Cruiseinform.RU

Теплоходу «Максим Горький» 45 лет: история судна в фотографиях

Автор: Михаил Архипов
Даты: 25 марта 2019
Теплоход: Максим Горький
Страницы: 1 2 След.

История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях


История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях

3 апреля 2019 года исполнится 45 лет с момента сдачи в эксплуатацию пассажирского речного теплохода «Максим Горький». Это трехпалубное судно было построено по проекту Q-040 на судоверфи Osterreichische Schiffswerften AG в австрийском городе Корнойбург и стало головным (первым) судном такой серии. Следом были построены однотипный теплоход «Александр Пушкин», сданный в эксплуатацию в том же 1974 году, и почти однотипные «Василий Суриков» и «Илья Репин», построенные на следующий год.

История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях
«Максим Горький» на судоверфи. Фото: музей речного флота

Разница между «писательскими» судами и «художниками» была в том, что «Горький» и «Пушкин» были полностью комфортабельными судами, а «Суриков» и «Репин» - частично. На последних все было также, как и на первых двух, за исключением того, что санузлов (душ, туалет) в каютах не было (их оборудовали только в 1990-х годах). За этими благами цивилизации предлагалось идти в места общего пользования. Объяснения этому факту было очень простое. «Максим Горький» и «Александр Пушкин» предназначались для работы с иностранными туристами, которым такой архаизм вряд ли бы понравился. А вот «Василий Суриков» и «Илья Репин» предназначались для советского туриста, который должен был быть благодарен уже за то, что дают.

История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях
«Максим Горький» на судоверфи. Фото: музей речного флота

«Горький» и «Пушкин» поступили в Волжское объединенное речное пароходство, где были приписаны к порту Горького (Нижний Новгород) и закреплены за Октябрьской БТОФ. Перегон судов с места постройки по реке Дунай происходил следующим образом. После сдачи судна в эксплуатацию на теплоходе демонтировалась рулевая рубка и дымовые трубы, а также брался балласт для максимального уменьшения надводного габарита из-за низких мостов на Дунае.

История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях
«Максим Горький» на Дунае в Вене (Австрия). Фото из архива Алексея Семина

Обратная сборка судна происходила в низовьях Дуная — в городе Измаиле (Украина). Оттуда судно уже в «готовом» виде следовало к месту назначения через Черное и Азовское моря, реку Дон и по Волге.

История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях
Установка труб на теплоходе «Максим Горький» в Измаиле. Фото: музей речного флота

На Волге «Максим Горький» и «Александр Пушкин» стали работать на спецлинии по маршруту Казань — Ростов-на-Дону и в обратном направлении, с остановками в Ульяновске и Волгограде, а также нескольких специальных зеленных стоянках в Жигулях, выше Саратова и на Дону. Ее особенность было то, что плавали на этих судах и по этому маршруту только иностранные туристы.

Начиная с середины 1960-х годов в СССР была запущена первая круизная линия, которая предназначалась для гостей из-за рубежа, прибывающих по линии «Интуриста». Первыми па волжско-донских круизах начали обслуживать иностранных туристов в 1965 году трехпалубные теплоходы «Козьма Минин» и «Н. В. Гоголь», построенные в 1959-1960 годах в Германии по проекту 588.

Но за 15 лет требования по комфортабельности в мире сильно изменились, поэтому на замену «Минину» и «Гоголю» и пришлось заказывать новые теплоходы: прежние были пусть и роскошными в плане внутренней отделки, но в каютах из бытовых удобств были лишь умывальники с горячей и холодной водой, а WC и душевые были на палубах.

История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях
«Александр Пушкин» на Дону. Фото из набора открыток «Речфлот»

Как уже выше было отмечено, маршрут на котором работали суда с интуристами, был не стандартный. Дело в том, многие участки Волги для интуристов были закрыты. Только с 1988 года стали возможны круизы из Москвы на Волгу, а до этого между Москвой и Казанью зарубежные гости не отдыхали. Был закрытым и участок от Волгограда до Астрахани. Наличие на маршруте Казань — Ростов-на-Дону нескольких зеленых стоянок, при чем предназначенных специально для интуристов, тоже не случайно. Стоянка в Жигулях длилась до вечера, а ночью теплоход проходил Куйбышев (Самару), где было множество предприятий стратегического назначения. Стоянка Девушкин остров, находящаяся выше Саратова (в районе нынешней Усовки) была нужна для того, чтобы отправившись с нее вечером теплоход миновал ночью Саратов, также богатого на специализированные предприятия с одного берега и ракетные части с другого.

История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях
«Максим Горький». 2017 г. Фото: Михаил Архипов

Работа на спецлинии была выгодной Волжскому пароходству: фрахтовавший суда «Интурист» платил по коммерческой цене, а не по установленной государством. Один иностранный турист, фактически, окупал стоимость отдыха на теплоходе для двух советских трудящихся, получавших путевки по профсоюзным ценам.

История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях
«Максим Горький». 2016 г. Фото: Михаил Архипов

Даже в смутные 1990-е годы «Горький» и «Пушкин» остались востребованными. Хотя влияние времени и сказалось на их работе. Фрахтовавшая суда компания TRANSTOURS продавала на западных рынках круизы на них под коммерческими названиями Tzar I («Александр Пушкин») и Tzar II («Максим Горький»).

История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях
«Максим Горький». 2016 г. Фото: Михаил Архипов

Во второй половине 2000-х оба теплохода стали постепенно выполнять больше рейсов с российскими туристами, чем с зарубежными, а в последние годы полностью стали работать на «русской линии». С 2012 года собственником обоих теплоходов стала компания «Водоходъ», образованная в 2004 году на базе дочерней компании Волжского пароходства «Волга-Флот-Тур», занимавшейся эксплуатацией пассажирского флота.

История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях
«Максим Горький». 2017 г. Фото: Михаил Архипов

Примечательно, что в свой полуюбилейный год теплоход «Максим Горький» в работу не выйдет: все круизы, планировавшиеся на нем в 2019 году, перенесены на теплоход «Санкт-Петербург», а «Горького», если все сложится, начнется совсем другая жизнь, может быть, даже такая же сладкая, как и была.

История круизного речного теплохода «Максим Горький» в фотографиях
«Максим Горький». 2015 г. Фото: Владимир Минаев

Смотрите также:

Фотоэкскурсия по теплоходу «Максим Горький»: палубы, ресторан, бары и каюты >>


Страницы: 1 2 След.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться


3.151573763114