Что такое «Жаренный бугор» или как посвящали и как работали бурлаки на Волге
До строительства железных дорог река Волга была главной транспортной артерией в центральной части России: с верховьев реки вниз, с северо-запада на юга, по ней шли баржи с лесом, изделиями кустарного производства, а в обратном направлении — с урожаем степей Поволжья и Дона, а также дарами Каспия. Но если плыть вниз суда могли самостоятельно по течению, то подниматься вверх им помогали бурлаки, которые были основной двигательной мощностью на реке до эпохи паровых двигателей. Столицей бурлаков был город Рыбинск в Ярославской области. В начале 1830-х годов на Волге и реке Оке в бурлаках работало 412 тысяч человек, еще 50 тысяч — на реке Каме. К рассвету такого вида работ, в 1854 году, в бурлаках ходило 705 тысяч человек. Из них 580 тысяч были крестьянами, 14 тысяч — солдатами, до 85 тысяч мещан и купцов и были среди бурлаков даже дворяне — 2,8 тысячи человек.
Дорога вдоль Волги, по которой шли бурлаки, называлась «бечевник». Надзор за такими дорогами осуществляли местные власти, которые поддерживали их в порядке, строили на ней мосты через овраги и обустраивали террасы вдоль крутого берега.
Тянули бурлаки суда которые назывались волжская расшива. Длина наиболее распространенных расшив грузоподъемностью 25000 пудов (400 тонн) равнялась 25 метрам, ширина — 7,5 метра, осадка - 1,8 метра, высота мачты — 30 метров, длина райны (прикрепленной к мачте перекладины, необходимой для движения судна под парусом), также равнялась 30 метрам. Расстояние от Астрахани до Нижнего Новгорода (2172 км) груженые расшивы преодолевали за 2,5-3 месяца, стараясь в основном двигаться под парусом. В безветренные дни в низовьях Волги при быстрых паводковых водах суда двигались с помощью бурлацкой тяги — способ буксировки судна назывался бичевой. Бичевой называлась прочная веревка толщиной 3 дюйма (7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (214 метров). Длина бичевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту.
Наем бурлаков проводился зимой в период между праздниками Масленицы и Пасхи (с конца февраля до начала апреля). Бурлаки собирались на «бурлацкие базары» в городах Пучеж, Кострома, Кинешма, Юрьевец, Городец, Балахна, Нижний Новгород, Самара и Саратов. А на реке Каме — в Чистополе, Перми и Лаишеве. Рано утром в базарный день на торговой площади бурлаки собирались в артели и выбирали из них подрядчика, который вел переговоры с заказчиком. Наем бурлаков оформлялся договором, где подробно описывались обязанности бурлаков по работе в «рейсе». График работы — с утренней зари до вечерней, без малейших задержек, в маловодье выгружать суда и везти груз береговым транспортом без оплаты. Курить на судне рядом с грузом запрещалось. Также предписывалось защищать груз от нападений. Нанятые бурлаки прибывали в места отправления за две недели до начала ледохода и готовили суда к выходу.
Группа бурлаков, тянущих бечеву, называлась «ссада». Ход бурлаков с бечевой был настолько тяжел, что обычная ходьба даже медленным шагом была невозможна и поэтому вперед сначала выставляли правую ногу, упираясь ей в землю, а затем подтягивали к ней левую.
Бурлацкие артели отличались четкой организацией: староста, кашевар, шишка-передовой, возглавлявший артель. У всех были равные права, без преимуществ, исключая передового как самого сильного физически, ловкого. Как правило, он был «песельником», запевалой. Без песен бурлак не мыслим. Песня задавала рабочий ритм, заменяла беседу. Шишка следил за равномерностью хода - в такт песне. За ним шли подшишельные, затем «ленивые» и так называемые кабальные. Это те, кто по своей вине растратил заработок, потому и надел лямку лишь за харчи. Естественно, этих мужиков от прочих отличала незаинтересованность в работе. В хвост снова ставили сильных и добросовестных, для понучки и пригляда за кабальными и ленивыми.
