Cruiseinform.RU

Шлюз № 10 Волго-Донского судоходного канала (поселок Пархоменко)




Шлюз №10 Волго-Донского судоходного канала расположен на 2635,3 км ЕГС в посёлке Парохоменко Волгоградской области (Россия), между шлюзом №9, от которого 10-й отделяет Варварское водохранилище, являющееся водоразделом рек Волги и Дона, и шлюзом №11, который от 10-го отделяет Береславское водохранилище. От десятого шлюза, при движении со стороны Волги, начинается спуск с водораздела к реке Дон.


Вид на шлюз №10 при заходе со стороны шлюза №9. 2010 г. Фото: Иван Загайнов

Шлюз №10 Волго-Донского судоходного канала
Вид на камеру шлюза №10 при заходе со стороны шлюза №9. 2010 г. Фото: Иван Загайнов

Тип шлюза — однокамерный, однониточный. Габариты камеры шлюза: длина — 145 метров, ширина — 17,81 метров. Глубина на нижнем пороге — 4,1 метра, на верхнем пороге — 4 метра от проектного уровня. Глубина канала в районе шлюза №10 составляет 4,7 метра со стороны Варваровского водохранилища и 4,3 метра со стороны Береславского водохранилища. Среднее время шлюзования, от входа до выхода, составляет 30 минут. Камера шлюза оборудована устройством для предотвращения аварийного навала судов на двустворчатые ворота. Рядом с 10-м шлюзом расположена плотина №78 и насосная станция №33.

Шлюз работает с 1 апреля по 27 ноября. Обслуживанием шлюза занимается Волгоградский район гидросооружений и судоходства ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна ВВП».

Шлюз №10 Волго-Донского судоходного канала
Вид на верхние ворота шлюза №10 и Варваровское водохранилище. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев

Шлюз № 10, расположенный в поселке Пархоменко (Россия, Волгоградская область), открывает донской склон Волго-Донского судоходного канала. Такое особое месторасположение привело к более выразительному архитектурному решению наземных сооружений гидроузла. В соответствии с этим решением здания нижней головы шлюза № 10 построены в виде башен, увенчанных колоннадой. Этот же архитектурный прием использован и для зданий верхней головы.

О героизме Красной Армии в борьбе с интервентами и белогвардейцами в годы гражданской войны рассказывают надписи на торцовых стенах шлюзовых зданий. На стене левой башни у верхних ворот шлюза золотые буквы гласят: «Здесь в августе — сентябре 1918 года на подступах к Царицыну героические полки Красной Армии с беззаветной храбростью громили интервентов и белогвардейцев».

Шлюз №10 Волго-Донского судоходного канала
Вид на камеру шлюза №10 при заходе со стороны шлюза №11. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев

На берегу рядом со шлюзом расположен монумент в честь героев обороны Царицына. На набережной возле шлюза, со стороны Варваровского водохранилища, установлены бронзовые бюсты героев гражданской войны: начальника штаба формирования X Красной Армии Н. А. Руднева, выдающегося деятеля большевистской партии Ф. А. Артема (Сергеева) и особоуполномоченного Революционного Совета X Красной Армии А. Я. Пархоменко. Бюсты выполнены: Н. А. Руднева — скульптором Н. Б. Никогосьян, Ф. А. Артема — скульптором П. И. Бондаренко, А. Я. Пархоменко — скульптором Л. Е. Кербель.

Шлюз №10 Волго-Донского судоходного канала
Вид памятника при подходе с Варваровского водохранилища. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев

Памятник у шлюза №10 Волго-Донского судоходного канала
Бюст Н. А. Руднева. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев

Памятник у шлюза №10 Волго-Донского судоходного канала
Бюст Ф. А. Артема. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев

Памятник у шлюза №10 Волго-Донского судоходного канала
Бюст А. Я. Пархоменко. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев

Расстояние между шлюзом №9 и шлюзом №10 — 25,56 км. Между шлюзами расположено два моста: железнодорожный мост и Ивановский автодорожный мост. Также на этом участке рядом с селом Червлёное расположено аварийно-ремонтное заграждение №141. Оно необходимо для того, чтобы в случае необходимости отделить Варварское водохранилище от шлюзов волжской лестницы. Место их расположения — самая высокая часть канала.

Расстояние между шлюзом №10 и шлюзом №11 — 26,86 км. Рядом с поселком Береславка, где заканчивается Береславское водохранилище, расположено аварийно-ремонтное заграждение №142, которое отделяет акваторию водохранилища от участка канала, ведущего к шлюзу №11. Между АРЗ-142 и шлюзом №11 расположена действующая паромная переправа №312 и не действующая однотипная паромная переправа №311.

Шлюз №10 на карте:

Волго-Донской судоходный канал
(увеличить)

Другие шлюзы Волго-Донского канала:

Шлюз №1 (Волгоград)
Шлюз №2 (Волгоград)
Шлюз №3 (Волгоград)
Шлюз №4 (поселок Имени XIX партсъезда)
Шлюз №5 (поселок Южный, Волгоград)
Шлюз №6
Шлюз №7 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №8 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №9
Шлюз №10 (поселок Пархоменко)
Шлюз №11 (поселок Комсомольский)
Шлюз №12 (поселок Октябрьский)
Шлюз №13 (поселок Пятиморск)
Шлюз №14 (река Дон, Волгодонск)
Шлюз №15 (река Дон, Волгодонск)


Теги: Волго-Донской канал, шлюз №10 ВДСК, поселок Пархоменко, Волгоградская область

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151603818776