Почему «Валериан Куйбышев» был отправлен на утилизацию, и из-за чего серия 92-016 не получила своего продолжения

Почему «Валериан Куйбышев» был отправлен на утилизацию, и из-за чего серия 92-016 не получила своего продолжения 20.08.2018 18:55


В середине августа 2018 года в истории теплохода «Валериан Куйбышев» была поставлена точка: судно, простоявшее без работы пять лет, было отправлено на разделку. То, что такая судьба его ждет новостью не стало — об этом было известно еще с осени 2016 года. «Куйбышева» и однотипный теплоход «Федор Шаляпин», также выведенный из работы после окончания навигации 2013 года, планировалось использовать для получения утилизационного гранта в рамках строительства нового круизного теплохода «Князь Владимир», заложенного весной 2017 года на заводе «Красное Сормово», и строящегося по проекту PV300.

«Валериан Куйбышев» — головное судно серии пассажирских речных теплоходов проекта 92-016. Данный проект был разработан в конструкторском бюро словацкой судоверфи Slovenske lodenice и в 1973 году был утвержден Минречфлотом РСФСР. Их строительство началось с 1973 года в Словакии, где ранее была построена серия пассажирских судов проекта 785, строившихся с 1953-го по 1958-й годы, а затем и проекта 26-37 (1959-1962 годы соответственно).

Головным судом серии «Куйбышев» стал по случайности: первым был заложен теплоход «Климент Ворошилов» (ныне — «Федор Шаляпин»), но в силу ряда причин, связанных со сложностями, возникшими в ходе строительства судна, работы были на время прерваны. Планировалось даже, что уже готовый корпус «Ворошилова» разберут, но в итоге было решено достроить его, по ходу дела устраняя несоответствия. Поэтому в эксплуатацию «Ворошилов» был сдан на два года позже «Куйбышева».

Пассажирский речной теплоход «Валериан Куйбышев»
Заводская табличка судна. Фото: Антон Фролов

10 декабря 1975 года «Валериан Куйбышев» был сдан в эксплуатацию. Следом за ним, в период с 1975 по 1983 годы, было построено еще восемь однотипных судов, но с небольшими изменениями, внесенным в первоначальный проект — сказался печальный опыт «Ворошилова», из-за чего разница между первым и вторым сданным в эксплуатацию судном растянулось на два года.

После «Куйбышева» были построены суда «Климент Ворошилов» (1977, с 1992 года — «Федор Шаляпин»), «Феликс Дзержинский» (1978), «Георгий Димитров» (1979, с 2000 года — «Сергей Кучкин»), «Михаил Фрунзе» (1980), «Михаил Калинин» (1981, с 2011 года — «Мстислав Ростропович»), «Александр Суворов» (1981), «Семён Будённый» (1981) и «Георгий Жуков» (1983).

Суда этой серии назывались в честь видных военных деятелей (Дзержинский, Жуков, Буденный, Ворошилов, Суворов, Фрунзе), а также в честь партийных советских (Калинин, Куйбышев) и зарубежных (Димитров) деятелей. За свой внешний вид — удлиненный корпуса и острый нос — суда получили прозвище «крокодилы».

Все суда поступили в Волжское пароходство (ВОРП), где были приписаны к порту Горького (ныне — Нижний Новгород), и закреплены за Октябрьской БТОФ. Работали они также все вместе и по одному маршруту, совершая круизы по круговой линии от Москвы до Астрахани, с отправлением из Москвы («Климент Ворошилов» и «Феликс Дзержинский»), Ярославля («Михаил Фрунзе»), Горького («Александр Суворов» и «Семен Буденный»), Казани («Михаил Калинин»), Ульяновска («Георгий Димитров»), Куйбышева, то есть Самары («Валериан Куйбышев») и Волгограда («Георгий Жуков»). Путевки на суда распределяли местные бюро по туризму и экскурсиям. Длительность рейса составляла 20 дней, что было не случайным — продолжительность стандартного отпуска в те времена была установлена в три рабочих недели.

Пассажирский речной теплоход «Валериан Куйбышев»

В том же 1975 году, когда был сдан в эксплуатацию «Куйбышев», в немецком Бойценбурге был построен и сдан в работу теплоход «Владимир Ильич» (ныне — «Санкт-Петербург») — головное судно серии 301. Оба проекта, 92-016 и 301-й, открыли новую страницу в круизном речном туризме СССР. Все ранее строившиеся суда не были чисто туристическими, а выполняли роль грузопассажирского флота. При этом, суда немецкой постройки были в эксплуатационном и потребительском качестве лучше, чем чешские. Когда в конце 1970-х годов Министерство речного флота планировало отправить на Дальний Восток волжский теплоход «Констатин Федин» проекта 301, тогдашний начальник Волжского пароходства Константин Коротков его отстоял, пожертвовав теплоходом «Александр Суворов», который из Волжского был передан в Волго-Донское пароходство, откуда в свою очередь на Амур отправили «немца» «30 лет ГДР».

Упоминание про 301-й проект не случайно и вот почему. В начале 1981 года появилась программа дальнейшего развития судов проекта 92-016. Строится новая серия, которая была обозначена номером 92-273, должна была там же в Словакии, а различия заключались в большей мореходности новых судов - эксплуатировать их должны были не только на внутренних водных путях, но и с выходом в Черное, Каспийское и Балтийское моря.

Одновременно с этим КБ немецкой судоверфи разработало продолжение 301-й серии судов — теплоходы проекта 302, который отличался от первоначального также возможностью работы судов в морской акватории. В итоге выбор был сделан в пользу немецкого 302-го проекта, а продолжения серии судов 92-016 так и не появилось. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, качество работы немецких кораблестроителей было на порядок выше, чем словацких. Во-вторых, опыт эксплуатации судов проекта 92-016 выявил ряд его недостатков, пусть и не являющихся критическими. Да и ситуация со строительством головного судна и возникших затем проблем тоже оказала свое влияние на решение.

Пассажирский речной теплоход «Валериан Куйбышев»
На Валааме. 2007 год. Фото: Иван Загайнов

 
Поэтому больше в Словакии пассажирские суда для СССР не строили, но на верфи были размещены заказы на строительство нескольких серий грузовых судов. К середине 1980-х годов была разработана и утверждена программа по реновации, то есть обновлению, серии трехпалубных судов проекта 26-37, строившихся на Slovenske lodenice с 1959 по 1962 годы. Согласно ей, 9 судов этой серии должны были пройти полную модернизацию в Словакии, в рамках которой были бы переоборудованы пассажирские каюты (с установкой в каждой из них санузлов), а также обновлена инфраструктура помещений судна.

Правда, в силу стечения обстоятельств и внешних причин программа так и не была реализована, а первый и последний теплоход — «XXI съезд КПСС», отправленный с Волги на Дунай под реновацию, задержался там почти на десять лет, и работает сейчас под названием «Капитан Пушкарев»

Фото: Владимир Потоцкий



Тема:  Утилизация судов / Истории речных судов
Теги: Валериан Куйбышев, проект 92-016

Количество показов:2387

Возврат к списку


Комментарии (1)

Заядлый Речник, 20.08.2018 20:19
Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать Вам нужно авторизоваться, чтобы голосовать

Эх! Решили таки уничтожить(((
Эх! Решили таки уничтожить(((


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151537364534

Новости



Последние комментарии Последние комментарии