Cruiseinform.RU

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)




Сходненский деривационный канал — не судоходный канал, предназначенный для сброса воды из Химкинском водохранилища, находящегося на Канале имени Москвы, в реку Сходню и далее в реку Москву, через Сходненскую ГЭС, расположенную на канале. Находится на северо-западе Москвы в районе Южное Тушино. Длина канала составляет 2250 метров, ширина — 50 метров, глубина — 2 метра. Канал был построен вместе с запуском канала Москва — Волга в 1937 году.  Через деривационный канал проходит до 80% обводнительного стока, перебрасываемого в Москва-реку из реки Волги через Канал Москвы (остальные 20% проходят через судоходные шлюзы №7-№8).

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
Вид южной части канала и Сходненской ГЭС. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Деривационный канал — искусственный водоток, сооружаемый при использовании водной энергии рек для подвода воды к гидростанции в целях увеличения используемого напора воды. Начало Сходненского канала находится в южной части Химкинского водохранилища у верхней камеры судоходного шлюза №7. От водохранилища канал отгорожен стенкой, с возможностью прохода людей.

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
2019 г. Фото: Михаил Архипов

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
2019 г. Фото: Михаил Архипов

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
2019 г. Фото: Михаил Архипов

По левому берегу канала (южная сторона) проходит Малая Набережная улица, по правому берегу — Лодочная улица.

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
Слева — Малая Набережная улица, справа — Лодочная улица. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
Правый берег канала и Лодочная улица. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

В 350 метрах от начала канал пересекает коммуникационный мост (технологический переход) по которому проходят трубы теплотрассы. Мост был построен в 2003 году. До этого времени трубы проходили под каналом. Мост находится на балансе ГБУ «Гормост», прохода людей по нему нет.

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
Коммуникационный мост. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
Вид канала в сторону Восточного моста. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Затем канал пересекает автодорожный Восточный мост, расположенный на улице Свободы. Был построен в 1937 году, затем реконструировался в разные годы. Название получил по расположению в восточной части канала. По мосту проходят маршруты автобусов, троллейбуса (№70) и трамвая (№6).

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
Восточный мост. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
Вид на канал с Восточного моста в западную сторону. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

В 1 км от Восточного моста на Сходненском канале находится Западный автодорожный мост, построенный также в 1937 году. Но проезда машин по нему нет с 1970-х годов, так как на левом берегу расположено Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва (бывший завод «Красный октябрь»), специализирующееся на выпуске авиационных двигателей, и в интересах завода сквозное движение по Сходненской улице, проходящей частично по территории предприятия и на которой расположен мост, было закрыто. В настоящее время мост открыт только для пешеходов.

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
Западный мост. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Виды на канала между Восточным и Западным мостами.

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
В сторону Восточного моста. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
В сторону Западного моста. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Вид канала с Западного моста. Слева — испытательная площадка для авиационный двигателей, выпускаемых на заводе Чернышева. По центру — Сходненская ГЭС.

Сходненский деривационный канал в Тушино (Москва)
2019 г. Фото: Михаил Архипов

Сходненская ГЭС была открыта в 1937 году. Представляет собой средненапорную плотинно-деривационную гидроэлектростанцию, напор для которой создается плотиной Химкинского водохранилища и подается на ГЭС по деривационному каналу. Установленная мощность электростанции — 29 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии — 31 млн кВт·ч.

Сходненская ГЭС (Москва)
2011 г. Фото: Михаил Архипов

Сооружения ГЭС включают в себя земляную плотину, расположенную на Химкинском водохранилище; подводящий деривационный канал; металлические напорные трубопроводы (2 нитки) длиной по 184,4 метров, диаметром 4,4 метра; здание ГЭС; отводящий канал длиной 1840 метров, на большей части своей протяженности представляющий собой углубленное и спрямленное русло реки Сходни, впадающей в реку Москву.

Особенностью ГЭС являлись деревянные напорные трубопроводы диаметром 5,4 м, на тот момент крупнейшие в мире. В 1974 году трубопроводы были заменены, но к началу 2000-х годов они снова пришли в негодность, в связи с чем в 2004—2007 годах их заменили на металлические.

Сходненская ГЭС (Москва)
2019 г. Фото: Михаил Архипов


Теги: Канал имени Москвы, город Москва, Сходненский канал, Сходненская ГЭС

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151604002758