Cruiseinform.RU

Судоходные шлюзы Камской ГЭС




Пермский шлюз на Камской ГЭС
Фото: Марат Рафиков

Камская ГЭС является русловой электростанцией с совмещённым зданием ГЭС. В составе сооружений Камского гидроузла: водосливная плотина, совмещённая со зданием ГЭС; русловая и пойменная намывные плотины длиной 650 метров и 1166 метров соответственно, максимальной высотой 35 метров, а также двухниточный шестикамерный судоходный шлюз.

Обслуживание шлюзов находится в ответственности Пермского района гидротехнических сооружений и судоходства — филиала ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» (Камводпуть).

Пермский шлюз на Камской ГЭС
Вид на здание диспетчерской шлюза, автодорожный и железнодорожный мосты. Фото: Михаил Архипов, 2006 г.

Пермский шлюз на Камской ГЭС
Вид на здание диспетчерской шлюза. Фото: Михаил Архипов, 2006 г.

Пермский шлюз шестикамерный, с двумя параллельными нитками, расположен у левого берега — подобных судопропускных конструкций, с таким количеством камер, на водных путях России нет. Все сооружения шлюза растянулись в длину на 2,5 километра. Полезная длина каждой камеры 229,6 метра, минимальная ширина 29,7 метров. Глубины на верхних порогах 7,6 метров при НПУ Камского водохранилища, на нижних — 3,92 м при проектном уровне Воткинского водохранилища. К шлюзу ведут подходные каналы, верхний из которых имеет длину 700 метров и ширину 80 метров, а нижний — длину 550 метров и ширину 80 метров. Длина причальных линий в верхнем подходном канале: слева 250 метров, справа 423 метра, в нижнем подходном канале по 250 метров.

Высотный габарит судов ограничивают автодорожный и железнодорожный мосты и 5 линий электропередач. Надводный габарит судов, шлюзуемых без ограничения, 11 метров, пропускаемых по специальной технологии — 13,5 метра. Средняя продолжительность пропуска составов и крупных судов 144 минуты, включая время захода и выхода из камер шлюза.

В советские времена одну из ниток шлюза использовали для перегона плотов с лесом с верховьев Камы, но в 1980-х годах такой вид сплава был прекращен. Проводку плотов, а также барж, в 1950-1960-е годы осуществляли с использованием железнодорожной тяги - электровозов.

4 ноября 1994 года на правой нитке шлюза (при движении по Каме вниз) произошла крупная авария.

Сейчас в составе гидроузла 10 камер, а раньше, до аварии, было 12. Рабочих ворот в шлюзе - 12 (было 14), плюс двое ледовых ворот. Они закрываются на зиму и имеют усиленную конструкцию и переднюю наклонную стенку. Все ворота, включая ледовые, на обоих нитках заменены и рабочие, за исключением одних самых нижних на западной нитке, так как в аварии 1994 года они пострадали больше всего - конструкции стен были «вырваны с мясом».  После аварии правую нитку шлюза не восстанавливали и в эксплуатацию не вводили.

Ледовые ворота на шлюзе Камской ГЭС
Ледовые ворота.

Ледовые ворота на шлюзе Камской ГЭС
Ледовые ворота.

Пермский шлюз на Камской ГЭС
Вид на действующую нитку шлюза. Фото: Михаил Архипов, 2006 г.

Пермский шлюз на Камской ГЭС
Вид на выведенную из эксплуатации после аварии нитку шлюза. Фото: Михаил Архипов, 2006 г.


Теги: Камская ГЭС, шлюз Камской ГЭС, река Кама, город Пермь

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151547741478