Cruiseinform.RU

Романовский мост через реку Волгу в Зеленодольске




Романовский мост — железнодорожный мост через реку Волгу (акватория Куйбышевского водохранилища) у города Зеленодольск в республике Татарстан. Мост находится на 754 км перегона Свияжск — Зелёный Дол участка Канаш — Агрыз Горьковской железной дороги.  Был открыт 11 июля 1913 года, в середине 1950-х годов рядом был построен мост под второй железнодорожный путь, а к 2011 году все исторические фермы моста были заменены на новые. За свою историю мост несколько раз менял название: после революции Романовский мост был переименован в Красный мост, затем в Зеленодольский мост, который также называли Свияжский мост. Расположен в 20 км выше по течению Займищенского автомобильного моста, и в 30 км выше города Казани.

Зеленодольский железнодорожный мост через реку Волгу
Вид моста в 2013 году. Фото: Андрей Урицк

Железная дорога до Казани была открыта в 1894 году, но на участке Москва — Рязань — Казань не был построен мостовой переход через Волгу: поезда ходили до Свияжска, там пассажиры высаживались и ехали на конных подводах до паромной переправы через Волгу, а далее от станции Зелёный Лог другим поездом добирались до Казани. Грузовые вагоны летом переправляли на специальных грузовых паромах, а зимой по льду прокладывали рельсы. В 1902 году вышло постановление императора Николая II о строительстве новой, более короткой линии Москва — Арзамас — Канаш — Казань с мостовым переходом через Волгу. В 1903 году был проведён конкурс на лучший проект железнодорожного моста. Победителем стал профессор-мостовик Николай Аполлонович Белелюбский — один из основоположников мостовой науки в России, автор железнодорожного моста через Волгу в Сызрани, построенного в 1880 году. На основе проекта Романовского моста позже построили железнодорожный мост через Волгу в Ульяновске — Императорский мост, а затем через реку Каму в Сарапуле.

Зеленодольский железнодорожный мост через реку Волгу
Вид левобережной части моста в 2013 году. Фото: Андрей Урицк

В 1909 году император Николай II торжественно присвоил будущему мосту имя «Романовский», во второй половине 1910 года начались подготовительные работы, а 13 апреля 1911 года состоялось официальное открытие работ по строительству. 22 ноября 1911 года из-за затяжных оттепелей на Волге началось движение вставшего было на зиму льда — ночью внезапным ледоходом начало срезать высокие деревянные подмости вокруг возводимых опор, что привело к крупным человеческим жертвам среди строителей моста. Весной 1912 года на мосту случились ещё две аварии — падение фермы при монтаже её с плавсредств на опоры (без жертв) и колоссальный размыв левобережной насыпной дамбы при весеннем половодье.

Зеленодольский железнодорожный мост через реку Волгу
Вид правобережной части моста в 2013 году. Фото: Михаил Архипов

С дамбами при строительстве Романовского моста вообще было много проблем – для уменьшения длины сооружения и удешевления стоимости строительства было принято решение максимально увеличить подходные насыпи, в том числе перекрыть насыпной дамбой левобережный Паратский затон. Из-за возведенных дамб отверстие реки уменьшилось, и в результате сужения естественного русла в районе моста значительно усложнились судоходные условия – увеличилась скорость реки, появились непредсказуемые свальные течения. За одну только навигацию 1912 года под мостом случилось около 20 аварий судов. В результате для возобновления естественного течения Волги было принято решение заменить правобережную насыпь со стороны Свияжска подходной аркадой.

Зеленодольский железнодорожный мост через реку Волгу
Вид исторических опор моста в 2017 году. Фото: Михаил Архипов

Несмотря на все сложности строительства, в апреле 1913 года Романовский мост с честью прошёл испытания (прогибы ферм под нагрузкой оказались в два раза меньше проектных) и 11 июля 1913 года, в год 300-летия правления Романовых мост был торжественно открыт и получил своё царственное имя. В 1953-1955 годах параллельно царскому мосту был сооружён второй, на более высоких опорах, а после открытия движения по второй очереди была реконструирована первая – перед созданием Куйбышевского водохранилища увеличили опоры и подняли пролетные строения.

