18.04.2017 12:00
Летом 1979 года судоверфи
VEB Elbewerften в немецком городе Бойценбурге (на то время — ГДР) был спущен на воду четырехпалубный теплоход
«В. И. Ленин», построенный по
проекту 301. В серии судно шло после теплохода
«Владимир Маяковский», введенного в эксплуатацию в сентябре 1978 года, и перед теплоходом
«Александр Ульянов» (ныне —
«Кронштадт»), построенного в августе 1979 года.
И если «Маяковский» поступил в
Камское речное пароходство (Пермь), а «Александр Ульянов» — в
Северо-Западное речное пароходство (Ленинград), то «В. И. Ленин» отправился работать на Днепр — в
Главречфлот на Украину, где был приписан к Киеву. На Днепре «Ленин» стал четвертым судном такого типа: ранее сюда пришли теплоходы
«Евгений Вучетич» (ныне
«Принцесса Днепра»),
«XXV съезд КПСС» (сейчас это
«Петр Чайковский») и
«Россия».
По советской речной традиции суда, носившие имя Ленина, считались флагманами пароходств, в которых работали — достаточно вспомнить волжского
«Ленина» или
«Владимира Ильича» из Ленинграда.
В 1982 году «В. И. Ленин» попал на киноэкраны — его можно увидеть в советской комедийной мелодраме «Без году неделя», поставленной на Киностудии им. А. Довженко Николаем Засеевым-Руденко по заказу Гостелерадио СССР.
А вот так судно выглядело в 1989 году, когда принимало участие в праздновании
Дня Киева. Буквы на борту — «Слава КПСС».
В середине 1980-х годов
«В. И. Ленин» стал работать на пару с днепровской
«Советской Россией» (не путайте с однотипной волжской
«Советской Россией») на линии Киев — Ялта — Одесса. Линия была не простая, а интуристовская. Всего в СССР было два речных круизных маршрута, обслуживающих иностранцев: в РСФСР это была линия Казань — Ростов-на-Дону, а на Днепре вышеупомянутая. При этом захода судов в Севастополь не было по причине его закрытости для интуристов — только Ялта.
Весной 1998 года судно было переименовано, получив имя украинского поэта советской эпохи, литературоведа
Максима Рыльского (1895-1964).
В тот же год с судном стала работать туристическая компания «Ропит», начавшая активно продвигать круизы по Днепру и Черному морю в России. Закончился фрахт не очень хорошо — владельцы судна (
«Укрречфлот») обвинили «Ропит» в том, что денег за проданные круизы они не получили. Потом свой вклад внес кризис 1998 года, в результате чего в 1999 году
«Максим Рыльский» простоял на приколе в Киеве.
Чтобы зря не простаивал, теплоход использовался как плавучая гостиница и казино. Из-за последнего осенью 1999 года судно чуть не сгорело, после того как там начался пожар.
В 2000 году началась новая эпоха круизного речного флота — массовая сдача в аренду для работы в России, так как на Днепре загрузки не было, а в России как раз был рост спроса на комфортабельные четырехпалубные суда. Для реализации этого была создана отдельная единица — коммунальная судоходная компания
«Киев».
Как бы то ни было, но в тот год в Россию пришло четыре теплохода:
«Алексей Ватченко» (ставший позже
«Иваном Буниным»),
«Леся Украинка» (сейчас
«Петр Чайковкий»),
«Николай Добролюбов» (ныне
«Андрей Рублев») и
«Максим Рыльский».
«Ватченко» и «Украинка» фрахтовались компанией
«Пассажирский порт», работая под брендом «Столичная судоходная компания», а «Добролюбов» с «Рыльским» должны были быть сданы в аренду в Саратов — ЗАО «Саратовтурист». Компания планировала использовать «Рыльский» для комбинированных круизов — с Волги через Дон на Черное море, благо предыдущий двадцатилетний опыт круизов река-море позволял этот делать. Маршрут планировался такой: Саратов — Волгоград — Ростов-на-Дону — Анапа — Геленджик.
«Максим Рыльский» на рекламном буклете «Саратовтуриста». Фото из коллекции Виктора Чеховских.
Но планы так и остались планами — почему они не были реализованы будет написано в отдельном материале. «Рыльский» с 2001 года получил московскую приписку, после того, как поступил в аренду в Московское речное пароходство и вместе с «Добролюбовым» стал работать на интуристовской линии Москва — Санкт-Петербург. На зарубежных рынках суда были представлены под весьма необычной торговой маркой в честь названия романа Бориса Пастернака, очень известного на Западе: «Рыльский» — как Dr. Zhivago, а «Добролюбов» — Dr. Zhivago I.
«Максим Рыльский» на Канале имени Москвы. Июнь 2002 года. Фото: Андрей Михайловский

«Максим Рыльский» в Рыбинском водохранилище. Июль 2004 года. Фото: Александр Скляров
Осенью 2004 года теплоход перешел в собственность Московского речного пароходства, а в 2005 году был сдан в аренду
«Русской пароходной компании на паях» (Россия, Москва), которая отработала с судном до 2009 года включительно. Весной 2010 года теплоход
«Максим Рыльский» был переименован в
«Михаил Булгаков» под которым судно работает в настоящее время.
«Михаил Булгаков» на Канале имени Москвы в июне 2014 года. Фото: Михаил Архипов

«Михаил Булгаков» на Канале имени Москвы в сентябре 2016 года. Фото: Михаил Архипов

Тема:
Истории речных судов
Теплоход:
Михаил Булгаков
Теги:
В. И. Ленин,
Максим Рыльский,
Михаил Булгаков,
проект 301
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться