На «Красном Сормово» вновь начали строить пассажирский круизный флот

На «Красном Сормово» вновь начали строить пассажирский круизный флот 30.03.2017 13:20

28 марта 2017 года на судостроительном заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде состоялась торжественная церемония закладки второго круизного пассажирского теплохода проекта PV300.

Строительство судна будет вестись по заказу круизной компании «Водоходъ»: соглашение между ним и Объединенной судостроительной корпорацией было подписано в декабре 2016 года и озвучено в январе нынешнего.

Это второй круизный лайнер проекта PV300, но первый для «Красного Сормово»: головное судно проекта было заложено в августе 2016 года на заводе «Лотос» в Астраханской области по заказу Московского речного пароходства.

В марте нынешнего года «Водоходъ» подал заявку в Объединенную судостроительную компанию на строительство второго круизного судна проекта PV300 (то есть третьего в серии), который также может быть построен для компании в Сормово.


Торжественная церемония закладки второго круизного пассажирского теплохода проекта PV300
Закладная табличка второго судна проекта PV300: слово Россия в данном контексте лишь место постройки, а не название будущего судна, а строительный номер присваивается по месту постройки, а не по количеству судов в серии. Фото:  Анна Вингурт


Для «Красного Сормово» гражданское речное, да еще и круизное, судостроение — непрофильный вид деятельности. Предприятие в настоящее время специализируется на судостроении грузового самоходного наливного и несамоходного флота, а в прежние годы большая часть выпускаемой продукции шла для нужд оборонной промышленности.

Впрочем, за свою историю, которая идет с 1849 года, со стапелей верфи сходили и пассажирские речные суда. В 1903 году на заводе, по заказу пароходного общества «Кавказ и Меркурий» для работы на линии Нижний Новгород – Астрахань, были построены два пассажирских парохода: «Императрица Мария Федоровна» и «Великий князь Александр Михайлович». Последний до сих пор работает и используется как плавучая гостиница на реке Дунай в Будапеште под названием Hotel Aquamarina.

В 1904-1912 годах здесь была построена серия пассажирских пароходов типа «Граф», а в 1905 году два парохода серии «Ломоносов».

А в 1911 году, то есть 106 лет назад, здесь был построен пассажирский речной пароход «Н. В. Гоголь», который в настоящее время до сих пор находится в эксплуатации и работает на Северной Двине в Архангельске, являясь самым «пожилым» судном в России.

В 1914 году на заводе были построены два пассажирских парохода «Великая Княжна Ольга Николаевна» и «Великая Княжна Татьяна Николаевна», которые вошли в историю Волжского пароходства под названием «Володарский» и «Спартак» соответственно.

В 1933 году на заводе была построена серия грузо-пассажирских теплоходов для Камского речного пароходства под названием «Военомор Ворошилов»: 4 полностью готовых двухпалубных судна, а также еще 4 корпуса, достроенных позже в Саратовской области и Красноярске.

В 1934 году на «Красном Сормово» был построен пассажирский прогулочный теплоход «Максим Горький», который также до сих пор находится в эксплуатации, работая в Москве.

К открытию Канала имени Москвы в 1937 году со стапелей завода была спущена серия пассажирских речных теплоходов типа «Иосиф Сталин», построенных в количестве четырех единиц, а вместе с ними были построены 6 прогулочных судов типа «Леваневский» и 8 пассажирских теплоходов типа «Чкалов».

В 1957 году на заводе было построен первое скоростное пассажирское судно на подводных крыльях типа «Ракета». Всего на заводе было построено около 10 судов данного типа, а позже производство перенесено на завод «Море» в Феодосию. А в 1960 году — головное судно на подводных крыльях типа «Метеор», строительство которых продолжилось на Зеленодольском заводе.

В 1958-1959 годах в Сормово были построены два речных пассажирских дизель-электрохода проекта 20«Ленин» и «Советский Союз». Их постройка была запланирована еще до войны как продолжение серии судов типа «Иосиф Сталин». Серия новых судов должна была получить название «Большая Волга» и, после ввода в эксплуатацию Угличской ГЭС и Рыбинского гидроузла, связать Москву с Поволжьем. Но реализации помешала сначала задержка со строительство гидроузлов, а затем начавшаяся Великая Отечественная война.

В 1948 году советское правительство приняло решение о программе строительства речных пассажирских судов дальнего плавания на судостроительных предприятиях Восточной Европы — в Германии, Чехословакии и Венгрии. Этот шаг был запланирован в первую очередь как поддержка стран социалистического блока, входящих в Совет экономической взаимопомощи, образованного в 1949 году как ответ на американский план Маршалла — программу помощи Европе после Второй мировой войны, выдвинутой в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем Маршаллом и вступившем в действие в апреле 1948 года.

Строительство в конце 1950-х двух пассажирских судов в Сормово было вызвано желанием довести проект, разработанный и частично реализованный еще до войны, до логического завершения, без переноса производства на другую площадку. Стоит отметить, что до нынешнего дня из двух судов сохранилось лишь одно — «Советский Союз», а «Ленин» сгорел еще в 1984-м почти там же, где был построен. И то уже больше 20 лет «Советский Союз» стоит на приколе в затоне (сейчас — в Перми), без перспективы когда-либо вернуться в работу даже в качестве стоечного судна.

По завершению строительства судов проекта 20 гражданский пассажирский туристический речной флот в СССР больше не строился. Но в качестве исключения можно вспомнить про серию судов проекта 860 — это двухпалубные теплоходы, предназначавшиеся для перевозки транзитных пассажиров и грузов на речных транспортных линиях Сибири (реки Иртыш, Обь, Ангара) и Дальнего Востока (реки Амур и Лена). 14 судов данного типа были построены в 1958-1963 годах в Тюмени и Забайкалье. На основе проекта 860 в Венгрии в конце 1950-х годов была построена серия из почти 50 судов известная как теплоходы проекта 305.

Впрочем к вопросу о строительстве туристического речного флота на советских предприятиях вернулись в 1960-е годы, когда решался вопрос о строительстве уже не грузо-пассажирских судов, а непосредственно туристических. И тут помешали уже совсем другие обстоятельства.

Дело в том, что если изготовить корпус и надстройку проблем не составляло, то заниматься внутренними работами по судну, вести его оснащение и отделку, желания у представителей Минсудпрома и подшефных заводов не было.

С гражданским, да еще туристическим судостроением, было много возни, при малой количественной отдаче. Один заказ на строительство по военной линии условно равнялся нескольким единицам гражданского флота, но при этом еще работа на оборонку финансировалась лучше.

В связи с этим было принято решение не пытаться наладить серийное производство речных судов в СССР, а так и продолжать заказ строительства за границей.


Далее по теме:

03.04.2017 — Московское речное пароходство может заказать второе судно проекта PV300 на «Красном Сормово»
31.03.2017 — Каким будет новый круизный лайнер «Князь Владимир», строящийся для «Водохода»



Источник:  Cruiseinform.ru
Тема:  Новые пассажирские речные суда
Компания:  ВодоходЪ
Теги: Князь Владимир, проект PV300, Красное Сормово, Водоход

Количество показов:1750

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151503100054

Новости