Рассказы о речных круизах

Автор: Дмитрий Казаков
Даты: Август 2000 года
Теплоход: Борис Чирков
Маршрут : Казань - Астрахань - Казань
Страницы: 1

Из Казани до Астрахани и обратно на «Борисе Чиркове»



Казань находится ровно на середине Волги, точнее говоря, ровно на середине пути теплоходов из Москвы в Астрахань. Поэтому обычно казанцы стоят перед выбором: ехать в 10-ти дневный круиз Казань – Астрахань – Казань, либо в такой же по положительности круиз Казань – Москва – Казань. На мой взгляд, круиз до Москвы намного интереснее чем круиз вниз по Волге. К сожалению, в последнее время круизы до Москвы совершаются намного реже, чем до Астрахани. Причины сего явления – тема для отдельного разговора. Ну а я поехал в круиз до Астрахани, ибо в круизах вверх по Волге плавал не раз.

В тот год в Казани уже работала фирма «Волжские путешествия +», которая управляла трехпалубным и четырехпалубным теплоходами, а также «Татфлот» в распоряжении которого была пара теплоходов. К сожалению, цены на эти теплоходы были заоблачные, особенно учитывая бюджет студента. Поэтому наш выбор пал на двухпалубный теплоход «Борис Чирков», цены на который все же были чуть пониже.

Как впоследствии оказалось фирма, организующая круиз, в основном состояла из:

    трех новых русских бабушек. Одна из бабушек играла роль директора круиза, другая – читала интересную информацию из радиорубки, третья – в занималась анимацией, как это модно сейчас говорить;
    одного артиста Казанского театра оперы и балета им. М. Джалиля;
    также был нанят ди-джей для дискотеки и еще пара работников для развлечения туристов. За давностью лет их всех уж и не вспомнишь.

Многие современные туристы узнав об этом могут ужаснуться, но не так страшен черт, как его малюют. Развлекательная и культурная программы были сделаны на твердую четверку.

После круизов на трехпалубных теплоходах, и в особенности после посещения двух теплоходов 785 проекта, интерьер «Бориса Чиркова» выглядел просто ужасно. Интерьеры теплохода старые, и напоминают автомобили Волга 50-х годов выпуска.

Мы поселились на главной палубе в одной из кают носового блока. Каюта была четырехместная, но жили мы вдвоем. К слову сказать, в таких же соседних каютах жили семьи из четырех человек, причем за каждого была заплачена огромная по тем временам сумма 5 тыс. рублей. Как всем известно, на теплоходах 305 проекта, к которым относится и «Борис Чирков», в носовой части главной палубы находится кинозал, он же конференц-зал. Кроме того на свободной площадке там находился теннисный стол, где постоянно играли дети. Нынешним избалованным туристам это конечно не понравилось бы:

    во время мероприятий в конференц-зале невозможно обозревать окрестности – по бокам только двери кают;
    проживающим в каютах не понравился бы шум во время различных мероприятий – далеко не все принимают в них участие, не говоря уже о шумных детях.

Но для студента сей факт был немного досадным только потому что я хотел пару раз поспать днем, что мне не удалось. Практически все время я проводил на палубе, поэтому шум детей и многочисленные концерты мне были параллельны.

Питание в ресторане было организовано в одну смену. Работало два ресторана на корме: один на главной палубе, другой на прогулочной. Вибрация в ресторанах была просто чудовищная. Когда теплоход заходил в шлюз, то все столовые приборы просто скакали по столу. Официанты опускали приборы ночью на пол, чтобы они не разбились. Заказной системы питания, к которой привыкли современные туристы, не было, впрочем, кормили вполне сносно.

Публика в круизе была не только и не столько из Казани, сколько из окрестных городов – Набережных Челнов, Ижевска, Кирова. Может быть поэтому по сравнению с круизами на 4-х палубниках обстановка на теплоходе была дружественная. Дискотека частично была огранизована силами туристов. Дети и подростки, которых было очень много, половину круиза были заняты подготовкой ко дню Нептуна, который состоялся в Никольском.

