе новые помещения на других судах или на земле. Бороться против этого бессмысленно. Всё течёт и всё меняется», – резюмируют эксперты.


Автор фотографии:  Архипов Михаил
Источник:  Cruiseinform.ru
Тема:  Ликвидация дебаркадеров в Москве
Теги: город Москва, река Москва, стоечные суда, Валерий Брюсов

Количество показов:15085

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151505945048

Новости