Cruiseinform.RU

Шлюз №8 Канала имени Москвы (Москва, Тушино)




Шлюз №8 Канала имени Москвы — однокамерный судоходный шлюз, расположенный на Канале имени Москвы в районе Тушино, на северо-западе Москвы. Вместе с шлюзом №7, находящимся в 1,5 км от него к северу, входит в состав Тушинского гидроузла, который связывает Химкинское водохранилище (Канал имени Москвы) и реку Москву, позволяя преодолевая на сравнительно коротком участке перепад высоты в 36 метров (разница между уровнем Химкинского водохранилища и уровнем реки).

Шлюз №8 Канала имени Москвы в Москве
Вид на верхнюю камеру шлюза №8 со стороны шлюза №7. 2012 г. Фото: Михаил Архипов

Шлюз №8 Канала имени Москвы в Москве
Вид на верхнюю камеру шлюза №8 при заходе со стороны шлюза №7. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Шлюз №8 — двухкамерный: зайдя в первую камеру суда поднимаются или опускаются, а затем переходят во вторую камеру шлюза. Минимальное время прохождения судном шлюза — 1 час. Над нижней камерой шлюза №8 канал пересекает железнодорожный мост Рижского направления. Ниже шлюза №8, на реке Москве, расположен Строгинский автомобильный мост.

Шлюз №8 Канала имени Москвы в Москве
Железнодорожный мост Рижского направления. 2015 г. Фото: Михаил Архипов

Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 5,50 метров. Шлюз находится на балансе Тушинского района гидросооружений ФГБУ «Канал имени Москвы». Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября.

В шлюзе №8 возможно проведение встречного шлюзования, когда суда, следующие в разных направлениях, шлюзуются одновременно одно в верхней, а другое в нижней камерах. Происходит это следующим образом: одно судно заходит в верхнюю камеру, а другое - в нижнюю. Вода из верхней сбрасывается в нижнюю, в результате чего одно судно поднимается, а другое опускается.

Шлюз №8 Канала имени Москвы в Москве
Вид на нижнюю камеру шлюза №8 при заходе с Москва-реки. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Строительство шлюза было начато в 1933 году и закончено в 1937 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года, а официально в эксплуатацию он был принят, вместе с Каналом имени Москвы, 15 июля 1937 года. Архитектурное решение  Тушинского гидроузла выполнил  архитектор В. Ф. Кринский: двенадцать башен (на шлюзах №7 и №8), архитектурно оформленных по общему классическому мотиву, образуют аллею, украшающую водную магистраль.

Шлюз №8 Канала имени Москвы в Москве
Вид на шлюз №8 со Строгинского моста. 2015 г. Фото: Михаил Архипов

Нижние башни шлюза №8 (со стороны реки Москвы) украшены горельефами (разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма изображаемых частей), изображающими комсомольцев 1930-х годов. Здесь же, на левом и правом берегах, установлены две фигуры: матроса и девушки с рыбой.

Скульптуры на шлюзе №8 Канала имени Москвы в Тушино
Скульптура на правом берегу. 2009 г. Фото: Иван Загайнов

Скульптуры на шлюзе №8 Канала имени Москвы в Тушино
Скульптура на левом берегу. 2009 г. Фото: Иван Загайнов

Скульптуры на шлюзе №8 Канала имени Москвы в Тушино
Горельеф на башне шлюза №8. 2009 г. Фото: Иван Загайнов

Скульптуры на шлюзе №8 Канала имени Москвы в Тушино
Горельеф на башне шлюза №8. 2009 г. Фото: Иван Загайнов

В настоящее время круизные суда этот шлюз не проходят, и посмотреть на него можно лишь с борта прогулочного теплохода. До 1970-х годов существовал маршрут от Северного речного вокзала до Южного речного вокзала (старого), который проходил через центр Москвы и на котором работали пароходы 737 проекта. Такие рейсы получили название «Московская кругосветка»: маршрут начинался на юге Москвы, затем по реке Москве и реке Оке до Горького (Нижний Новгород), затем вверх по Волге до Дубны, а затем до Северного речного вокзала по Каналу имени Москвы и далее транзитом через центр столицы на Южный речной вокзал.

Для использования перепада при сбросе обводнительного расхода из водораздельного бьефа канала в реку Москву и для возвращения в результате этого части энергии, затраченной на накачку воды из Волги, на южном склоне трассы возведена Сходненская ГЭС, находящаяся западнее шлюза №7 (Сходненский тупик, дом 3).

Участок канала между шлюзами №8 и №7 проходит в высоких дамбах. В месте пересечения канала с руслом реки Химки, пропускаемой под каналом, высота дамб достигает 17 метров, а перед верхней камерой шлюза №8 под дном канала проходят три тоннеля Волоколамского шоссе, с автомобильным, трамвайным и пешеходным движением. 10 января 2019 года произошел прорыв западной дамбы канала, в результате чего был затоплен северный тоннель (2003 г.п.).

Как добраться до шлюза №8: ближайшая станция метро — «Щукинская» (далее в сторону парка «Щукинская набережная») или «Спартак» (далее в сторону улицы Водников) Таганско-Краснопресненской линии.

Другие шлюзы, относящиеся к Каналу имени Москвы:

Шлюз №1 на реке Волге (Московская область, Дубна)
Шлюз №2 на Канале имени Москвы (Московская область, Темпы)
Шлюз №3 на Канале имени Москвы (Московская область, Яхрома)
Шлюз №4 на Канале имени Москвы (Московская область, Деденево)
Шлюз №5 на Канале имени Москвы (Московская область, Икша)
Шлюз №6 на Канале имени Москвы (Московская область, Икша)
Шлюз №7 на Канале имени Москвы (Москва)
Шлюз №8 на Канале имени Москвы (Москва)
Шлюз №9 на реке Москве (Москва)
Шлюз №10 на реке Москве (Москва)


Теги: Канал имени Москвы, город Москва, шлюз №8 КиМ

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151566610345