Здание старого Южного речного вокзала было построено в 1933-1936 годах на нынешней
Новоданиловской набережной на
реке Москве, к юго-востоку от центра столицы и находилось по адресу Варшавское шоссе, дом 3А. Это было не первое его место: ранее причалы южного вокзала находились выше по течению — у места слияния
Водоотводного канала и реки Москвы на месте нынешней
Шлюзовой набережной.
В начале 1930-х годов после реконструкции
Москворецкой системы и разборки шлюза и ГЭС на Водоотводном канале, а также постройке в том месте современного
Большого Краснохолмского моста, первые причалы Южного речного вокзала были перенесены на Новоданиловскую набережную. Временные причалы были построены в 1932 году, в 1933 году началось строительство здание, которое было открыто в 1936 году. Оно располагалось ниже современного
Автозаводского моста, но выше существовавшего до 1963 года старого Даниловского моста. Автор проекта деревянного здания вокзала — Р. Я. Хигер.
Из-за расположения в этом месте вокзала близлежащая железнодорожная платформа Павелецкого направления Московской железной дороги, открытая в 1958 году, получила название «Речной вокзал». После ликвидации вокзала была названа «ЗИЛ», а с 1 апреля 2019 года называется «Тульская».
Вид здания в 1950-х годах с причала на набережной.
Здание старого Южного речного вокзала в конце 1950-х годов было частично перестроено.
Вид здания в 1963 году с причала на набережной. Фото: Юрий Фомин
От причалов старого Южного речного вокзала отправлялись пароходы довоенной постройки, выполнявшие рейсы по реке Москве и Оке до Горького, Уфы и Перми. После середины 1950-х годов их заменили пароходы венгерской постройки
проекта 737, работавшие в
Бельском,
Волжском и
Московском пароходствах.
Так, московские пароходы «Киев», «Минск» и «Рязань» работали на скорой линии
Москва — Горький и Горький — Москва, выполняя рейсы
реке Москве и
реке Оке.
А пароходы «Павел Бажов», «Константин Тренев», «Достоевский» и «Лесков» Волжского пароходства выполняли рейсы по
«Московской кругосветке» на линии Москва — Горький — Москва. Суда, отправлявшиеся со старого Южного речного вокзала Москвы после спуска по реке Москве и реке Оке до
Горького затем поднимались вверх по
реке Волге до
города Дубна, следовали по
Каналу имени Москвы и прибывали на
Северный речной вокзал
Москвы. До начала 1960-х годов существовали перегонные рейсы через центр Москвы с Северного на старый Южный речной вокзалы, проходившие в дневное время.
Пароходы «В. А. Жуковский», «Джамбул», «Иван Кадомцев», «Казань», «Н. Г. Помяловский», «Уфа», «Ярослав Галан» из Бельского речного пароходства работали до второй половины 1960-х годов на маршруте Уфа — Южный речной вокзал Москвы — Уфа, но затем отправление было перенесено на Северный речной вокзал Москвы.
В 1972 году здание старого Южного речного вокзала было закрыто в виду перспективы строительства нового современного здания в Нагатинской пойме ниже по течению. После закрытия в здании располагались учебные лаборатории и научно-исследовательские подразделения Московского института инженеров водного транспорта. Во второй половине 1980-х здание было снесено,а на его месте началось строительство нового корпуса института инженеров водного транспорта (сейчас это Московская государственная академия водного транспорта). Стройка была заморожена в начале 1990-х годов, из-за чего здание было достроено и сдано в эксплуатацию лишь в 2006 году.
На время строительства нового здания вокзала, которое затянулось почти на 10 лет, место отправления судов находилось на дебаркадере, пришвартованном ниже
Нагатинского метромоста на
Нагатинской набережной у метро «Коломенская» — сейчас это
причал «Кленовый бульвар». На противоположном берегу реки Москвы в 1970-х было начато строительство
нового здания Южного речного вокзала, существующего в настоящее время, но по ряду причин его открытие состоялось лишь в 1985 году, а первый рейсы от его причалов были выполнены в конце апреля 1986 года.
Сейчас на месте причалов старого речного вокзала на Новоданиловской набережной расположен действующий
причал «Автозаводской мост».
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться