Императорский мост — мост через
реку Волгу в
городе Ульяновске, предназначенный для железнодорожного и автомобильного сообщения. Мост был построен в 1913—1916 годах и изначально был только железнодорожным. В связи с образованием
Куйбышевского водохранилища в середине 1950-х годов мост был реконструирован и по нему было пущено автомобильное движение. В 1983 году в несудоходный пролет моста врезался пассажирский теплоход — в результате катастрофы
погибло 176 человек. Осенью 2009 года в 5 км выше по реке Волге был открыт автодорожный мост, строившийся с 1986 года, который получил название
Президентский мост.
Вид моста с правого берега. 2006 г. Фото: Михаил Архипов
Вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу возник в конце XIX века, после того, как в Симбирск (ныне Ульяновск) была построена железная дорога. Для переправы через Волгу грузы пришлось вытаскивать из вагонов, а затем переправлять по льду, а летом на баржах до следующей железнодорожной станции и снова грузить в вагоны.
Решение о строительстве моста было принято премьер-министром России Петром Столыпиным в 1910 году. В конце 1910 года император Николай II подписал постановление о строительстве моста. Строительство моста началось 3 марта 1913 года. Автором проекта моста стал инженер Николай Аполлонович Белелюбский, при участии инженеров А. П. Пшеницкого, О. А. Маддисона.
7 июля 1914 года на стройке произошел пожар, в результате которого обрушилась третья ферма, повреждены первая и вторая. 29-31 мая 1915 года произошел оползень со стороны правого берега реки Волги, что также задержало строительство. Оползень разрушил восемь уже построенных опор, аркады на подходе к мосту, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге.
Торжественное открытие моста состоялось 5 октября 1916 года, а постоянное движение началось с 18 октября 1916 года. Поскольку в это время проходило празднование 300-летия дома Романовых, то мосту дали название Императорский. Мост был сдан в эксплуатацию сразу после окончания строительства
Романовского железнодорожного моста в районе Зеленодольска (Татарстан). По конструкции оба моста были идентичны, но Императорский был длиннее.
Вид моста с правого берега. 2009 г. Фото: Михаил Архипов
При наполнении
Куйбышевского водохранилища в 1952-1958 годы, образованном строительством
Куйбышевской ГЭС, мост был реконструирован и приподнят по причине подъёма уровня воды в Волге. Также по нему было пущено автомобильное движение — с северной стороны моста. Открытие обновленного моста состоялось 10 августа 1958 года. Глубина Волги в районе правого берега с северной стороны составляет 26 метров, с южной стороны там же — 32,4 метра. В районе левого берега с северной стороны — 24 метра, с южной — 12 метров. Глубина в районе судоходного пролета моста составляет 26,1 метра с севера, и 32,4 — с южной. Общая длина моста — 2111 метров (2,11 км). В настоящее время по мосту осуществляется железнодорожное движение (Куйбышевская железная дорога), а также автомобильное сообщение, включая городской общественный транспорт. Движение пешеходов по мосту запрещено. С левой и правой сторон моста установлены консоли ЛЭП.
Вид автомобильной и железнодорожной частей моста. 2009 г. Фото: Михаил Архипов
В 2003—2008 годах проводилась реконструкция моста, в ходе которой была проведена замена всех дореволюционных пролетных строений конструкции Белелюбского (полукруглых) на современные прямоугольные, а также происходил ремонт тела опор и устоев моста.
Слева — обновленные пролетные строения, справа — дореволюционные. 2006 г. Фото: Михаил Архипов
Габаритная высота судоходного пролета моста составляет 13,8 метра — это самый малый габарит среди волжских мостов. Вечером 5 июня 1983 года пассажирский теплоход
«Александр Суворов», следовавший вверх по реке Волге рейсом Ростов-на-Дону — Москва, из-за халатности экипажа зашел в несудоходный пролет моста, в результате чего произошел удар об конструкции моста надстройкой судна, со стороны железнодорожных путей. На теплоходе были снесены ходовая рубка и кинозал. В катастрофе погибло 176 человек. В память
о жертвах трагедии перед мостом, с северной стороны у правого берега, 31 мая 2000 года был установлен 12-метровый православный крест. Освящение креста памяти состоялось 5 июня 2000 года.
Вид знака в 2012 году. Фото: Михаил Архипов
Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):
—
Мигаловский автодорожный мост в Твери;
—
Тверской железнодорожный мост в Твери;
—
Старовожский автодорожный мост в Твери;
—
Нововолжский автодорожный мост в Твери;
—
Восточный автодорожный мост в Твери;
—
Автодорожный мост в Дубне (Московская область);
—
Автодорожный мост в Кимрах (Тверская область);
—
Кашинские (автодорожный и железнодорожный) мосты (Тверская область);
—
Автодорожный через Угличский гидроузел в Угличе (Ярославская область);
—
Железнодорожный мост у станции Волга (Ярославская область);
—
Авто-железнодорожный мост через Рыбинскую ГЭС в Рыбинске (Ярославская область);
—
Автодорожный мост в Рыбинске (Ярославская область);
—
Юбилейный автодорожный мост в Ярославле;
—
Ярославский железнодорожный мост;
—
Октябрьский автодорожный мост в Ярославле;
—
Костромской автодорожный мост;
—
Костромской железнодорожный мост;
—
Кинешемский автодорожный мост (Ивановская область);
—
Автодорожный через Нижегородскую ГЭС в Городце (Нижегородская область);
—
Борские авто-железнодорожные мосты в Нижнем Новгороде;
—
Автодорожный через Чебоксарскую ГЭС в Новочебоксарске (республика Чувашия);
—
Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске (республика Татарстан);
—
Займищенский автодорожный мост (республика Татарстан);
—
Президентский автодорожный мост в Ульяновске
—
Императорский авто-железнодорожный мост в Ульяновске
—
Авто-железнодорожный мост через Жигулевскую ГЭС в Тольятти (Самарская область);
—
Сызранский железнодорожный мост (Самарская область);
—
Мост Победы в Балаково (Саратовская область);
—
Авто-железнодорожный мост через Саратовскую ГЭС в Балаково (Саратовская область);
—
Автодорожный мост у села Пристанное (Саратовская область);
—
Саратовский автодорожный мост в Саратове;
—
Саратовский железнодорожный мост в Саратове;
—
Авто-железнодорожный мост через Волжскую ГЭС в Волжском (Волгоградская область);
—
Волгоградский автомобильный (танцующий) мост в Волгограде;
—
Автодорожный мост в Астрахани;
—
Авто-железнодорожный мост в Астрахани
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться