Cruiseinform.RU

Решит ли «второе рождение» Кузьминского гидроузла главную проблему Оки и круизов

Решит ли «второе рождение» Кузьминского гидроузла главную проблему Оки и круизов 31.12.2015 11:00

К концу 2015 года полностью завершено строительство нового Кузьминского гидроузла на реке Оке, в районе посёлка Аксёново Рязанской области. Техника и строительное оборудование практически вывезены, плотина старого гидроузла, расположенного выше по течению реки - разобрана, старый шлюз засыпан. Парадные речи прозвучали, радостные репортажи многократно сделаны и с Нового года, как и положено, начинается новая жизнь. Что обещает эта жизнь речным путешественникам и работникам реки?

Новые условия - новые плюсы. Ликвидация самого мелкого и опасного места средней Оки - нижнего порога старого Кузьминского гидроузла радикально уменьшает риск запрета прохода для туристических теплоходов 305 проекта из-за быстрого падения уровня воды летом в межень.

Одновременно снимается и вероятность внезапного полного прекращения судоходства через старый гидроузел, который ещё с середины ХХ века находился под постоянной угрозой аварии из-за правобережного оползня, сдавливавшего камеру шлюза. А ещё из-за выдавливания середины плотины вместе с дном реки вверх (под дном есть слой мягкой глины, уходящей под высокий правый берег, который как поршень сдавливает этот слой своей массой и глина выпирает там, где ближе всего подходит к поверхности - на середине русла).

Гарантированные глубины 1,7 метра теперь распространяются от Москвы до выхода из Кузьминского шлюза вниз в Оку при самых малых уровнях воды. А перенос нового гидроузла вниз по течению позволил избавиться и от второй по значимости преграды для судоходства на средней Оке - Верхнего Аксёновского переката.

Увы, не бывает так, чтобы новизна пришла с одними выигрышами, без возможных ограничений. Новый гидроузел меньше, чем старый приспособлен для обеспечения судоходства весной по высокой воде. При высоком окском половодье в 5-7 метров в начале мая судам ни через шлюз, подходные палы и стенки камеры которого окажутся в воде, ни над плотиной не пройти. И период закрытой весенней навигации при половодье уровня 2013 года вполне может продолжаться несколько недель.

Что реально получат речники и туристы?

Ведомство, отвечающее за судоходство в этом районе, а это Рязанский район гидросооружений ФГБУ «Канал имени Москвы», уже начало активно углублять перекаты ниже гидроузла для поддержания гарантированной глубины в 1,7 метра максимально возможное время навигации. Раньше это было отчасти бессмысленно, всё равно Кузьминский шлюз ограничивал на меньшем уровне. Для грузоперевозок создаются значительно более выгодные условия, т.к. не будет больше глубин в 1,2 - 1,3 метра, а реальные в худшем случае 1,5-1,7  метра улучшают экономику перевозок.

А для туристических компаний есть возможность продлить пассажирскую навигацию на Оке с мая как минимум до июля, а с учётом дноуглубления, возможно что и до августа.  Кроме того для туристов будет однозначно большая доступность, надёжность и вероятность выполнения окских рейсов. Больший выбор за счёт увеличения количества доступных круизов. Плюс - перспективное продление навигации на середину лета, на июль.

Чего не стоит ждать от обновлённой Оки? Вернуть полную туристическую навигацию на весь сезон скорее всего не удастся при любых дноуглубительных и русловых работах. Природа решила ограничить нам количество осадков в год и есть основания ожидать продолжения этой скупости дальше. Могут быть исключения в виде многоводных годов. Но никаких гарантий без шлюзования всей реки быть не может. Это общая тенденция для наших широт не только в Евразии, но и в Америке. Больше дождей в тропиках, меньше в умеренных широтах.

Гарантий непрерывного судоходства в начале мая после снежных зим стало меньше. К ограничениям в виде низких москворецких мостов, под которыми не могут пройти теплоходы и затопленного причала в Константиново добавляется преграда в виде неразборной новой плотины.

В конечном итоге выводы получились следующие. На Оке стало лучше и глубже. Стало спокойнее и надёжнее. Появилась перспектива развития, вместо риска прекращения судоходства. Но искренняя радость не должна вызывать иллюзий решения всех проблем. Оку шапками не закидаешь. Среди материалов, из которых делаются гидротехнические сооружения, такого материала нет. А новый Кузьминский гидроузел теперь есть.

________________________

Другие материалы автора:



Если в Волге нет воды: в 2014 году падения уровня воды стала главной проблемой навигации


Автор фотографии:  Архипов Михаил
Источник:  Cruiseinform.ru, Дмитрий Тверянкин
Теги: река Ока, гидроузел Кузьминск

Количество показов:8348

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151606910466

Новости



Последние комментарии Последние комментарии