Cruiseinform.RU

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы: как он менялся за 80 лет

Регионы: Канал имени Москвы
Страницы: 1

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы: как он менялся за 80 лет


15 июля 2019 года будет отмечаться очередной день рождения Канала имени Москвы. В этом году ему исполнится 82 года. Но канал — это не только 128 км водного пути, связавшего реку Волгу с рекой Москвой, а еще и 8 шлюзов, десятки вспомогательных сооружений, два автодорожных тоннеля, построенных вместе со сдачей канала в 1930-е годы. Один из них расположен в начале канала — под шлюзом №1 в подмосковной Дубне, а второй — на северо-западе Москвы, в районе Тушино. Тушинский тоннель стал печально известным в начале января 2019 года: 10 января произошел провал грунта на дамбе №294, под которой проходит один из тоннелей. Изначально тоннель вообще был один, но с ростом потока транспорта был выстроен второй, а затем и третий. Именно последний и был затоплен, но затем восстановлен. Впрочем, ранее затапливало и другие тушинские тоннели. Как их строили, как они менялись и что с ними происходило за 80 лет:

Первый тоннель под каналом был открыт в 1936 году. Он представлял собой двухниточный автомобильный тоннель с двумя полосами движения в каждую сторону. Въезды в тоннель с обоих сторон украшали скульптуры, а прохода пешеходов через тоннель не было: в дни массовых мероприятий на Тушинском аэродроме люди обходили его через ворота верхнего шлюза №8, находящегося над тоннелем, либо через перекрытую для движения транспорта одну из ниток тоннеля.

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Вид тоннеля со стороны центра.

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Вид тоннеля со стороны центра. По центру — скульптура парашютиста.

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Вид тоннеля со стороны Тушино.

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Вид тоннеля со стороны Тушино. По центру — скульптура летчика.

При этом с момента постройки тоннеля, из-за сильного дренажа одной из дамб, случались его подтопления. Самое масштабное произошло в 1950-м, либо в 1951-м году, когда из-за течи в дамбе канала тоннель был затоплен и проезд по нему на несколько дней был закрыт. Летом 1965 года из-за сильных и продолжительных ливней тоннель был затоплен на половину, так как он располагается в низине, но последствия ЧП устранили тогда за полдня.

Еще до войны была спроектирована трамвайная линия от станции метро «Сокол» на Ленинградском проспекте по Волоколамскому шоссе в район Тушино. Ее строительство было начато летом 1944 года, а первый трамвай прошел 7 ноября 1944 года. Под движение трамваев была выделена одна полоса в северной нитке тоннеля. Тогда же в тоннеле был оборудован тротуар для прохода пешеходов. В конце 1940-х годов над въездами в тоннель с обоих сторон установили часы.

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Вид линии трамвая и часы.

С ростом потока автотранспорта, а также массовой жилой застройки района Тушино, старый тоннель перестал справляться и возникла потребность в строительстве еще одного. В 1966 году появился проект строительства тоннеля, предназначенного для трамвайного движения и пешеходов. Проект был разработан институтом «Метрогипротранс» и представлял собой следующее: предполагалось пробить под каналом три тоннеля диаметром не менее 5,1 метра, в двух из которых были бы проложены трамвайные пути, а третий тоннель, диаметром 3 метра, был предназначен для пешеходов. Но проект так и не был реализован, а вместо него был построен еще один автомобильный тоннель.

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Вид на старый и новый тоннели со стороны центра. Фото: Владимир Кузнецов

Второй тоннель был построен в 1969 — 1972 годах. Он прошел рядом с первым, но на 20 метров севернее, то есть ближе к шлюзу №7. Тоннель предполагали построить без нарушения сроков навигации по каналу, то есть с 15 ноября по 10 апреля. Тоннель был разбит на три участка. Два входных поддамбовых участка по 39 метров и проходной подрусловый участок длиной 72 метра. В первый межнавигационный период, в 1969 — 1970 годах, были отрыты котлованы для поддамбовых участков. В межсезонье 1970 — 1971 годов должны были забить шпунт в русловой части канала, уложить монолитное железобетонное перекрытие и под его защитой разработать грунт и возвести стены и дно средней части тоннеля. Но это решение не обеспечивало водонепроницаемость и надежность проведения работ. Поэтому котлован было решено разрабатывать на полную глубину конструкции тоннеля (до 10 метров глубиной). После чего, в зимний период была возведена железобетонная конструкция, выполнена гидроизоляция и возведены дамбы откосов канала. В следующий межнавигационный период 1971-1972 года строители устраняли свои недостатки в части гидроизоляции уже построенного тоннеля. Для движения транспорта второй тоннель был открыт в 1972 году.

