«Футуристический кошмар, плавучий урод»: приключения «Серебряного кита» в Москве и Санкт-Петербурге
В отличии от судов у причалов и дебаркадеров судьба более тривиальна и интересных историй о них не рассказать, так как в виду своей специфики функции у них чисто утилитарные — построили, поэксплуатировали и списали. Но всегда бывают исключения. И лучший пример этого — несчастная, но захватывающая судьба одного волжского дебаркадера.
В октябре 2024 года в Санкт-Петербурге на реке Неве, недалеко от бывшего речного вокзала на проспекте Обуховской обороны, закончилась утилизация затонувшего весной 2023 года стоечного судна. Кучи заржавевшего металлолома и горы мусора — все что осталось от красивого и амбициозного, но нереализованного проекта, которому за 20 лет не нашлось места ни в Москве, ни в Петербурге.
В 1961 году на Городецкой судоверфи спустили на воду дебаркадер 33 проекта, получивший серийное название «ДЖ-39». Это был железобетонный грузопассажирский двухдечный дебаркадер длиной 65 метров. После постройки поступил в Костромской речной порт Волжского пароходства, где использовался в качестве причала в Костроме, где речного вокзала построено не было.
«ДЖ-39» в Костроме в 1962 году. Фото из архива Вадима Туманова
В 1998 году дебаркадер взяли в аренду — для использования при съемках фильма «Китайский сервиз», эксцентричной комедии, снятой режиссером Виталием Москаленко. В основе сюжета — события, происходившие в начале XX века на Волге, где на пароходе, следовавшим из Астрахани в Нижний Новгород, действовали карточные шулеры. Фильм вышел на экраны в 1999 году, а в главных ролях был звездный состав — Владимир Меньшов, Олег Янковский, Анна Самохина, Сергей Безруков. Съемки проходили от Нижнего Новгорода до Костромы, в качестве парохода использовали «загримированный» теплоход «Эрнст Тельман», снятый в фильме как «Святитель Николай» — найти настоящий пароход образца того времени киношники не смогли, а вот дебаркадер пришелся в тему — внешний вид «ДЖ-39» был таким же, как у дореволюционных дебаркадеров. Съемки сцен Астрахани проходили в Костроме, Саратова — в Кинешме, а Самары — в Плесе.
«Эрнст Тельман» и «ДЖ-39» на съемках фильма «Китайский сервиз» в июле 1998 года в Плесе. Фото: Михаил Архипов
В октябре 2000 года дебаркадер был продан из Костромского порта и отправлен на переделку в город Городец Нижегородской области. В то время начинался спрос на стоечные суда, которые после перестройки использовали в Москве, Питере, городах Поволжья под плавгостиницы, рестораны или просто жилье на воде. В основном, работы по переделкам касались внутренний части, но в случае «ДЖ-39» замысел заказчиков был более масштабным. От прежнего дебаркадера остался только корпус, а надстройку сделали всю новую. Работы заняли два года и осенью 2003 года судно было отбуксировано в Южный речной порт Москвы, где в межнавигационный период проходила его сборка — из-за высоты новой конструкции в столицу его доставили в разобранном виде. Внутренние отделочные работы должны были начаться после установки судна к причалу.
«ДЖ-39» в Южном речном порту Москвы в марте 2004 года. Фото: Михаил Архипов
Можно отметить весьма креативный подход владельцев из финансово-промышленной компании ООО «Фарсей» к своему детищу, дизайн, инженерные и конструкторские решения которого подготовило по проекту СМ318 «Бюро Корабельных Инженеров» и студия Pole Design (архитекторы Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин).
Согласно концепции новое заведение должно было стать плавучим развлекательным центром «Серебряный кит» — трехэтажная надстройка была выполнена в форме фигуры кита и обшита зеркальными панелями под серебро, а внутри планировалось разместить банкетный и фуршетный залы, ресторан-бар, казино и диско-зону.
Как пояснялось в описании концепции проекта «созданная архитектурная форма выполнена в серебряных тонах Арктики и должна символизировать кита, который обитает в северных широтах». У дебаркадера есть три палубы. Заход на второй уровень с берега был предусмотрен через «пробоину» в борту — как будто его настигли китобои и гарпуном пробили бок».
«Дебаркадеров много, они все однотипные. А мы задумали сделать новую форму, навеянную творчеством Фрэнка Гери (американский архитектор, один из основоположников направления деконструктивизм в архитектуре). Мы хотели имитировать облицовку титаном, как на здании Музея Гуггенхайма в Бильбао и других его постройках», — рассказывал позже один из дизайнеров проекта.