Питались бурлаки тоже артельно. По прежним понятиям, тем более по современным, весьма обильно. По сведениям академика Густава Станиславовича Струмилина (1877-1974), в месяц рядовой «судорабочий» (речь идет о второй половине 17-го века) съедал три пуда хлеба (48 кг); 20 фунтов мяса (8 кг); столько же рыбы; 20 фунтов круп и гороха (8 кг); сотню яиц, не считая овощей. Работали бурлаки двести дней в году. К концу навигации они зарабатывали до 10 рублей чистыми. Бурлаки при этом не тратили на еду ни копейки. Зимой образовывались «спонтанные» поселения бурлаков, где водка лилась рекой.
У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. А делалось это с помощью бурлацкой лямки, которая у каждого бурлака была своя личная.
Места эти — высокие крутые берега — назывались «Жареными буграми». С десяток «жареных бугров» было по всей Волге от Ярославля до Астрахани. Самый главный для бурлаков «Жареный бугор» находился немного на правом берегу реки Волги выше Юрьевца, уездного города Костромской губернии — сейчас это город Юрьевец в Ивановской области на Горьковском водохранилище.
«На другой день нельзя было миновать Жареной Бугор, который нам бурлаки ещё издали указали, как место, им известное и одно из главных, где совершается обычай первой путины их по Волге. Лодка наша остановилась у правого берега, где находится этот бугор. Он довольно высок, по скату его растёт несколько сосен, утоптанный путь на вершину его доказывает нередко свершаемый бурлаками тут обряд, исстари существующий. Новичок из них должен вбежать на вершину, преследуемый своими товарищами, которые провожают его лямошными ударами, от коих избавляется, только когда достигнет вершины Бугра или предложит выкуп» (Из путевых записок художественного путешествия по Волге братьев Чернецовых, 1838 год).
В 1862 году братья Чернецовы старательно переписали свои путевые заметки, снабдив их полуторой сотней миниатюрных рисунков, а также приложением, в котором подробнее описали некоторые вещи (эту рукопись художники преподнесли Александру II, которую он передал в библиотеку Эрмитажа, а издана она была лишь в советское время в 1970 году). В приложении Чернецовы вновь вернулись к теме «Жареного бугра»:
«Пред Юрьевцем-Поволжским возвышенность правого берега Волги становится значительнее, в составе её находится Жареной Бугор, который есть первостепенное урочное место на Волге для совершения обряда над новопроплывающими на судах мимо его бурлаками и другими; к этому же разряду принадлежит и Крестовая гора, делающая собою границы губерний Костромской с Нижегородскою на правом берегу Волги, но Жареной Бугор имеет первенство против всех урочных пунктов по Волге для выполнения принятого обычая над новичками бурлаками, что бывает почти неизбежно, исключая того времени, когда суда плывут мимо Бугра при попутном ветре под парусами и можно отделаться откупом от сей части. Это что-то вроде как при переходе через экватор. Там комический обряд совершается торжественно под председательством Нептуна и его сожительницы, и воды океана играют важную роль, а здесь, на Жареном Бугре, лямки, которыми жарят по спинам вбегающих на него по крутому песчаному косогору с криками "Жарь его!", и эта погоня прекращается по постановлению тогда только, когда вбегающий достигнет вершины Бугра. При переходе чрез экватор обряд принят давно и здесь давно; там, при сём случае, просвещённые мореплаватели сами способствовали своим экипажам в исполнении церемониала принятия обряда, а здесь лоцман не может отказать ребятам своим в потехе на Жареном Бугре, кроме разве только тогда, когда попутный ветер, способствующий к ходу судов, не позволит этого сделать; вероятно, и при перевалке через экватор буря океана также заставит отложить потеху, принятую в обычай, здесь, при Жареном Бугре, в обыкновение.
