Cruiseinform.RU

Волго-Донской судоходный канал




Волго-Донской канал — судоходный канал, расположенный на территории Волгоградской области (Россия), соединяющий реку Волгу с рекой Дон. Канал был построен в 1948 — 1952  годах. Он является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России, связывая Азовское и Черное море с Каспийским, а через Волго-Балтийский канал и Беломорско-Балтийский — с Балтийским и Белым морем.

Волго-Донской канал

Длина Волго-Донского канала — 101 км, из них 45 км приходится на водохранилища. Гарантированная глубина канала — 4 метра, ширина — от 80 метров. Всего на канале построено около 100 гидротехнических сооружений, в том числе: 13 однокамерных шлюзов, три насосные станции, 22 участка судоходного канала, два ремонтных заграждения, три плотины, 17 дамб, 11 лотков.

Уровень Дона на 44 метра выше уровня Волги, поэтому канал питается донской водой, которая подается в водораздельные водохранилища канала — Карповское, Береславское и Варваровское, а оттуда поступает в канал.

Канал берет свое начало в городе Волгограде, где расположен шлюз №1 и шлюз №2, а с рекой Дон соединяется на западе Волгоградской области, в районе поселка Пятиморск, где расположен шлюз №13. Также в состав канала входят два шлюза, расположенные на реке Дон: шлюз №14 и шлюз №15 в городе Волгодонск Ростовской области.

В составе шлюзов канала можно выделить Волжскую лестницу, по которой суда поднимаются от Волги к водоразделу с Доном на высоту в 88 метров (шлюзы №1 — №9), а в составе нее — Чапурниковскую лестницу шлюзов (9 км), которая включает в себя шесть шлюзов (№4 — №9) в которых суда поднимаются на 50 метров.

Архитектурное оформление объектов канала

Тематика оформления судоходных шлюзов и гидротехнических сооружений канала посвящена победе в Великой Отечественной войне, а также прославлению советского народа и СССР. Авторы архитектурной обработки сооружений канала: Поляков Л. М. — руководитель; Бирюков С. М., Борис Г. Г., Демидов С. В., Ковалев А. Я., Мусатов В. В., Паньков М. В., Рочегов А. Г., Топунов Ф. Г., Якубов Р. А.; скульптор Мотовилов Г. И.; инженеры: Жук С. Я., Марсов В. А., Осколков А. Г., Шахов Н. В., Савиных Е. А.

Судоходство и навигация на Волго-Донском канале

Навигация на Волго-Донском канале начинается 1 апреля и заканчивается 27 ноября. Поддержанием навигационной обстановки и обеспечением судоходства на Волго-Донском канале занимается ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна ВВП».

Грузоперевозки и круизы по Волго-Донскому каналу

80% трафика судов приходится на грузовые перевозки. Местных пассажирских перевозок водным транспортом нет. По каналу проходят маршруты круизных судов в Ростов-на-Дону из Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда и Перми.

История строительства Волго-Донского канала

Волго-Донской судоходный канал соединяет Волгу и Дон в той точке, где они максимально приближены друг к другу. Это удобное положение не раз приковывало внимание правителей, строить здесь канал замышлял и турецкий султан Селим Второй в 1569 году, и царь Петр I в 1697-м.  До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном, но против строительства выступали владельцы железных дорог, не желавшие терять грузопоток.

В 1920 году по плану ГОЭЛРО вопрос о строительстве был снова поднят, но итогом стало начало строительства Манычской шлюзованной системы — через реку Дон, реку Маныч, озеро Маныч-Гудило и ряд рек построить искусственный канал до Каспийского моря, трасса которого проходила бы южнее ныне существующего канала.

Во второй половине 1930-х и начале 1940-х западный участок Манычской системы был сдан в эксплуатацию, но реализовать его до конца помешала Великая Отечественная война. После её окончания было принято решение о строительстве канала по существующему месторасположению.

Работы по сооружению канала начались в 1948 году. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина, хотя изначально предлагалось дать каналу имя Сталина, но на это он не дал одобрения.

Описание и фотографии шлюзов Волго-Донского канала:

Шлюз №1 (Волгоград)
Шлюз №2 (Волгоград)
Шлюз №3 (Волгоград)
Шлюз №4 (поселок Имени XIX партсъезда)
Шлюз №5 (поселок Южный, Волгоград)
Шлюз №6
Шлюз №7 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №8 (поселок Соляной, Волгоград)
Шлюз №9
Шлюз №10 (поселок Пархоменко)
Шлюз №11 (поселок Комсомольский)
Шлюз №12 (поселок Октябрьский)
Шлюз №13 (поселок Пятиморск)
Шлюз №14 (река Дон, Волгодонск)
Шлюз №15 (река Дон, Волгодонск)

Водохранилища, расположенные на Волго-Донском канале:

Береславское водохранилище
Варваровское водохранилище
Карповское водохранилище

Мосты, расположенные на Волго-Донском канале (от шлюза №1 к шлюзу №13):

Автодорожный мост в Волгограде у шлюза №1
Железнодорожный мост в Волгограде у шлюза №2
Железнодорожный мост у шлюза №9
Железнодорожный мост у села Червлёное
Ивановский автодорожный мост у села Червлёное
Мариновский автодорожный мост у поселка Октябрьский
Железнодорожный мост у шлюза №12

Прочие объекты:

Аварийно-ремонтные ворота №141 (село Червлёное)
Аварийно-ремонтные ворота №142 (поселок Береславка)

Насосная станция №31 (поселок Пятиморск)
Насосная станция №32 (поселок Комсомольский)
Насосная станция №33 (поселок Пархоменко)

Паромная автомобильная переправа №311 (посёлок отделения №2 совхоза «Волго-Дон»)
Паромная автомобильная переправа №312 (поселок Береславка)
Паромная автомобильная переправа №313 (поселок Чапурники)

Населенные пункты и города, расположенные на Волго-Донском канале:

город Волгоград
— поселок Береславка
— поселок Имени XIX партсъезда
— поселок Комсомольский
— поселок Октябрьский
— поселок Пархоменко
поселок Пятиморск
— село Червлёное
— сельское поселение Чапурники

Памятники:

Монумент героям обороны Царицына на шлюзе №10
Монумент «Соединение пяти морей» в Волгодонске
Монумент «Соединение фронтов» в Пятиморске
Памятник Ленину у шлюза №1 в Волгограде
Памятник морякам Волжской военной флотилии в Волгограде

Волго-Донской канал на карте:

Волго-Донской судоходный канал
(увеличить)

Новости по теме:

01.04.2019 — На Волге и Волго-Донском канале открылась речная навигация 2019 года
04.04.2018 — Начало навигации 2018 года на Волго-Донском канале задерживает погода
24.11.2016 — На Волго-Донском канале и Дону изменены сроки закрытия навигации 2016 года


Теги: Волго-Донской канал, Волгоградская область

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151600528040