Cruiseinform.ru


Беспокойная судьба «Тихого Дона»: как и куда за 40 лет судьба заносила теплоход

Беспокойная судьба «Тихого Дона»: как и куда за 40 лет судьба заносила теплоход 15.09.2016 15:20

В марте следующего года пассажирскому теплоходу «Тихий Дон» должно исполнится 40 лет. Это достаточно молодой возраст для речного судна, ведь сейчас на реке можно встретить флот, который разменял и 80 лет. Но таких приключений, что выпали «Тихому Дону» за эти десятилетия, мало кому из судов удавалось повторить и, что главное, благополучно пережить.

«Тихий Дон» — это четырехпалубный пассажирский речной теплоход, который был спущен на воду в марте 1977 года в Германии, на судостроительной верфи в городе Бойценбург. Это было пятое по счету судно, построенное по проекту 301. И если предыдущие суда получили распределение в Северо-Западное и Волжское пароходства, а также на Украину, то «Тихий Дон» ушел на Дон — в Волго-Донское речное пароходство.

Примечательно, что это было первое судно, которое получило свое название не в честь географических мест или выдающихся исторических событий и деятелей разных сфер, а в честь одноименно литературного произведения Михаила Шолохова.

Первую часть своей жизни «Тихий Дон» отработал спокойно: до 1991 года включительно теплоход совершал рейсы из Ростова-на-Дону, в основном, до Москвы.

Весной 1992 года начался второй этап жизни судна: вместе с пассажирским теплоходом «Новиков-Прибой» (сейчас это судно называется «Сергей Дягилев»), пароходство отправило «Тихий Дон» обратно в Германию. Как говорят люди, работавшие в 90-х годах на «Тихом Доне», изначально план был следующим. Оба судна будут использоваться как плавучие гостиницы, а заработанные ими средства будут направлены на реконструкцию теплохода «Новиков-Прибой», который хотя и был относительно молодым, разменявшим в ту пору 10 лет, но по комфортабельности не отвечал современным требования для работы с зарубежными туристами.

Но получилось так, что ни под какую реконструкцию «Новиков-Прибой» так и не встал — средств для этого не хватило, поэтому с весны 1992 и по осень 1995 года теплоход проработал в качестве плавучей гостиницы в немецком городе Засниц, после чего вернулся обратно в Россию. Первыми туристами на его борту стали гости из Франции в мае 1997 года.

Засниц (Sassnitz) — небольшой городок, с населением около 10 тысяч жителей, находящийся на севере Германии, на побережье Балтийского моря. Во время существования Западной группы советских войск там дислоцировался (до 1992 года) дивизион кораблей охраны водного района Дважды Краснознамённого Балтийского Флота. .

Беспокойная судьба «Тихого Дона»
«Новиков-Прибой» в порту Засница, 11 июня 1994 года. Скоро его место займет «Тихий Дон».


Но вернемся к «Тихому Дону», который в это же время также использовался как гостиница, в том же районе, что и «Новиков-Прибой», но в 20 км от Засница. После того, как в 1995 году «Новиков-Прибой» ушел в Ростов-на-Дону, «Тихий Дон» перевели на его место в Заснице.

По словам тогдашних членов экипажа теплохода, гостиницы были сезонными и работали только с весны по осень, а на зимний период закрывались, после чего экипажи отправлялись отдыхать до нового сезона. По их словам, управляла гостиницами немецкая компания, возглавлял которую некий г-н  Гренальд, вкладывавший средства в их обустройство.

Примечателен и тот факт, что кроме эти двух теплоходов до середины 1990-х в Германии находилось и еще одно ростовское судно — теплоход «Максим Литвинов». После спуска на воду осенью 1991 года теплоход был отправлен в Шотландию, где должен был проработать в качестве плавучей гостиницы пять лет, но уже через год, осенью 1992 года, «Литвинов» вернулся обратно в Германию и следующие два года, до осени 1994-го, работал как гостиница в город Росток (это 100 км к западу от Засница), после чего наконец-то добрался до России, выйдя в работу летом 1995 года.