На другой день нельзя было миновать Жареной Бугор, который нам бурлаки ещё издали указали, как место, им известное и одно из главных, где совершается обычай первой путины их по Волге. Лодка наша остановилась у правого берега, где находится этот бугор. Он довольно высок, по скату его растёт несколько сосен, утоптанный путь на вершину его доказывает нередко свершаемый бурлаками тут обряд, исстари существующий. Новичок из них должен вбежать на вершину, преследуемый своими товарищами, которые провожают его лямошными ударами, от коих избавляется, только когда достигнет вершины Бугра или предложит выкуп; в случае попутного ветра, когда суда идут под парусами мимо Жареного Бугра, этой церемонии уже не бывает».
В 1823 году, за 15 лет до Чернецовых, путешествие по Волге совершил Павел Свиньин (известный русский патриот, путешественник, издатель журнала "Отечественные записки", первооткрыватель и покровитель русских талантов из народа, в том числе, самих братьев Чернецовых). Путешествие своё Свиньин (как в будущем и братья Чернецовы) начал в Рыбинске. В 1840 году вышло посмертное издание книги «Картины России и быт разноплеменных ея народов из путешествий П. П. Свиньина», в которой Свиньин целую главу посвятил «Жареному бугру».
«На верховье Волги, близ Костромы, есть урочище, называемое Жареный Бугор. Издревле ведётся обычай, свято наблюдаемый бурлаками (так называются работники на водоходных судах), останавливаться при сём урочище, и те из них, которые бывали на Низу, то есть в Астрахани, обязаны взбегать на крутую гору без отдыха, и оттуда спускаться вниз по песку и глине».
«Известно, что и Астрахань находилась прежде на нагорной стороне Волги, на том самом месте, где в 8-ми верстах от оной находится урочище, также называемое Жареным Бугром, и где ещё приметны развалины города. В сём месте многие искатели кладов рылись, и находили древние золотые и серебряные монеты и другие металлические вещицы. Может быть, обоим холмам дано одинаковое наименование по наружному их сходству, а ещё вероятнее потому, что при одном начиналось плавание, а другое было его целью, и там оканчивалось. Иные полагают, напротив, что настоящее имя обоих бугров, вместо Жареной, есть Шареной, основывая таковое название на разрытии земли, в первом месте искателями кладов, а в другом, спускающимся с высоты горы вниз бурлаками. Можно полагать с некоторою достоверностью, что на Жареном Бугре, в верховье Волги, была в древние времена кумирня Чудская, у которой останавливались пловцы, спускавшиеся вниз по Волге и приносили жертвы для испрошения счастливого плавания. В этой догадке утверждает более то, что при подобных урочищах, находящихся в других местах на Волге, как то: Орлов Камень близ Ярославля, Рыжая Кобыла между Решмою и Юрьевцем, Толоконные Горы у Симбирска, исполняются бурлаками подобные обряды. Впрочем, обычай взбегать в гору и спускаться с неё даёт повод к предположению, не есть ли он символом преодоления трудностей, представляющихся при плавании по быстрой и часто бурной Волге, царице рек Русских? Как бы то ни было, исполнение сего обычая доставляет весёлым, беспечным бурлакам шумную забаву. Непроворных и неповоротливых старые гоняют лямками, и сталкивают под гору. Обряд сей напоминает очищение, свято наблюдаемое доселе матросами всех наций на свете, проходящими в первый раз через экватор. Выполнив его, бурлаки весело пускаются по Волге».
Прочитав тексты Чернецовых и Свиньина, можно сделать вывод, что Жареных бугров на Волге было немало. И это действительно так. До сих пор существует городище Шареный (Жареный) бугорпод Астраханью, есть посёлок Жареный бугор под Самарой, есть Жареный бугор напротив Козьмодемьянска (в устье реки Рутка), в интернете можно также найти упоминания о Жареных буграх под Казанью и Нижним. Да и Жареный бугор Свиньина, видимо, находился где-то ближе к Костроме.
