Саратовский железнодорожный мост — мостовой переход через
реку Волгу (акватория
Волгоградского водохранилища) в городе
Саратове. Мост построен в 1929-1935 годах. Общая длина моста — 1850 метров. Мост расположен на 2179 км
ЕГС и в речной лоции обозначен как Увекский мост. Мост находится в 15 км ниже по течению
Саратовского моста.
Вид моста со стороны Саратова. 2013 г. Фото: Андрей Урицк
Вопрос о постройке моста у Саратова впервые возник в 1892 году при сооружении заволжских железнодорожных линий обществом Рязано-Уральской железной дороги. По планам предполагалось строительство совмещенного авто-железнодорожного моста в центре Саратова, но в итоге местом строительства моста была выбрана южная оконечность города возле бывшего поселка Увек, ныне относящегося к территории Саратова. Изыскания мостового перехода были начаты в конце 1926 года и закончены вместе со всем бурением в июне 1929 года. После изучения всех материалов по произведенным изысканиям Госплан 22 декабря 1929 года внес вопрос о строительстве железнодорожного моста.
Вид правобережной части моста. 2012 г. Фото: Михаил Архипов
Проектируемый мост был вторым в стране мостом с бетонными опорами. Сложность проекта заключались в том, что установку кессонов необходимо было проводить на глубину 32 метра. Сооружение мостовых опор возглавил Мостотрест, и уже в сентябре 1931 года были сооружены все 17 опор. С выходом постановления СНК СССР от 22 мая 1932 года «О постройке Камышинской плотины» работы по строительству моста были временно приостановлены. С образованием плотины, ожидаемый уровень подъема воды в районе строящегося моста составлял 25,5 метров, а вся территория от станции Увек до станции Лесопильная находилась ниже этой отметки. Создалась угроза затопления железнодорожных подходов к мосту. В связи со сложившимися обстоятельствами, весь проект прокладки железнодорожного полотна пришлось переработать.
Вид левобережной части моста. 2006 г. Фото: Михаил Архипов
13 апреля 1934 года при монтаже пролетных строений произошла крупная авария: соединения 4 и 5 мостовых пролетов разомкнулись, и от удара разорванной металлоконструкции была повреждена 4 мостовая опора. В результате погибло около 150 человек, но точных данных в архивах нет. Испытание моста проводилось 10-14 апреля 1935 года. 17 мая 1935 года мост был открыт, 1 октября 1935 года принят в постоянную эксплуатацию.
Вид левобережной части моста. 2013 г. Фото: Андрей Урицк
Центральная русловая часть моста перекрыта неразрезными консольными фермами с ездой понизу, у берегов (до создания Волгоградского водохранилища – пойменная часть реки) – разрезными фермами с ездой поверху.
Мост имеет три судоходных пролета (от правого берега) — шестой (для судов, идущих сверху), седьмой (для судов, идущих снизу) и восьмой (для судов, идущих сверху). Ширина между устоями составляет 183 метра в шестом и восьмом пролетах и 120 метров в седьмом пролете. Ширина судоходной полосы в пролетах — 156 метров в №6 и №8 и 93 метра в №7. Высота пролета в пределах судоходной полосы в пролете №6, №7 и №8 составляет 16,1 метра от нормального подпорного уровня, 18,1 метров от проектного уровня и 13,1 метра от расчетного уровня. Глубина реки Волги в районе моста составляет 13 метров.
Вид на мост с судового хода. 2013 г. Фото: Андрей Урицк
Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):
—
Мигаловский автодорожный мост в Твери;
—
Тверской железнодорожный мост в Твери;
—
Старовожский автодорожный мост в Твери;
—
Нововолжский автодорожный мост в Твери;
—
Восточный автодорожный мост в Твери;
—
Автодорожный мост в Дубне (Московская область);
—
Автодорожный мост в Кимрах (Тверская область);
—
Кашинские (автодорожный и железнодорожный) мосты (Тверская область);
—
Автодорожный через Угличский гидроузел в Угличе (Ярославская область);
—
Железнодорожный мост у станции Волга (Ярославская область);
—
Авто-железнодорожный мост через Рыбинскую ГЭС в Рыбинске (Ярославская область);
—
Автодорожный мост в Рыбинске (Ярославская область);
—
Юбилейный автодорожный мост в Ярославле;
—
Ярославский железнодорожный мост;
—
Октябрьский автодорожный мост в Ярославле;
—
Костромской автодорожный мост;
—
Костромской железнодорожный мост;
—
Кинешемский автодорожный мост (Ивановская область);
—
Автодорожный через Нижегородскую ГЭС в Городце (Нижегородская область);
—
Борские авто-железнодорожные мосты в Нижнем Новгороде;
—
Автодорожный через Чебоксарскую ГЭС в Новочебоксарске (республика Чувашия);
—
Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске (республика Татарстан);
—
Займищенский автодорожный мост (республика Татарстан);
—
Президентский автодорожный мост в Ульяновске
—
Императорский авто-железнодорожный мост в Ульяновске
—
Авто-железнодорожный мост через Жигулевскую ГЭС в Тольятти (Самарская область);
—
Сызранский железнодорожный мост (Самарская область);
—
Мост Победы в Балаково (Саратовская область);
—
Авто-железнодорожный мост через Саратовскую ГЭС в Балаково (Саратовская область);
—
Автодорожный мост у села Пристанное (Саратовская область);
—
Саратовский автодорожный мост в Саратове;
—
Саратовский железнодорожный мост в Саратове;
—
Авто-железнодорожный мост через Волжскую ГЭС в Волжском (Волгоградская область);
—
Волгоградский автомобильный (танцующий) мост в Волгограде;
—
Автодорожный мост в Астрахани;
—
Авто-железнодорожный мост в Астрахани
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться