От «Ленина» до «Булгакова» через «Рыльского»: необычные истории обычных судов

18.04.2017 12:00

Летом 1979 года судоверфи VEB Elbewerften в немецком городе Бойценбурге (на то время — ГДР) был спущен на воду четырехпалубный теплоход «В. И. Ленин», построенный по проекту 301. В серии судно шло после теплохода «Владимир Маяковский», введенного в эксплуатацию в сентябре 1978 года, и перед теплоходом «Александр Ульянов» (ныне — «Кронштадт»), построенного в августе 1979 года.

И если «Маяковский» поступил в Камское речное пароходство (Пермь), а «Александр Ульянов» — в Северо-Западное речное пароходство (Ленинград), то «В. И. Ленин» отправился работать на Днепр — в Главречфлот на Украину, где был приписан к Киеву. На Днепре «Ленин» стал четвертым судном такого типа: ранее сюда пришли теплоходы «Евгений Вучетич» (ныне «Принцесса Днепра»), «XXV съезд КПСС» (сейчас это «Петр Чайковский») и «Россия».



По советской речной традиции суда, носившие имя Ленина, считались флагманами пароходств, в которых работали — достаточно вспомнить волжского «Ленина» или «Владимира Ильича» из Ленинграда.

В 1982 году «В. И. Ленин» попал на киноэкраны — его можно увидеть в советской комедийной мелодраме «Без году неделя», поставленной на Киностудии им. А. Довженко Николаем Засеевым-Руденко по заказу Гостелерадио СССР.

А вот так судно выглядело в 1989 году, когда принимало участие в праздновании Дня Киева. Буквы на борту — «Слава КПСС».



В середине 1980-х годов «В. И. Ленин» стал работать на пару с днепровской «Советской Россией» (не путайте с однотипной волжской «Советской Россией») на линии Киев — Ялта — Одесса. Линия была не простая, а интуристовская. Всего в СССР было два речных круизных маршрута, обслуживающих иностранцев: в РСФСР это была линия Казань — Ростов-на-Дону, а на Днепре вышеупомянутая. При этом захода судов в Севастополь не было по причине его закрытости для интуристов — только Ялта.

Весной 1998 года судно было переименовано, получив имя украинского поэта советской эпохи,  литературоведа Максима Рыльского (1895-1964).

В тот же год с судном стала работать туристическая компания «Ропит», начавшая активно продвигать круизы по Днепру и Черному морю в России. Закончился фрахт не очень хорошо — владельцы судна («Укрречфлот») обвинили «Ропит» в том, что денег за проданные круизы они не получили. Потом свой вклад внес кризис 1998 года, в результате чего в 1999 году «Максим Рыльский» простоял на приколе в Киеве.

Чтобы зря не простаивал, теплоход использовался как плавучая гостиница и казино. Из-за последнего осенью 1999 года судно чуть не сгорело, после того как там начался пожар.

В 2000 году началась новая эпоха круизного речного флота — массовая сдача в аренду для работы в России, так как на Днепре загрузки не было, а в России как раз был рост спроса на комфортабельные четырехпалубные суда. Для реализации этого была создана отдельная единица — коммунальная судоходная компания «Киев».

Как бы то ни было, но в тот год в Россию пришло четыре теплохода: «Алексей Ватченко» (ставший позже «Иваном Буниным»), «Леся Украинка» (сейчас «Петр Чайковкий»), «Николай Добролюбов» (ныне «Андрей Рублев») и «Максим Рыльский».

«Ватченко» и «Украинка» фрахтовались компанией «Пассажирский порт», работая под брендом «Столичная судоходная компания», а «Добролюбов» с «Рыльским» должны были быть сданы в аренду в Саратов — ЗАО «Саратовтурист». Компания планировала использовать «Рыльский» для комбинированных круизов — с Волги через Дон на Черное море, благо предыдущий двадцатилетний опыт круизов река-море позволял этот делать. Маршрут планировался такой: Саратов — Волгоград — Ростов-на-Дону — Анапа — Геленджик.

«Максим Рыльский» на рекламном буклете «Саратовтуриста». Фото из коллекции Виктора Чеховских.

Из истории речных судов

Из истории речных судов


Но планы так и остались планами — почему они не были реализованы будет написано в отдельном материале. «Рыльский» с 2001 года получил московскую приписку, после того, как поступил в аренду в Московское речное пароходство и вместе с «Добролюбовым» стал работать на интуристовской линии Москва — Санкт-Петербург. На зарубежных рынках суда были представлены под весьма необычной торговой маркой в честь названия романа Бориса Пастернака, очень известного на Западе: «Рыльский» — как Dr. Zhivago, а «Добролюбов» — Dr. Zhivago I.

«Максим Рыльский» на Канале имени Москвы. Июнь 2002 года. Фото: Андрей Михайловский

Из истории речных судов

«Максим Рыльский» в Рыбинском водохранилище. Июль 2004 года. Фото: Александр Скляров

Из истории речных судов

Осенью 2004 года теплоход перешел в собственность Московского речного пароходства, а в 2005 году был сдан в аренду «Русской пароходной компании на паях» (Россия, Москва), которая отработала с судном до 2009 года включительно. Весной 2010 года теплоход «Максим Рыльский» был переименован в «Михаил Булгаков» под которым судно работает в настоящее время.

«Михаил Булгаков» на Канале имени Москвы в июне 2014 года. Фото: Михаил Архипов

Из истории речных судов

«Михаил Булгаков» на Канале имени Москвы в сентябре 2016 года. Фото: Михаил Архипов

Из истории речных судов



Тема:  Истории речных судов
Теплоход:  Михаил Булгаков
Теги: В. И. Ленин, Максим Рыльский, Михаил Булгаков, проект 301

Количество показов:2000

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151511515471

Новости



Последние комментарии Последние комментарии