Волга тогда делилась на три плеса — верхний (до Рыбинска), средний (Рыбинск — Нижний Новгород) и нижний (от Нижнего Новгорода до Каспийского моря). За сезон, с апреля по октябрь, можно было совершить один рейс из Астрахани до Рыбинска (это называлось «путина») или два до Нижнего Новгорода. На Волге самосплавное судоходство с расшивами было подорвано исключительным мелководьем пришедшимся на 1858 и 1859 годы. Из-за чего многие судовладельцы разорились, строить расшивы перестали и к 1880-м годам они исчезли полностью, а на смену им пришли пароходы.
Дата публикации: 25.03.2024
Дорога вдоль Волги, по которой шли бурлаки, называлась «бечевник». Надзор за такими дорогами осуществляли местные власти, которые поддерживали их в порядке, строили на ней мосты через овраги и обустраивали террасы вдоль крутого берега.
Тянули бурлаки суда которые назывались волжская расшива. Длина наиболее распространенных расшив грузоподъемностью 25000 пудов (400 тонн) равнялась 25 метрам, ширина — 7,5 метра, осадка - 1,8 метра, высота мачты — 30 метров, длина райны (прикрепленной к мачте перекладины, необходимой для движения судна под парусом), также равнялась 30 метрам. Расстояние от Астрахани до Нижнего Новгорода (2172 км) груженые расшивы преодолевали за 2,5-3 месяца, стараясь в основном двигаться под парусом. В безветренные дни в низовьях Волги при быстрых паводковых водах суда двигались с помощью бурлацкой тяги — способ буксировки судна назывался бичевой. Бичевой называлась прочная веревка толщиной 3 дюйма (7,5 см) и длиной порядка 100 саженей (214 метров). Длина бичевы выбиралась так, чтобы можно было вести судно по достаточно глубокому месту.
Наем бурлаков проводился зимой в период между праздниками Масленицы и Пасхи (с конца февраля до начала апреля). Бурлаки собирались на «бурлацкие базары» в городах Пучеж, Кострома, Кинешма, Юрьевец, Городец, Балахна, Нижний Новгород, Самара и Саратов. А на реке Каме — в Чистополе, Перми и Лаишеве. Рано утром в базарный день на торговой площади бурлаки собирались в артели и выбирали из них подрядчика, который вел переговоры с заказчиком. Наем бурлаков оформлялся договором, где подробно описывались обязанности бурлаков по работе в «рейсе». График работы — с утренней зари до вечерней, без малейших задержек, в маловодье выгружать суда и везти груз береговым транспортом без оплаты. Курить на судне рядом с грузом запрещалось. Также предписывалось защищать груз от нападений. Нанятые бурлаки прибывали в места отправления за две недели до начала ледохода и готовили суда к выходу.
Группа бурлаков, тянущих бечеву, называлась «ссада». Ход бурлаков с бечевой был настолько тяжел, что обычная ходьба даже медленным шагом была невозможна и поэтому вперед сначала выставляли правую ногу, упираясь ей в землю, а затем подтягивали к ней левую.
Бурлацкие артели отличались четкой организацией: староста, кашевар, шишка-передовой, возглавлявший артель. У всех были равные права, без преимуществ, исключая передового как самого сильного физически, ловкого. Как правило, он был «песельником», запевалой. Без песен бурлак не мыслим. Песня задавала рабочий ритм, заменяла беседу. Шишка следил за равномерностью хода - в такт песне. За ним шли подшишельные, затем «ленивые» и так называемые кабальные. Это те, кто по своей вине растратил заработок, потому и надел лямку лишь за харчи. Естественно, этих мужиков от прочих отличала незаинтересованность в работе. В хвост снова ставили сильных и добросовестных, для понучки и пригляда за кабальными и ленивыми.
Питались бурлаки тоже артельно. По прежним понятиям, тем более по современным, весьма обильно. По сведениям академика Густава Станиславовича Струмилина (1877-1974), в месяц рядовой «судорабочий» (речь идет о второй половине 17-го века) съедал три пуда хлеба (48 кг); 20 фунтов мяса (8 кг); столько же рыбы; 20 фунтов круп и гороха (8 кг); сотню яиц, не считая овощей. Работали бурлаки двести дней в году. К концу навигации они зарабатывали до 10 рублей чистыми. Бурлаки при этом не тратили на еду ни копейки. Зимой образовывались «спонтанные» поселения бурлаков, где водка лилась рекой.
У бурлаков были свои традиции. В определённых местах на Волге бурлаки посвящали новичков в профессию. А делалось это с помощью бурлацкой лямки, которая у каждого бурлака была своя личная.
Места эти — высокие крутые берега — назывались «Жареными буграми». С десяток «жареных бугров» было по всей Волге от Ярославля до Астрахани. Самый главный для бурлаков «Жареный бугор» находился немного на правом берегу реки Волги выше Юрьевца, уездного города Костромской губернии — сейчас это город Юрьевец в Ивановской области на Горьковском водохранилище.
«На другой день нельзя было миновать Жареной Бугор, который нам бурлаки ещё издали указали, как место, им известное и одно из главных, где совершается обычай первой путины их по Волге. Лодка наша остановилась у правого берега, где находится этот бугор. Он довольно высок, по скату его растёт несколько сосен, утоптанный путь на вершину его доказывает нередко свершаемый бурлаками тут обряд, исстари существующий. Новичок из них должен вбежать на вершину, преследуемый своими товарищами, которые провожают его лямошными ударами, от коих избавляется, только когда достигнет вершины Бугра или предложит выкуп» (Из путевых записок художественного путешествия по Волге братьев Чернецовых, 1838 год).
В 1862 году братья Чернецовы старательно переписали свои путевые заметки, снабдив их полуторой сотней миниатюрных рисунков, а также приложением, в котором подробнее описали некоторые вещи (эту рукопись художники преподнесли Александру II, которую он передал в библиотеку Эрмитажа, а издана она была лишь в советское время в 1970 году). В приложении Чернецовы вновь вернулись к теме «Жареного бугра»:
«Пред Юрьевцем-Поволжским возвышенность правого берега Волги становится значительнее, в составе её находится Жареной Бугор, который есть первостепенное урочное место на Волге для совершения обряда над новопроплывающими на судах мимо его бурлаками и другими; к этому же разряду принадлежит и Крестовая гора, делающая собою границы губерний Костромской с Нижегородскою на правом берегу Волги, но Жареной Бугор имеет первенство против всех урочных пунктов по Волге для выполнения принятого обычая над новичками бурлаками, что бывает почти неизбежно, исключая того времени, когда суда плывут мимо Бугра при попутном ветре под парусами и можно отделаться откупом от сей части. Это что-то вроде как при переходе через экватор. Там комический обряд совершается торжественно под председательством Нептуна и его сожительницы, и воды океана играют важную роль, а здесь, на Жареном Бугре, лямки, которыми жарят по спинам вбегающих на него по крутому песчаному косогору с криками "Жарь его!", и эта погоня прекращается по постановлению тогда только, когда вбегающий достигнет вершины Бугра. При переходе чрез экватор обряд принят давно и здесь давно; там, при сём случае, просвещённые мореплаватели сами способствовали своим экипажам в исполнении церемониала принятия обряда, а здесь лоцман не может отказать ребятам своим в потехе на Жареном Бугре, кроме разве только тогда, когда попутный ветер, способствующий к ходу судов, не позволит этого сделать; вероятно, и при перевалке через экватор буря океана также заставит отложить потеху, принятую в обычай, здесь, при Жареном Бугре, в обыкновение.
На другой день нельзя было миновать Жареной Бугор, который нам бурлаки ещё издали указали, как место, им известное и одно из главных, где совершается обычай первой путины их по Волге. Лодка наша остановилась у правого берега, где находится этот бугор. Он довольно высок, по скату его растёт несколько сосен, утоптанный путь на вершину его доказывает нередко свершаемый бурлаками тут обряд, исстари существующий. Новичок из них должен вбежать на вершину, преследуемый своими товарищами, которые провожают его лямошными ударами, от коих избавляется, только когда достигнет вершины Бугра или предложит выкуп; в случае попутного ветра, когда суда идут под парусами мимо Жареного Бугра, этой церемонии уже не бывает».