Верхняя палуба решена в виде двухчастной композиции пространств банкетного зала, вместимостью до 250 человек, с возможностью организации выступлений приглашенных исполнителей, и фуршетного зала с отдельным баром и зоной VIP, расположенной в «хвосте» комплекса. Вертикальные перемещения сотрудников осуществляются в пространстве коммуникационного столба в «хвосте» и с помощью подъемников — для обслуживания баров на всех уровнях комплекса.
Согласно проекту, новый комплекс имел следующие характеристики: длина — 65,40 метров, ширина — 17,29 метров, высота борта — 3,60 метра, надводный габарит — 21,37 метров, дедвейт полный — 26,85 тонн, водоизмещение порожнем — 1441,63 тонны, водоизмещение в грузу — 1537,05 тонны, осадка порожнем — 1,58 метра, осадка в грузу — 1,68 метра, валовая вместимость — 2430 рег. т. Класс РРР +Р1,2. Пассажировместимость — 500 человек (экипаж 2 человека, обслуживающий персонал 28 человек). Стоимость проекта составила около 300 000 долларов.
В качестве места установки была выбрана набережная Тараса Шевченко у гостиницы «Украина» на Кутузовском проспекте в Москве. Место называли «Золотым треугольником» из-за наличия статусных заведений: напротив находился Дом правительства РФ, соседствующий со зданием мэрии Москвы с одной стороны, международным торговым центром с другой и Кутузовским проспектом, ведущем на Рублевку.
Но весной 2004 года московские власти запустили очередную кампанию по борьбе с дебаркадерами в центре столицы и под нее попал как раз «Серебряный кит», не успевший доплыть до своего будущего причала. Обычно все эти шумные акции заканчивались показательными PR-акциями для красивых кадров, после чего вопросы благополучно решались и все возвращалось на круги своя до будущих мероприятий. Но в тот год, что-то пошло не так и решить вопрос не получилось — в итоге владельцы «Кита» приняли решение перебазировать его в Санкт-Петербург, где был и спрос на такого рода заведения, и условия согласования с властями более либеральные.
Новым местом размещения в Питере была выбрана юго-западная часть Васильевского острова на набережной Лейтенанта Шмидта, ниже Благовещенского моста, куда дебаркадер должны были установить в августе 2005 года. Место не особо проходное и туристическое, но со своими преимуществами — это близость к историческому центру и удобная транспортная доступность, а также соседство с международным терминалом «Набережная Шмидта», где швартовались морские круизные суда с иностранными туристами.
Но и там пристроить «кита» не удалось — власти города отказали в разрешении на размещение судна.
«В декабре 2004 года мы выдавали «Фарсею» разрешительную документацию на выполнение предпроектных предложений. Но предварительного проекта мы не получили, и больше об этом нам ничего не известно», — сообщали в 2005 году в Комитете по градостроительству и архитектуре администрации Спб.
В итоге местом временного отстоя судна стала акватория судостроительного завода «Северная верфь» в районе морского порта Санкт-Петербурга — там судно поставили на участке ОАО «Коммерческий центр, транспорт и лес», где дебаркадер простоял до начала июня 2007 года, после чего была предпринята еще одна попытка пристроить его по планируемому назначению.
«Серебряный кит» («ДЖ-39») на заводе «Северная Верфь». Фото: Андрей Тюхтяев
Но на этот раз уже не на Неву, а на один из ее рукавов — Большую Невку к Выборгской набережной и ошвартовать у Гренадерского моста. Казалось бы, что наконец-то несчастному дебаркадеру нашли место и перестанут таскать по акваториям и заводам, но и тут все пошло не так. А причиной того стало роковое (для владельцев) стечение обстоятельств. Завести громоздкую постройку сразу к причалу не получилось — сначала его переместили в ночную разводку вверх по реке в центр, а окончательно установить должны были следующей ночью, а на это время оставили пришвартованным у Летнего сада на набережной Кутузова в центре Петербурга.
«Серебряный кит» («ДЖ-39») у набережной Кутузова в Санкт-Петербурге. Июнь 2007 года.
Но появление, пусть и временное, в историческом центре плавпосудины с такими причудливыми формами, которое размером было с Зимний дворец, настолько поразило петербужцев, что вызвало огромную волну возмущений, а подключившиеся СМИ быстро раздули скандал и в итоге Смольный (мэрия Питера) была вынуждена вмешаться и отказало владельцам в установке судна там, где они планировали. В итоге в следующую ночь «Кита» снова увели в акваторию завода, чтобы он не мозолил глаза пока шумиха не уляжется.