Учитывая количественный состав турфирмы можно отметить, что экскурсии, развлекательная программа во время круиза были на высшем уровне. Во всех городах были организованы экскурсии. Довольно подробная информация о достопримечательностях по маршруту периодически раздавалась по радио. Конечно таких изысков, как сейчас: капитанский ужин, экскурсия в рубку, шведский стол на завтрак не было. Но и не было потребности в этом туристов: большинство из них попало в круиз первый раз и были вполне удовлетворены.

Из культурной программы также запомнился гала-концерт, организованный силами самих отдыхающих. Помимо татарских песен – излюбленного времяпровождения коренных жителей Казани запомнилась, дама, которая читала стихи Ахматовой и Пастернака. Вообще у меня сложилось впечатление, что её выпускали на сцену, когда надо было заканчивать какое-либо мероприятие. Срабатывало безотказно – абсолютное большинство как ветром сдувало.

Первые полдня круиза. Отправление в 12 часов. Пожалуй, одно из красивейших мест – это правый берег Волги от Казани до устья Камы. Теплоход здесь идет у обрывистого высокого берега, который обнажил свои породы – песок, глину, известняк. По берегам раскинулись деревеньки, среди которых – Антоновка – родина знаменитого сорта яблок.

Стоянки в Ульяновске не было ни по пути туда, ни обратно. То ли по идеологическим причинам, то ли просто из экономии времени и стоимости круиза.

У Камского устья встречаем «Петра Алабина». Несмотря на то, что разлив Куйбышевского водохранилища местами 15 км, теплоходы проходят довольно близко друг к другу.

Вообще весь этот рейс я вспоминал предыдущие круизы вверх по Волге и по северо-западу. Там речки сравнительно маленькие и можно целыми днями наблюдать берега и жизнь на них. На нижней Волге водохранилища столь огромны, что пейзажи меняются очень медленно и находятся от туриста довольно далеко. Волга становится узкой лишь после Волгограда, где она течет в своем естественном русле.

Утром следующего дня просыпаемся уже в окрестностях Тольятти. Навстречу проносится «Октябрьская Революция», ярко освещенная еще низким утренним солнцем – незабываемое зрелище. Большинство туристов еще спят, когда мы проходим первый на нашем пути шлюз Куйбышевской ГЭС.

По прибытии в Самару нам оглашают, что во всех больших городах Поволжья время Московское, а вот в Самаре – на час раньше. Поэтому не пугайтесь, если увидите местное время.

Поскольку мы считали себя опытными туристами, то ходить с экскурсией мы отказались наотрез. Но тут возникала проблема с картами. В нашем арсенале была огромная энциклопедия «Города России» (500 страниц формата А3). Вырывать страницу из подарочного издания было жалко, но и таскать с собой мягко говоря неудобно. Здесь напомню, что это был 2000 год. Это сейчас все знают что такое ксерокс, он есть в каждом офисе. Каково же было изумление моей спутницы, когда я за пару минут с минимальной потерей для бюджета сделал несколько черно-белых снимков карт желанных городов!

Впрочем, радоваться было рано. Через несколько кварталов выяснилось, что расположение достопримечательностей на карте не совпадает с действительностью. Ради справедливости надо отметить, что карты других городов – Саратова, Волгограда, Астрахани были намного ближе к реальности.

В Самаре помимо всего прочего мы посетили бункер Сталина. Это некое сооружение на глубине нескольких сот метров в котором предполагалось разместить главный штаб и жилище вождя в случае захвата Москвы фашистами. Впрочем, по моему мнению, данное сооружение носит имя вождя незаслуженно, ибо на вопрос: «приезжал ли Сталин в бункер» экскурсоводы отвечают «точно неизвестно». Но я уж точно знаю, что если бы он здесь был, то об этом историки написали бы сто томов, а на бункере висела бы огромная табличка.