Итак, к концу 1996 года в Германии остался только «Тихий Дон», которого планировали вернуть в круизную работу к 1999 году, а до этого времени он должен был пройти в Германии обновление и ремонт: гостиница к тому моменту на нем уже была закрыта. Но между немецкой стороной и ростовским пароходством возникли некие разногласия финансового плана, что в итоге повлияло на судьбу судна — в Германии «Тихий Дон» задержался до лета 2001 года, когда его выкупило уже Московское речное пароходство.

Придя осенью того же года в Санкт-Петербург и перезимовав там, к весне теплоход добрался до Москвы, где его оператором стала компания «Мостурфлот», проработавшая с судном до осени 2004 года, перевозя зарубежных туристов между двух столиц. Таким образом, завершился уже третий этап жизни судна.

Беспокойная судьба «Тихого Дона»
«Тихий Дон» под управлением «Мостурфлота». Июль 2004 года. Фото: Александр Скляров


Зиму 2004-2005 годов теплоход провел снова вдалеке от России: осенью 2004 года новый владелец судна — американская компания «Гранд Серкл Круиз Лайн» (Grand Circle Cruise Line), отправила теплоход на модернизацию в Румынию, и с началом навигации 2005 года теплоход встал на линию Москва — Санкт-Петербург, где работал с иностранными туристами до осени 2008 года.

Разразившийся мировой финансовый кризис внес коррективы в работу судна: в 2009-м году теплоход был отдан в аренду под российских туристов в Самару, так как американский рынок, с загрузкой от которого ранее работало судно, сильно просел и компания справлялась силами одного своего теплохода («России»). Но если самарские туристы от теплохода были в восторге, то вот его владельцы итогом навигации были разочарованы, хотя их и предупреждали заранее, что этим все и закончится.

Весной 2010 года «Тихий Дон» вновь вернулся к работе с американскими туристами на линию Москва — Санкт-Петербург, и следующие две навигации отработал спокойно. А вот осенью 2012 года стало известно о том, что судно может и в третий раз покинуть российские воды. Grand Circle Cruise Line приняла решение отправить судно работать на Украину, поставив теплоход на линию Киев — Одесса — Констанца (Румыния), с проходом по Днепру и выходом в Черное море.

Беспокойная судьба «Тихого Дона»
«Тихий Дон» на Канале имени Москвы. Фото: Сергей Петухов

Когда уже готовый к перегону, через Азовское и Черное море, «Тихий Дон» добрался до Ростова-на-Дону, своей первой Родины, его судьба вновь круто изменилась. По каким-то причинам Grand Circle в последний момент отказалась от планов отправить судно на Украину и теплоход перегоном отправили из Ростова в Питер, уложившись за рекордные 10 дней, аккурат к окончанию навигации 2012 года.

И если в 2013 году ничего примечательного в жизни теплохода не случилось, то в 2014-м закончить навигацию как планировалось судно не смогло: из-за нового падения спроса на американском рынке на речные круизы в России судно встало на прикол досрочно, 1 августа.

Следующие два не полных года «Тихий Дон» тихо простоял без работы в Северном речном порту Москвы, в паре «коллегой» по работе — теплоходом «Россия».

Но летом 2016 года теплоходу вновь вернули жизнь: его новым владельцем стала компания «Донитурфлот» из Ростова-на-Дону — дочерняя компания Волго-Донского пароходства по работе с пассажирским круизным флотом. Таким образом, спустя 39 лет судно вновь вернулось туда, где и начало работать. В навигацию 2017 года судно должно вновь начать работу на круизном рынке, перевозя иностранных туристов между Москвой и Санкт-Петербургом, под управлением компании «Ортодокс».

Беспокойная судьба «Тихого Дона»
«Тихий Дон» в Москве. Фото: Михаил Архипов



Автор фотографии:  Архипов Михаил
Источник:  Cruiseinform.ru, Михаил Архипов
Тема:  Истории речных судов
Теплоход:  Тихий Дон
Теги: Тихий Дон, проект 301

Количество показов:4670

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151544636806

Новости



Последние комментарии Последние комментарии