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Вид на полосы движения с дамбы канала: слева — полоса движения из центра по новому тоннелю, справа в центре — полоса движения в сторону центра, а рядом — трамвайные пути через первый тоннель.

С запуском нового тоннеля одну из полос, ближайшую к центру, отдали под трамвайное движение, а вторую оставили для движения автотранспорта из области в центр. Новый тоннель представлял собой трехполосную автодорогу с движением транспорта из центра, с пешеходной дорожкой с северной стороны тоннеля.

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Вид на старый и новый тоннели со стороны Тушино.

К концу 1990-х годов исчерпалась пропускная способность и второго тоннеля. В сентябре 1999 года вышло постановление правительства Москвы N 880 «О транспортной развязке Волоколамского шоссе с ул. Свободы и устройстве дополнительного тоннеля под Каналом им. Москвы». Конкурс на строительство, проведенный Департаментом экономической политики и развити г. Москвы, выиграло АО «Корпорация «Трансстрой». Проектировщиком тоннеля стало СПО АО «Институт «Гипростроймост». Согласно проекту, третий тоннель должен был быть длиной 409 метров, из которых 160 метров проходят под каналом, иметь пять полос движения автотранспорта, в том числе и троллейбуса, а  также тротуар шириной 3 метра для движения пешеходов.

В ноябре 1999 года было принято решение о строительстве участка тоннеля под каналом в период с декабря 1999 года по 10 апреля 2000 года. При этом, решение о строительстве было принято при отсутствии проекта на конструкцию тоннеля. Строительство тоннеля велось в котловане глубиной 11 метров и шириной 31,5 метра. Для гидроизоляции тоннеля был применен замок из суглинка, который образовал водоудерживающий слой в русле канала под тоннелем. Конструкция и технология была разработана институтом «Гидропроект» и выполнена СУ-802.

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Строительство тоннеля в участке канала. Вид в сторону области. Фото: Roads.ru

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Бетонирование секции тоннеля c западной (со стороны улицы Свободы) части. Фото: Roads.ru

За период с 10 декабря 1999 года по 10 апреля 2000 года было выполнено устройство котлована, объемом 92000 м3, со шпунтовым ограждением — 1,3 тысячи тонн шпунта и 600 тонн крепления; изготовлены боковые щиты гидроизоляции массой 350 тонн и сборно-разборная опалубка стен и перекрытия тоннеля (300 тонн); установлена конструкции металлоизоляции (1090 тонн), установлена 51 стойка размером 0,8х1,6х5 метров; выполнена опалубка 7100 м2 с поддерживающими конструкциями перекрытий; установлена арматура массой 3400 тонн; уложено 12,5 м3 бетона; уложено 15000 м3 суглинка (почва с преимущественным содержанием глины и значительным количеством песка). Генеральным подрядчиком работ стало АО «Мостотряд 19».

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Восстановленная восточная дамба канала. Фото: Roads.ru

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Восстановленная западная дамба канала. Фото: Roads.ru

Тушинский тоннель под Каналом имени Москвы
Общий вид на участок канала, под которым проложен третий тоннель. Фото: Roads.ru

Для движения автотранспорта третий тоннель был открыт в 2003 году, вместе со сдачей транспортных развязок со стороны центра и области.

Новости по теме Тушинского тоннеля:

10.01.2019 — Названа причина ЧП в тоннеле Волоколамского шоссе под Каналом имени Москвы: фотографии с места аварии
12.01.2019 — ФГБУ «Канал имени Москвы» сообщило, как будет ликвидировать ЧП на дамбе над Тушинским тоннелем
17.02.2019 — На ликвидацию размыва дамбы Канала имени Москвы в Тушино потребуется полмиллиарда рублей
05.04.2019 — Канал Москвы лишился связи с рекой Москвой: как авария в Тушино сказалась на судоходстве 

Страницы: 1

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться


3.151558358853