Cruiseinform.RU

Шлюз №21 Жигулевского гидроузла




Для пропуска через Жигулевский гидроузел судов используются двухкамерные двухниточные судоходные шлюзы, расположенные у левого берега реки Волги. В состав судопропускных сооружений входит шлюз №21 и шлюз №22, расположенные параллельно, а ниже них в 3,8 км расположены однотипные шлюз №23 и шлюз №24. Такая же схема реализована и на Городецком гидроузле в Нижегородской области, строившимся в то же время. С постройки до 1970-х годов левая нитка шлюзов (№21 и №23) использовалась для пропуска судов, а правая (№22 и 24) — для плотов.

Жигулёвская ГЭС. Судоходные шлюзы №21-22
Вид шлюзов №21 и №22. Фото: Семен Фридлянд

Строительство нижних шлюзов началось раньше и габариты их камер отличаются от верхних. Помимо камер, в состав судопропускных сооружений входят верхний и нижний подходные каналы с ограждающими дамбами, волнозащитная дамба аванпорта, направляющие и причальные сооружения. Судоходные шлюзы обслуживаются Самарским районом гидротехнических сооружений и судоходства — филиал ФБУ «Администрация Волжского бассейна».

Жигулёвская ГЭС. Судоходные шлюзы №21-22
Вид шлюзов №21 и №22 при движении вниз по Волге (из водохранилища). Фото: Иван Загайнов

Шлюз №21 — судоходный однокамерный шлюз, находится на реке Волге в городе Тольятти (Самарская область). Вместе с расположенным параллельно однотипным шлюзом №22 входит в состав судопропускных сооружений Жигулевского гидроузла. Строительство шлюза началось 16 июня 1952 года (строительство Жигулевской ГЭС шло с 1950 по 1957 годы). 30 июля 1955 года шлюз №21 был сдан в эксплуатацию.

Шлюз №21 расположен на 1666 км ЕГС. Глубина реки Волги у верхней головы шлюза (со стороны Куйбышевского водохранилища) составляет 19 метров, а ниже него — 15 метров. Пропуск судов на шлюзе №21 Жигулевской ГЭС начинается 22 апреля, а завершается 20 ноября.

Шлюзовая камера железобетонная доковой конструкции. Длина камеры шлюза — 281 метр, ширина — 29 метров, глубина — 5,1 метр. Система наполнения камеры — распределительная, состоит из трёх продольных галерей, проложенных в днище камеры. Время наполнения или опорожнения каждой камеры — 8 минут. Над нижней головой шлюза проходит мост с автомобильным и железнодорожным движением.

Жигулёвская ГЭС. Судоходные шлюзы №21-22
Вид шлюзов №22 и №21 при движении вверх по Волге (в сторону водохранилища). Фото: Иван Загайнов

Другие судопропускные сооружения, расположенные на реке Волге (от истока к устью):

Шлюз №1 Канала имени Москвы (Дубна, Московская область)
Шлюз №10У Угличского гидроузла (Углич, Ярославская область)
Шлюз №11 Рыбинского гидроузла (Рыбинск, Ярославская область)
Шлюз №12 Рыбинского гидроузла (Рыбинск, Ярославская область)
Шлюз №13 Городецкого гидроузла (Городец, Нижегородская область)
Шлюз №14 Городецкого гидроузла (Городец, Нижегородская область)
Шлюз №15 Городецкого гидроузла (Городец, Нижегородская область)
Шлюз №16 Городецкого гидроузла (Городец, Нижегородская область)
Шлюз №17 Чебоксарского гидроузла (Новочебоксарск, Чувашия)
Шлюз №18 Чебоксарского гидроузла (Новочебоксарск, Чувашия)
Шлюз №21 Жигулевского гидроузла (Жигулевск, Самарская область)
Шлюз №22 Жигулевского гидроузла (Жигулевск, Самарская область)
Шлюз №23 Жигулевского гидроузла (Жигулевск, Самарская область)
Шлюз №24 Жигулевского гидроузла (Жигулевск, Самарская область)
Шлюз №25 Саратовского гидроузла (Балаково, Саратовская область)
Шлюз №26 Саратовского гидроузла (Балаково, Саратовская область)
Шлюз №30 Волжского гидроузла (Волжский, Волгоградская область)
Шлюз №31 Волжского гидроузла (Волжский, Волгоградская область)


Теги: Шлюз №21 Жигулевского гидроузла, Жигулевская ГЭС, река Волга, город Тольятти

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151573962309