Но ждать удобного случая пришлось очень долго. Сначала изменилась ситуация в городе — в 2007 году в Санкт-Петербурге при губернаторе Валентине Матвиенко запретили заключать новые договоры на размещение ресторанов-дебаркадеров у набережных в центре города, а причиной этого стала как раз ситуация с «Китом» у Дворцовой набережной. Потом начался финансовый кризис, подкосивший развлекательную сферу, потом ввели запрет и на работу игрового бизнеса, что поставило крест на планах открытия казино на судне. В итоге решение судьбы злополучного дебаркадера затянулось на 10 лет и вытащили его на свет к Чемпионату мира по футболу, когда в преддверии наплыва туристов появились перспективы на размещение развлекательных заведений в акватории Невы.
29 мая 2018 года судно отбуксировали вверх по Неве и установили у левого берега на юго-востоке Санкт-Петербурга, ниже Володарского моста у проспекта Обуховской обороны в районе парка имени Бабушкина. Но даже здесь, в некотором отдалении от исторического центра, плавучее сооружение вызвало множество негативных отзывов – плавучий урод, футуристический кошмар и это еще из самых нейтральных оценок. Что неудивительно: ни дизайном, ни колером дебаркадер не вписывается в классическую архитектурную среду города и строгих невских берегов.
«Серебряный кит» («ДЖ-39») у проспекта Обуховской обороны. Август 2019 года. Фото: Михаил Архипов
Как выяснилось, дебаркадер был размещен на основании договора аренды участка набережной, заключенного в 2016 году сроком на пять лет. Официальное назначение участка — «для установки стационарного судна — судно стоечное, плавучий ресторан». В августе 2018 года площадь участка под аренду была увеличена с 233 до 460 кв. м — для размещения автостоянки. Адрес — проспект Обуховской Обороны, участок 320.
«Серебряный кит» («ДЖ-39») у проспекта Обуховской обороны. Июль 2021 года. Фото: Михаил Архипов
Но и на новом месте судну не нашлось применения — ввести его в эксплуатацию так и не удалось и через несколько лет, когда срок договора на аренду набережной истек, дебаркадер был, фактически, брошен владельцами там же, после того как попытки продать его не увенчались успехом: стоимость судна владельцы тогда оценили в 35 млн рублей.
Как следствие этого оставшееся без присмотра судно долго не простояло — 27 марта 2023 года корпус был поврежден во время весеннего ледохода, после чего дебаркадер частично затонул у набережной. 19 сентября 2023 года начался демонтаж конструкций дебаркадера с помощью плавкрана.
«Под контролем судебных приставов и транспортной прокуратуры бывший плавучий ресторан «Серебряный кит» демонтирован. В отношении владеющего судном юрлица было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 тысяч рублей за неисполнение требований исполнительного документа», — сообщила 23 октября 2024 года региональное управление Федеральной службы судебных приставов.
Дата публикации: 24.11.2024
В октябре 2024 года в Санкт-Петербурге на реке Неве, недалеко от бывшего речного вокзала на проспекте Обуховской обороны, закончилась утилизация затонувшего весной 2023 года стоечного судна. Кучи заржавевшего металлолома и горы мусора — все что осталось от красивого и амбициозного, но нереализованного проекта, которому за 20 лет не нашлось места ни в Москве, ни в Петербурге.
В 1961 году на Городецкой судоверфи спустили на воду дебаркадер 33 проекта, получивший серийное название «ДЖ-39». Это был железобетонный грузопассажирский двухдечный дебаркадер длиной 65 метров. После постройки поступил в Костромской речной порт Волжского пароходства, где использовался в качестве причала в Костроме, где речного вокзала построено не было.
«ДЖ-39» в Костроме в 1962 году. Фото из архива Вадима Туманова
В 1998 году дебаркадер взяли в аренду — для использования при съемках фильма «Китайский сервиз», эксцентричной комедии, снятой режиссером Виталием Москаленко. В основе сюжета — события, происходившие в начале XX века на Волге, где на пароходе, следовавшим из Астрахани в Нижний Новгород, действовали карточные шулеры. Фильм вышел на экраны в 1999 году, а в главных ролях был звездный состав — Владимир Меньшов, Олег Янковский, Анна Самохина, Сергей Безруков. Съемки проходили от Нижнего Новгорода до Костромы, в качестве парохода использовали «загримированный» теплоход «Эрнст Тельман», снятый в фильме как «Святитель Николай» — найти настоящий пароход образца того времени киношники не смогли, а вот дебаркадер пришелся в тему — внешний вид «ДЖ-39» был таким же, как у дореволюционных дебаркадеров. Съемки сцен Астрахани проходили в Костроме, Саратова — в Кинешме, а Самары — в Плесе.