В 1823 году, за 15 лет до Чернецовых, путешествие по Волге совершил Павел Свиньин (известный русский патриот, путешественник, издатель журнала "Отечественные записки", первооткрыватель и покровитель русских талантов из народа, в том числе, самих братьев Чернецовых). Путешествие своё Свиньин (как в будущем и братья Чернецовы) начал в Рыбинске. В 1840 году вышло посмертное издание книги «Картины России и быт разноплеменных ея народов из путешествий П. П. Свиньина», в которой Свиньин целую главу посвятил «Жареному бугру».
«На верховье Волги, близ Костромы, есть урочище, называемое Жареный Бугор. Издревле ведётся обычай, свято наблюдаемый бурлаками (так называются работники на водоходных судах), останавливаться при сём урочище, и те из них, которые бывали на Низу, то есть в Астрахани, обязаны взбегать на крутую гору без отдыха, и оттуда спускаться вниз по песку и глине».
«Известно, что и Астрахань находилась прежде на нагорной стороне Волги, на том самом месте, где в 8-ми верстах от оной находится урочище, также называемое Жареным Бугром, и где ещё приметны развалины города. В сём месте многие искатели кладов рылись, и находили древние золотые и серебряные монеты и другие металлические вещицы. Может быть, обоим холмам дано одинаковое наименование по наружному их сходству, а ещё вероятнее потому, что при одном начиналось плавание, а другое было его целью, и там оканчивалось. Иные полагают, напротив, что настоящее имя обоих бугров, вместо Жареной, есть Шареной, основывая таковое название на разрытии земли, в первом месте искателями кладов, а в другом, спускающимся с высоты горы вниз бурлаками. Можно полагать с некоторою достоверностью, что на Жареном Бугре, в верховье Волги, была в древние времена кумирня Чудская, у которой останавливались пловцы, спускавшиеся вниз по Волге и приносили жертвы для испрошения счастливого плавания. В этой догадке утверждает более то, что при подобных урочищах, находящихся в других местах на Волге, как то: Орлов Камень близ Ярославля, Рыжая Кобыла между Решмою и Юрьевцем, Толоконные Горы у Симбирска, исполняются бурлаками подобные обряды. Впрочем, обычай взбегать в гору и спускаться с неё даёт повод к предположению, не есть ли он символом преодоления трудностей, представляющихся при плавании по быстрой и часто бурной Волге, царице рек Русских? Как бы то ни было, исполнение сего обычая доставляет весёлым, беспечным бурлакам шумную забаву. Непроворных и неповоротливых старые гоняют лямками, и сталкивают под гору. Обряд сей напоминает очищение, свято наблюдаемое доселе матросами всех наций на свете, проходящими в первый раз через экватор. Выполнив его, бурлаки весело пускаются по Волге».
Прочитав тексты Чернецовых и Свиньина, можно сделать вывод, что Жареных бугров на Волге было немало. И это действительно так. До сих пор существует городище Шареный (Жареный) бугорпод Астраханью, есть посёлок Жареный бугор под Самарой, есть Жареный бугор напротив Козьмодемьянска (в устье реки Рутка), в интернете можно также найти упоминания о Жареных буграх под Казанью и Нижним. Да и Жареный бугор Свиньина, видимо, находился где-то ближе к Костроме.
Волга тогда делилась на три плеса — верхний (до Рыбинска), средний (Рыбинск — Нижний Новгород) и нижний (от Нижнего Новгорода до Каспийского моря). За сезон, с апреля по октябрь, можно было совершить один рейс из Астрахани до Рыбинска (это называлось «путина») или два до Нижнего Новгорода. На Волге самосплавное судоходство с расшивами было подорвано исключительным мелководьем пришедшимся на 1858 и 1859 годы. Из-за чего многие судовладельцы разорились, строить расшивы перестали и к 1880-м годам они исчезли полностью, а на смену им пришли пароходы.