Еще бункер поразил меня своим местом расположения – заходишь во двор обычного сталинского дома в центре города. Поворачиваешь направо, потом еще направо. Вот здесь дверка в подвал. Вот это и есть бункер! Шахта, которая ведет в бункер, похожа на шахту метро, но направлена вниз. В бункер ведет винтовая лестница, а во время спуска туристов включают фонограмму с победоносными и радостными маршами, либо фонограмму со стонами и криками и соответствующее световое оформление. Надо заметить, что второй вариант звукового и светового оформления намного круче!

Еще в Самаре впечатляет католическая церковь «Святого сердца Иисуса» - готическое, здание с остроконечными силуэтами. Особенно эффектно смотрится в пасмурную погоду и зимой. Просто идеальный фон для съемок какого-нибудь фильма ужасов. Вообще Самара очень терпимый город к представителям различных религий. В Самаре есть: католическая церковь, евангелическо-лютеранский приход Святого Георга, множество церквей. Я не сомневаюсь, что мечеть тоже есть, но я сам не видел.

Не менее терпимый следующий волжский город на нашем пути – Саратов. Тут на берегу стоит огромная гостиница «Словакия». У нетрезвого туриста может сложится впечатление, что при плыл он вовсе не в Саратов, а вот эту страну. К сожалению ни Троицкий собор – старейший в Саратове, не пешеходная улица Кирова не произвели на меня никакого впечатления. Если кто хочет развеять мое мнение, может пригласить в гости ).

Прибытие в Волгоград анонсируется прохождением Волжской ГЭС имени *** съезда КПСС. Кто учился в школе в советские времена, тот достаточно зомбирован величием данного гидротехнического сооружения. Ну а я, хоть и был октябренком, но в старших классах учился демократии и свободе слова. Поэтому отрицательных ассоциаций с этим сооружением у меня нет. После шлюза Волжской ГЭС суда какое-то время следуют по узкому каналу, а основной поток воды проходит через плотину и бурлит рядом. Этот искусственный водопад хорошо видно с борта теплохода и он впечатляет!

Пока теплоход идет по этому искусственному каналу на горизонте уже появляется силуэт Родины-матери на Мамаевом кургане. Еще с борта теплохода можно насладиться величиной данного сооружения, а, сойдя на берег, можно ознакомиться с музейным комплексом подробно.

Теплоход медленно подошел к речному вокзалу. Жарища в городе была неописуемая. Мальчишки прыгали с бетонного причала в воду почти под теплоход. Около пристани стоял небольшой открытый аквапарк, который можно было посетить за смешную цену, кажется 15 рублей.

Центр Волгограда произвел на меня вполне положительное впечатление – кругом чистота, сталинские постройки, памятники и обелиски. Эксклюзивный аттракцион в Волгограде – это метротрам. Это трамваи которые частично идут под землей, а частично – по поверхности. В частности можно совершить поездку на этом виде транспорта от площади у речного вокзала к Мамаеву кургану. Сразу отмечу, что метротрам гремит громче, чем метро в Москве или Питере.

Специальный зал сооружен в Волгограде для вечного огня. В центре зала установлена огромная рука с вечным огнем, а площадка для посетителей проходит вокруг этого искусственного факела. Здесь установлен почетный караул. Никогда не понимал смысл данной «забавы». Понятно, что люди совершили подвиг, многие отдали свою жизнь за Родину, но зачем мучить молодых людей, заставляя их стоять часами, не имея возможности пошевелиться?

Другой туристический объект в Волгограде – это дом Павлова. В доме Павлова почти два месяца вели оборону несколько защитников отечества. Каково же было мое изумление, когда я узнал что дом Павлова сегодня – это обычный жилой дом сталинской постройки. А руины, которые изображены на многочисленных фотографиях – это здание мельницы, которая тоже участвовала в боях.

Рядом находится музей-панорама «Сталинградская битва». Это круглое здание, напоминающее банку с несколькими входами. Причем входы устроены они таким образом, что найти вход можно только обойдя всё здание. А когда здание обойдешь кругом, выяснится, что музей не работает по какой-либо причине. Теплоход «Борис Чирков» делал две продолжительные стоянки в Волгограде на пути туда и обратно, но в музей попасть мы все равно не смогли.