«Эрнст Тельман» и «ДЖ-39» на съемках фильма «Китайский сервиз» в июле 1998 года в Плесе. Фото: Михаил Архипов
В октябре 2000 года дебаркадер был продан из Костромского порта и отправлен на переделку в город Городец Нижегородской области. В то время начинался спрос на стоечные суда, которые после перестройки использовали в Москве, Питере, городах Поволжья под плавгостиницы, рестораны или просто жилье на воде. В основном, работы по переделкам касались внутренний части, но в случае «ДЖ-39» замысел заказчиков был более масштабным. От прежнего дебаркадера остался только корпус, а надстройку сделали всю новую. Работы заняли два года и осенью 2003 года судно было отбуксировано в Южный речной порт Москвы, где в межнавигационный период проходила его сборка — из-за высоты новой конструкции в столицу его доставили в разобранном виде. Внутренние отделочные работы должны были начаться после установки судна к причалу.
«ДЖ-39» в Южном речном порту Москвы в марте 2004 года. Фото: Михаил Архипов
Можно отметить весьма креативный подход владельцев из финансово-промышленной компании ООО «Фарсей» к своему детищу, дизайн, инженерные и конструкторские решения которого подготовило по проекту СМ318 «Бюро Корабельных Инженеров» и студия Pole Design (архитекторы Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин).
Согласно концепции новое заведение должно было стать плавучим развлекательным центром «Серебряный кит» — трехэтажная надстройка была выполнена в форме фигуры кита и обшита зеркальными панелями под серебро, а внутри планировалось разместить банкетный и фуршетный залы, ресторан-бар, казино и диско-зону.
Как пояснялось в описании концепции проекта «созданная архитектурная форма выполнена в серебряных тонах Арктики и должна символизировать кита, который обитает в северных широтах». У дебаркадера есть три палубы. Заход на второй уровень с берега был предусмотрен через «пробоину» в борту — как будто его настигли китобои и гарпуном пробили бок».
«Дебаркадеров много, они все однотипные. А мы задумали сделать новую форму, навеянную творчеством Фрэнка Гери (американский архитектор, один из основоположников направления деконструктивизм в архитектуре). Мы хотели имитировать облицовку титаном, как на здании Музея Гуггенхайма в Бильбао и других его постройках», — рассказывал позже один из дизайнеров проекта.
Верхняя палуба решена в виде двухчастной композиции пространств банкетного зала, вместимостью до 250 человек, с возможностью организации выступлений приглашенных исполнителей, и фуршетного зала с отдельным баром и зоной VIP, расположенной в «хвосте» комплекса. Вертикальные перемещения сотрудников осуществляются в пространстве коммуникационного столба в «хвосте» и с помощью подъемников — для обслуживания баров на всех уровнях комплекса.
Согласно проекту, новый комплекс имел следующие характеристики: длина — 65,40 метров, ширина — 17,29 метров, высота борта — 3,60 метра, надводный габарит — 21,37 метров, дедвейт полный — 26,85 тонн, водоизмещение порожнем — 1441,63 тонны, водоизмещение в грузу — 1537,05 тонны, осадка порожнем — 1,58 метра, осадка в грузу — 1,68 метра, валовая вместимость — 2430 рег. т. Класс РРР +Р1,2. Пассажировместимость — 500 человек (экипаж 2 человека, обслуживающий персонал 28 человек). Стоимость проекта составила около 300 000 долларов.
В качестве места установки была выбрана набережная Тараса Шевченко у гостиницы «Украина» на Кутузовском проспекте в Москве. Место называли «Золотым треугольником» из-за наличия статусных заведений: напротив находился Дом правительства РФ, соседствующий со зданием мэрии Москвы с одной стороны, международным торговым центром с другой и Кутузовским проспектом, ведущем на Рублевку.
Но весной 2004 года московские власти запустили очередную кампанию по борьбе с дебаркадерами в центре столицы и под нее попал как раз «Серебряный кит», не успевший доплыть до своего будущего причала. Обычно все эти шумные акции заканчивались показательными PR-акциями для красивых кадров, после чего вопросы благополучно решались и все возвращалось на круги своя до будущих мероприятий. Но в тот год, что-то пошло не так и решить вопрос не получилось — в итоге владельцы «Кита» приняли решение перебазировать его в Санкт-Петербург, где был и спрос на такого рода заведения, и условия согласования с властями более либеральные.
