За 7 морей и один океан: как волжские речные теплоходы работали в Испании в 1991-1992 годах

За 7 морей и один океан: как волжские речные теплоходы работали в Испании в 1991-1992 годах 28.10.2015 21:40

Начало 90-х годов речной пассажирский флот встретил не в лучшей форме. Каждое пароходство выкручивалось как могло. Кто-то продавал флот, как, например, Московское речное пароходство, которое уже в октябре 1991 года рассталось с теплоходом «60 лет Октября». Северо-Западное и Волго-Донское пароходства сдавали свои суда под плавгостиницы: флот СЗРП работал в Прибалтике, а ВДРП — в Германии. Но самый масштабный проект, по использованию судов в качестве плавучих отелей, был реализован в Волжском пароходстве.

Днём 1 ноября 1991 года пять судов проекта 302 — чытерехпалубные теплоходы «Георгий Чичерин», «Зосима Шашков», «Ленин», «Леонид Соболев» и «Юрий Андропов» — отправились в необычный рейс. Начало пути было на Волге в Нижнем Новгороде, а конечной точкой назначения являлся город Севилья, расположенный на западном побережье Испании.

Успешно пройдя Азовское, Чёрное, Мраморное, Эгейское, Ионическое, Тирренское и Средиземное моря, миновав Гибралтарский пролив и пройдя небольшой участок по Атлантическому океану, суда ошвартовались у причала города Севильи на реке Гвадалквивир.

Переход занял немногим больше месяца. В составе перегонных рейсов была только команда, обслуживающая судно: ни проводников, ни работников ресторана среди них не было. В десятых числах декабря 1991 года потрёпанные штормами суда прибыли в порт назначения. Приступить к работе они должны были в апреле 1992-го. За оставшееся время суда приводили в порядок после перегона и подготавливали к новой сфере деятельности, а зимовать их разместились на местной речке Гвадалквивир.

В Испанию теплоходы ушли для участия в Международной выставке «ЭКСПО-92», для использования их в качестве плавучих гостиниц для посетителей мероприятия. Начиная с 20 апреля 1992 года — дня открытия выставки — российские теплоходы работали как гостиницы, принимая на борту посетителей. Но работали под гостиницу только два судна из пришедших пяти.

Как волжские речные теплоходы работали в Испании в 1992 году

Как волжские речные теплоходы работали в Испании в 1992 году

Испанский поход волжских речников
| Суда в Испании. Фото: Rik79 и Вячеслав Бабушкин.

Отработав полгода в качестве отелей, 17 октября суда отправились в обратный путь всё по тому же маршруту и к зиме прибыли на Волгу под Нижний Новгород. Правда, обратный путь протекал не так гладко, как начало эпопеи. Все пять теплоходов едва не оказались на Украине. А получилось это вот из-за чего. Когда суда шли в Испанию, осенью 1991 года, и уже добрались до Ростова-на-Дону, то оказалось, что судовые документы непригодны для морского перегона. У всех порт приписки значился Горький (ставший к тому моменту обратно Нижним Новгородом), а в море можно было выходить только имея морской порт приписки. Поэтому грузовые суда смешанного плавания, совершавшие международные рейсы, были приписаны либо к Ленинграду, либо к Астрахани.

Последний порт, откуда начинался морской перегон — Мариуполь на Азовском море. Там караван простоял несколько дней. И проблему документов решили — морская администрация порта Мариуполь выдала на все пять теплоходов новые документы с новым адресом регистрации — порт Мариуполь.

Поэтому, на обратном пути и возникла проблема. За время работы в Испании в родных широтах было много изменений, включая и межгосударственное. В частности, было заключено соглашение о разделе имущества между бывшими союзными республиками. И флот поделили просто — по порту приписки. То есть, те суда советского флота, которые были приписаны к украинским портам, автоматически перешли к Украине.

Поэтому, когда волжские суда, миновав Керченский пролив вошли в Азовское море, по прибытию на рейд Мариуполя они были приглашены украинскими пограничниками проследовать к «родному» причалу, так как по документам теплоходы были украинские. Но забрать силой суда украинцы не могли — не было мощностей, а капитаны не стали ждать дальнейшего развития событий и решили проигнорировать предложение, уйдя в российские воды.

Не менее любопытны и другие стороны этой истории. Представители Волжского пароходства отмечают, что главным было получение опыта по организации гостиничного сервиса, который в будущем пригодился в работе на реках России при организации круизов с иностранными туристами. Плюс — в неспокойные годы экипажи не сидели без работы.

Испанский поход волжских речников
| капитаны всех пяти теплоходов и руководитель перегона. Фото перед уходом обратно в Россию. Фото: Azazello

Другие стороны оценивают мероприятие более пессимистично: спроса на суда-гостиницы в самой Испании не было, так как там и без них хорошо развита отельная инфраструктура, и с финансовой точки зрения идея оказалась убыточной. Общий убыток, понесенный пароходством в результате этого проекта, составил по 2 млн рублей на каждое судно.

Так кто же стоял за всей этой историей? Лет десять назад прозвучала такая информация: организатором затеи выступило совместное предприятие «Бородино», представители которого подписали пароходство на этот проект. Как говорят сами работники пароходства, «переговоров было много, ездили неоднократно в Испанию от «Бородино» и от пароходства. Был заключен контракт. Все было правильно. «Бородино» деньги полностью перечисли, частями. Заплату наши получали полностью, в рублях и в долларах. Последняя какая-то сумма долго находилась на счетах, после акционирования они ушли в Москву, а не в пароходство».

Недавно к этой истории нашлось интересное дополнение. В книге «Корпорация. Россия и КГБ во времена президента Путина» подробно рассказывается о том, как в 90-е годы экс-шеф службы безопасности президента Ельцина Коржаков возглавил строительство медиа-империи, в противовес уже созданной чуть ранее корпорации НТВ олигарха Гусинского.

Одним из людей, с которого началось формирование ТВ-команды, стал майор КГБ Александр Комельков, который в советские времена был заместителем начальника отдела управления КГБ, курировавшего телевидение. В перестроечные годы Комельков умело распоряжался своим административным ресурсом – телецентром «Останкино», прежде всего эфирным временем теле- и радиоканалов и помещениями, которые сдавались коммерческим телевизионным структурам. Закончилось это для Комелькова отставкой, после чего он открыл ресторан на Кутузовском проспекте в Москве.

Как следует из материалов книги, деньги на свой ресторан он получил из проекта по сдаче российских теплоходов в Испанию в 1992 году. У чекистов на своего экс-коллегу Комелькова был полный компромат, включая данные об офшорных счетах, на которые были положены деньги, заработанные пароходством в Испании на этом проекте.


Смотрите также:



Исторические фото: как волжские теплоходы зимовали в Испании в 1991 году на реке Гвадалквивир



Источник:  Cruiseinform.ru, Михаил Архипов
Тема:  Истории речных судов
Теплоход:  Георгий Чичерин, Зосима Шашков, Ленин, Леонид Соболев, Юрий Андропов
Теги: Испания, Волжское пароходство, Георгий Чичерин, Зосима Шашков, Ленин, Леонид Соболев, Юрий Андропов, проект 302, необычные круизы

Количество показов:14231

Возврат к списку


Комментарии (1)

Заядлый Речник, 29.10.2015 14:27
Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать

В теперяшнее время можно снова суда за границу посылать.
В теперяшнее время можно снова суда за границу посылать.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151537364633

Новости



Последние комментарии Последние комментарии