После Волгограда наблюдали многочисленные танкеры и сухогрузы, которые направлялись в сторону Волго-Донского канала. Само начало канала мы так и не увидели.

После Волгограда Волга течет в своих естественных берегах. Поэтому течение быстрое, берега близко, русло реки довольно извилистое.

На этом участке пути два крупных города – Волгоград и Астрахань находятся на значительном удалении друг от друга. Теплоходам нужно почти двое суток чтобы преодолеть это расстояние. Поэтому турфирмы устраивают зеленые стоянки. Обычно это стоянка в Никольском или Ахтубе. В нашем круизе было предусмотрено две стоянки в Никольском. Причем по пути в Астрахань теплоход остановился на противоположном берегу от поселка. Эта стоянка была исключительно «зеленой». В этот день проводился день Нептуна. Почти все население теплохода принимало участие в этом празднике. Номера были подготовлены в основном туристами, оттого они были более душевными и интересными.

Оставшееся время после «Дня Нептуна» все купались. Песок на берегу был настолько раскаленным, что до кромки воды приходилось идти в тапочках.

Недалеко от пристани и теплохода располагалась причал парома, курсирующего в поселок Никольское. Паром активно использовался местными жителями и автомобильными туристами. Также на пароме к нам приехало несколько мальчишек, некоторые продавали мелкие арбузы по 5 рублей за штуку. Мы купили парочку, очень вкусные. Впрочем, особо голодные туристы скатались на пароме на рынок в Никольском и успели вернуться обратно.

Особо стоит рассказать о конструкции паромной переправы. Паром – это катер к которому прикреплена небольшая баржа. Собственно на баржу сверху грузятся автомобили и люди. Скорость течения Волги в этом месте составляла около 5 км/ч, поэтому катер с баржой плыл не от одного берега к другому, а по диагонали, компенсируя, таким образом, течение реки. Иногда он не попадал в причал, и ему приходилось идти на «второй заход». Также приходилось идти на «второй заход», если матрос не успевал накинуть чалку и паром относило течением.

Также по диагонали купались отдыхающие, иначе можно попасть под паром, а если выплыть на середину Волги, то можно вылезти на берег уже в соседнем поселке. Выплыть на середину Волги не решился никто.

Почти вся Волга на пути от Волгограда до Астрахани находится в пределах Астраханской области. Но несколько километров река проходит по территории Калмыкии, где располагается поселок Цаган Аман. Данное «знаменательное» событие было заранее анонсировано по радио. Настоятельно рекомендовалось задраить иллюминаторы в трюме и закрыть окна на главной палубе. «А если Вы не можете этого сделать самостоятельно, то позовите матросов» – говорилось по радио.

Теплоход шел по обозначенному участку со своей обычно скоростью – 20 км/ч, особо не напрягаясь. Для туристического теплохода эта скорость нормальная, но для моторной лодки – достаточно высокая. И вот к «Борису Чиркову» подлетают несколько лодок с настоятельным предложением купить живую, только что пойманную рыбу. Разумеется рыба не только что пойманная, просто в рот ей вставлена здоровенная леска и она болтается в воде, предвкушая свою смерть в виде покупателя. Также с лодок предлагали черную икру в банке, о чем мы заранее были предупреждены. Также мы были предупреждены о том, что не икра, а черная субстанция неизвестного происхождения.

Особо отличилась одна лодка. В ней было трое мужчин бандитского вида. Один сидел на моторе – управлял лодкой, другой – показывал товар покупателям. Все время лодка здорово подпрыгивала на волнах от теплохода так, что продавец еле-еле мог удержаться на ногах. А на носу лодки, закинув руки за голову, загорал третий мужчина, сомкнув глаза. И ни подпрыгивание лодки на волнах, ни крики туристов, узнающих цену, не могли прервать его сна…

В Астрахани мы пошли на организованную экскурсию. Сначала нам показали Лебединое озеро, на котором действительно есть лебеди, которые совсем не боятся людей. Для сравнения в родной Казани лебедей запускали в речку Булак, но пробыли они там совсем недолго – осенью они исчезли – то ли бомжи съели, то ли новый русский позаимствовал для своей дачи. В общем, нет лебедей для народа в Казани, разве что в зоопарке.

