Cruiseinform.RU

Шлюз №13 Волго-Донского судоходного канала (Пятиморск)




Шлюз №13 Волго-Донского судоходного канала расположен на 2668,2 км ЕГС в посёлке Пятиморск Волгоградской области. Шлюз является последним на Донском склоне канала — ниже него канал соединяется с рекой Дон. Выше шлюза расположено Карповское водохранилище и шлюз №12.

Рядом с шлюзом №13 расположена насосная станция №31, через которую вода подается из Цимлянского водохранилища в находящееся выше Карповское водохранилище и далее через Береславское водохранилище в Варваровское водохранилище, которое является водоразделом рек Волги и Дона.


Вид на шлюз №13 со стороны Карповского водохранилища. 2006 г. Фото: Андрей Урицк

Шлюз №13 Волго-Донского судоходного канала
Вид на шлюз №13 со стороны Карповского водохранилища. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев

Тип шлюза — однокамерный, однониточный. Габариты камеры шлюза: длина — 145 метров, ширина — 18 метров. Глубина на нижнем пороге и на верхнем пороге — 4 метра от проектного уровня. Глубина канала в районе шлюза №13 составляет 8 метров со стороны Карповского водохранилища и 6,2 метра со стороны реки Дон. Среднее время шлюзования, от входа до выхода, составляет 30 минут. Камера шлюза оборудована устройством для предотвращения аварийного навала судов на двустворчатые ворота.

Шлюз работает с 1 апреля по 27 ноября. Обслуживанием шлюза занимается Волгоградский район гидросооружений и судоходства ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна ВВП».


Вид камеры шлюза №13 со стороны реки Дон. 2012 г. Фото: Михаил Архипов


Вид шлюза №13 со стороны реки Дон. 2010 г. Фото: Иван Загайнов

Судоходный шлюз (№13), Карповская насосная станция (№31) и канал, ведущий к реке Дон являются третьим композиционным узлом архитектурного комплекса Волго-Донского канала, после шлюза №1 в Волгограде и шлюза №10 на водораздельном бьефе. Кроме них в состав композиционного узла входят монумент «Соединение фронтов», ограждающие дамбы с маяками и пассажирская пристань в Пятиморске.

При входе в канал со стороны Дона на концах ограждающих дамб установлены маяки. Пятикилометровые земляные дамбы подводящего канала обсажены двойными рядами пирамидальных тополей, что создает большую «водную» аллею, замыкающуюся шлюзом № 13.

Здания управления нижней головы шлюза № 13, как и шлюза № 1, решены в виде триумфальной арки и являются «воротами» в канал со стороны Дона. На арке выполнены надписи: «Слава нашей великой Родине» — со стороны водохранилища и Волги и «Слава победоносной Советской армии» — со стороны реки Дон.

Шлюз № 13 Волго-Донского судоходного канала
Вид арки со стороны Волги. 2012 г. Фото: Михаил Архипов


Вид арки со стороны Дона. 2010 г. Фото: Иван Загайнов

Волго-Донской судоходный канал
Вид подходного канала к шлюзу. 2010 г. Фото: Иван Загайнов

Волго-Донской судоходный канал
Вид подходного канала к шлюзу. 2006 г. Фото: Андрей Урицк

Волго-Донской судоходный канал
Маяк на стрелке подходного канала шлюза и реки Дон. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев


Расстояние между шлюзом №12 и шлюзом №13 — 14,95 км. На этом участке судовой ход проходит по акватории Карповского водохранилища, а сразу после двенадцатого шлюза канал пересекает железнодорожный мост.

Шлюз №13 на карте:

Волго-Донской судоходный канал
(увеличить)

Другие шлюзы Волго-Донского канала:

Шлюз №1 (Волгоград)
Шлюз №2 (Волгоград)
Шлюз №3 (Волгоград)
Шлюз №4 (поселок Имени XIX партсъезда)
Шлюз №5 (поселок Южный, Волгоград)
Шлюз №6
Шлюз №7 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №8 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №9
Шлюз №10 (поселок Пархоменко)
Шлюз №11 (поселок Комсомольский)
Шлюз №12 (поселок Октябрьский)
Шлюз №13 (поселок Пятиморск)
Шлюз №14 (река Дон, Волгодонск)
Шлюз №15 (река Дон, Волгодонск)


Теги: Волго-Донской канал, шлюз №13 ВДСК, поселок Пятиморск

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151585832456