Зеленодольский железнодорожный мост через реку Волгу
Старый (левее) и новый мосты в 2013 году. Фото: Андрей Урицк

Старые фермы великого инженера Белелюбского отслужили почти 100 лет – в 2005-2011 годах царские фермы первой очереди моста заменили новыми. При этом одну царскую ферму поначалу было решено сохранить на берегу как памятник инженерного искусства и памятник Романовскому мосту (как, например, сделано на мостах через Амур в Хабаровске и через Обь в Новосибирске) - последнее пролетное строение было даже установлено на берегу на временном стапеле. Однако в итоге министерство культуры Татарстана посчитало, что ферма моста не имеет исторической и культурной ценности, и в 2011 году последний пролет был демонтирован методом сбрасывания.

Зеленодольский железнодорожный мост через реку Волгу
Исторические (полукруглые) фермы моста. 2006 год. Фото: Михаил Архипов

Зеленодольский железнодорожный мост через реку Волгу
Новые (прямоугольные) фермы моста. 2013 год. Фото: Андрей Урицк

Романовский мост расположен на 1273 км ЕГС. Он имеет два судоходных пролета. Ширина судоходной полосы в пролете №2 от правого берега — 154,1 метра, высота пролета в пределах судоходной полосы — 21,8 метра от проектного уровня, 17,8 метров от нормального подпорного уровня и 13,7 метров от расчетного уровня. Ширина судоходной полосы в пролете №4 от правого берега — 154,1 метра, высота пролета в пределах судоходной полосы — 21,2 метра от проектного уровня, 17,2 метров от нормального подпорного уровня и 13,1 метров от расчетного уровня. Глубина реки Волги (по судовому ходу) под мостом составляет 18 метров.

Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):

Мигаловский автодорожный мост в Твери;
Тверской железнодорожный мост в Твери;
Старовожский автодорожный мост в Твери;
Нововолжский автодорожный мост в Твери;
Восточный автодорожный мост в Твери;
Автодорожный мост в Дубне (Московская область);
Автодорожный мост в Кимрах (Тверская область);
Кашинские (автодорожный и железнодорожный) мосты (Тверская область);
Автодорожный через Угличский гидроузел в Угличе (Ярославская область);
Железнодорожный мост у станции Волга (Ярославская область);
Авто-железнодорожный мост через Рыбинскую ГЭС в Рыбинске (Ярославская область);
Автодорожный мост в Рыбинске (Ярославская область);
Юбилейный автодорожный мост в Ярославле;
Ярославский железнодорожный мост;
Октябрьский автодорожный мост в Ярославле;
Костромской автодорожный мост;
Костромской железнодорожный мост;
Кинешемский автодорожный мост (Ивановская область);
Автодорожный через Нижегородскую ГЭС в Городце (Нижегородская область);
Борские авто-железнодорожные мосты в Нижнем Новгороде;
Автодорожный через Чебоксарскую ГЭС в Новочебоксарске (республика Чувашия);
Романовский железнодорожный мост в Зеленодольске (республика Татарстан);
Займищенский автодорожный мост (республика Татарстан);
Президентский автодорожный мост в Ульяновске
Императорский авто-железнодорожный мост в Ульяновске
Авто-железнодорожный мост через Жигулевскую ГЭС в Тольятти (Самарская область);
Сызранский железнодорожный мост (Самарская область);
Мост Победы в Балаково (Саратовская область);
Авто-железнодорожный мост через Саратовскую ГЭС в Балаково (Саратовская область);
Автодорожный мост у села Пристанное (Саратовская область);
Саратовский автодорожный мост в Саратове;
Саратовский железнодорожный мост в Саратове;
Авто-железнодорожный мост через Волжскую ГЭС в Волжском (Волгоградская область);
Волгоградский автомобильный (танцующий) мост в Волгограде;
Автодорожный мост в Астрахани;
Авто-железнодорожный мост в Астрахани


Теги: Романовский мост, мосты на Волге

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151573624393