Следующим и последним объектом экскурсии был кремль. Он построен примерно в те же годы, что и казанский. Очень схожа их архитектура, наверное, поэтому он мне не очень запомнился.

Зато, когда мне было 5 лет, мне запомнился магазин «Океан» в Астрахани. Такие магазины были во всех крупных советских городах, но астраханский отличался тем, что здесь в неглубоком бассейне плавала живая рыба. И можно было сказать «дайте мне вот эту вот». Сейчас живую рыбу можно купить в любом супермаркете, но тогда это был эксклюзив. К сожалению, магазин «Океан» в Астрахани не смог сохранить свою уникальность.

Одно из самых ярких впечатлений от круиза до Астрахани - рыбный рынок. Здесь на улице продавались самые разные рыбины, приготовленные самым различным образом. Через дорогу находился крытый рыночек. И если на улице торговля выглядела довольно пристойно, то внутри помещения торговля балыками создавала невыносимый запах. Ощущение дополнял интерьер: крашеные краской стены, бетонные столы на которых при тебе разделывали рыбу. Вобщем после посещения этого заведения желание затариваться балыком окончательно исчезло. Мы приобрели лишь несколько вобл у теплохода.

Стоянка теплохода в Астрахани была самой продолжительной – 12 часов. Поэтому мы вдоволь нагулялись по улочкам этого южного города. Астрахань является неким уникальным соединением старо-татарской слободы Казани и Санкт-Петербурга. Множество протоков реки Волги через которые переброшены мостики, много портовых сооружений, кораблей. С другой стороны городок маленький, много зелени, каменные домики, которые значительно меньше Санкт-Петербургских. Много татар, даже есть «Татар базар». Причем это не народное название, а официальное, которое красуется на фасаде сего заведения.

В 20.00 теплоход развернулся и пошел вверх по Волге. Началась вторая половина путешествия, от этого стало немного грустно. На протяжении нескольких километров от Астрахани вокруг теплохода «Борис Чирков» шныряли прогулочные лодки и катера. Местные жители праздновали солнечный выходной. С одной из лодок на главную палубу залез нетрезвый мужик в трусах. Тут его встретил матрос. Мужик и так уже не знал что делать, ибо явно не был на теплоходе ни разу. Недоразумение решилось довольно мирно. Команда «Бориса Чиркова» даже показала где нужно спрыгнуть чтоб не засосало под винт и не оторвало башку струей от воды.

Среди туристов было несколько активных женщин, любящих прогуливаться по утрам и делать зарядку. Не стало исключением и утро следующего дня. Как раз в это время мы проплывали знаменательный участок Волги, находящийся в Калмыкии. Об этом хорошо знали сотрудники турфирмы, поэтому предупредили туристов о необходимости задраить иллюминаторы. А также новые русские бабушки и один артист театра оперы и балета приготовились совершать покупки. Было куплено несколько рыбин, примерно по метру каждая. Они были тут же разделаны, поэтому вся кормовая часть палубы была в крови. Впрочем, это недоразумение быстро смыли при помощи шлангом. Суть сего действа была в том, что в Калмыкии рыба стоит в два-три раза дешевле, чем в Волгограде. Поэтому турфирма хорошо зарабатывает не только на отдыхающих, но и на рыбе. Впрочем, запасти рыбку на год вперед – тоже благое дело.

Но дело не в самом факте покупки рыбы сотрудниками турфирмы, а в том, что эти же сотрудники строго-настрого рекомендовали ничего не покупать у калмыков. Поэтому утром несколько активных туристок, любящих прогуливаться утром, подняли небольшой скандал. Впрочем, скандал утих после стоянки в Никольском, где также можно было купить рыбу, хоть и значительно дороже.

Стоянка в Никольском на обратном пути была довольно продолжительной – около 4 часов. В первые же минуты толпа туристов ринулась на импровизированный рынок, где можно было купить арбузы по 2-3 рубля за кг, дыни, томаты и прочие овощи. Основным товаром, конечно, были арбузы. Причем закупались дары природы в таких количествах, что на трапе, на «Бориса Чиркова» два часа были пробки. За это время теплоход погрузился сантиметров на 10, судя по ватерлинии. В соседней каюте было куплено столько арбузов, что стоять было негде.

Однако через пару часов туристы обнаружили, что место в каюте закончилось, а время стоянки еще осталось. Поэтому вес направились на пляж. Пляж был точно такой же, как и на противоположной стороне Волги на 2 дня раньше. С той лишь разницей, что 2 дня раньше при купании сносило на местный паром, а теперь особо далеко заплывающие оказывались под винтами «Бориса Чиркова». Благо, что винты не работали, а особо далеко заплыть никто не решался.

Но данное положение дел явно не устраивало торговцев с рынка – в основном кавказцев по происхождению. Ибо везти половину арбузов и дынь обратно они в упор не хотели. Поэтому за 2 часа до отправления цену на арбузы пришлось скинуть в два раза. Этим были очень огорчены и торговцы и покупатели. А за полчаса до отправления торговцы говорили «вазми эту кучку арбузов, за дэсят рублей, а?».

Татары, которые составляли примерно половину населения «Бориса Чиркова», очень любят и умеют торговаться. По этому поводу даже есть пословица «где татарин был, там еврею делать нечего». Поэтому фразы типа «вазми эту кучку арбузов, за дэсят рублей, а?» приводили их в полное расстройство. Каюты были наполнены до предела, а брать обратно арбузы, купленные по 2-3 руб за кг торговцы наотрез отказывались.

С этого дня на теплоходе установился запах как на рыбном рынке в Астрахани. Конечно, он распространялся не на всего «Бориса Чиркова», но из окон отдельных кают на прогулочной палубе доносилось такое благовоние…

Последняя стоянка на нашем пути была «Усовка». В Самару мы заходили на пути в Астрахань, а в Ульяновске остановки не было вообще. На зеленой стоянке «Усовка» вместе с нами стояло несколько «интуристов». И если наши попутчики уже думали о рабочих буднях и прибытии в Казани, в связи с чем были мрачны, то иностранцы излучали радость и бодрость. Несмотря на преклонный возраст большинства из них, залезли на находящуюся неподалеку гору и активно фотографировались оттуда. Другие сидели на валунах на берегу и имели выражение лица «я сейчас нахожусь в раю». Хотя наверняка для них Россия является таким же неизведанным уголком, как острова в Тихом океане для россиян.

Самару проходили после обеда. Погода стояла солнечная. Туристы наслаждались последними днями круиза, прогуливаясь по палубе. Когда же мы подошли к причалу Самары, то все с нетерпением ринулись в сторону берега, как будто там будет что-то долгожданное и необыкновенное. Из рубки было слышно голос диспетчера «зачем встал, почему причалил», причем говорилось это с таким выражением, как будто у него вырывали кусок хлеба из рук. Мы просто высадили несколько туристов на берег и тут же отчалили.

После Самары шлюзовались вместе с «Эстонией». Это был последний вечер в круизе, поэтому почти все туристы гуляли на палубе. Отдыхающие с двух теплоходов активно общались и делились впечатлениями. Оказалось, что «Эстония» идет в небольшой круиз Самара - Нижний Новгород - Самара. Одна девушка призналась, что весь год копила это путешествие. Мне стало её жалко, ибо на следующий день погода испортилась и, скорее всего, весь её круиз прошел в пасмурную погоду. В это же время мне удалось разглядеть интерьеры «Эстонии» - просторные холлы, огромные каюты, широкие кровати и кругом отделка деревом! В этом смысле «Борис Чирков» отличался не в лучшую сторону.

Страницы: 1

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться


3.151490750817