Новым местом размещения в Питере была выбрана юго-западная часть Васильевского острова на набережной Лейтенанта Шмидта, ниже Благовещенского моста, куда дебаркадер должны были установить в августе 2005 года. Место не особо проходное и туристическое, но со своими преимуществами — это близость к историческому центру и удобная транспортная доступность, а также соседство с международным терминалом «Набережная Шмидта», где швартовались морские круизные суда с иностранными туристами.
Но и там пристроить «кита» не удалось — власти города отказали в разрешении на размещение судна.
«В декабре 2004 года мы выдавали «Фарсею» разрешительную документацию на выполнение предпроектных предложений. Но предварительного проекта мы не получили, и больше об этом нам ничего не известно», — сообщали в 2005 году в Комитете по градостроительству и архитектуре администрации Спб.
В итоге местом временного отстоя судна стала акватория судостроительного завода «Северная верфь» в районе морского порта Санкт-Петербурга — там судно поставили на участке ОАО «Коммерческий центр, транспорт и лес», где дебаркадер простоял до начала июня 2007 года, после чего была предпринята еще одна попытка пристроить его по планируемому назначению.
«Серебряный кит» («ДЖ-39») на заводе «Северная Верфь». Фото: Андрей Тюхтяев
Но на этот раз уже не на Неву, а на один из ее рукавов — Большую Невку к Выборгской набережной и ошвартовать у Гренадерского моста. Казалось бы, что наконец-то несчастному дебаркадеру нашли место и перестанут таскать по акваториям и заводам, но и тут все пошло не так. А причиной того стало роковое (для владельцев) стечение обстоятельств. Завести громоздкую постройку сразу к причалу не получилось — сначала его переместили в ночную разводку вверх по реке в центр, а окончательно установить должны были следующей ночью, а на это время оставили пришвартованным у Летнего сада на набережной Кутузова в центре Петербурга.
«Серебряный кит» («ДЖ-39») у набережной Кутузова в Санкт-Петербурге. Июнь 2007 года.
Но появление, пусть и временное, в историческом центре плавпосудины с такими причудливыми формами, которое размером было с Зимний дворец, настолько поразило петербужцев, что вызвало огромную волну возмущений, а подключившиеся СМИ быстро раздули скандал и в итоге Смольный (мэрия Питера) была вынуждена вмешаться и отказало владельцам в установке судна там, где они планировали. В итоге в следующую ночь «Кита» снова увели в акваторию завода, чтобы он не мозолил глаза пока шумиха не уляжется.
Но ждать удобного случая пришлось очень долго. Сначала изменилась ситуация в городе — в 2007 году в Санкт-Петербурге при губернаторе Валентине Матвиенко запретили заключать новые договоры на размещение ресторанов-дебаркадеров у набережных в центре города, а причиной этого стала как раз ситуация с «Китом» у Дворцовой набережной. Потом начался финансовый кризис, подкосивший развлекательную сферу, потом ввели запрет и на работу игрового бизнеса, что поставило крест на планах открытия казино на судне. В итоге решение судьбы злополучного дебаркадера затянулось на 10 лет и вытащили его на свет к Чемпионату мира по футболу, когда в преддверии наплыва туристов появились перспективы на размещение развлекательных заведений в акватории Невы.
29 мая 2018 года судно отбуксировали вверх по Неве и установили у левого берега на юго-востоке Санкт-Петербурга, ниже Володарского моста у проспекта Обуховской обороны в районе парка имени Бабушкина. Но даже здесь, в некотором отдалении от исторического центра, плавучее сооружение вызвало множество негативных отзывов – плавучий урод, футуристический кошмар и это еще из самых нейтральных оценок. Что неудивительно: ни дизайном, ни колером дебаркадер не вписывается в классическую архитектурную среду города и строгих невских берегов.
«Серебряный кит» («ДЖ-39») у проспекта Обуховской обороны. Август 2019 года. Фото: Михаил Архипов
Как выяснилось, дебаркадер был размещен на основании договора аренды участка набережной, заключенного в 2016 году сроком на пять лет. Официальное назначение участка — «для установки стационарного судна — судно стоечное, плавучий ресторан». В августе 2018 года площадь участка под аренду была увеличена с 233 до 460 кв. м — для размещения автостоянки. Адрес — проспект Обуховской Обороны, участок 320.
«Серебряный кит» («ДЖ-39») у проспекта Обуховской обороны. Июль 2021 года. Фото: Михаил Архипов
Но и на новом месте судну не нашлось применения — ввести его в эксплуатацию так и не удалось и через несколько лет, когда срок договора на аренду набережной истек, дебаркадер был, фактически, брошен владельцами там же, после того как попытки продать его не увенчались успехом: стоимость судна владельцы тогда оценили в 35 млн рублей.
Как следствие этого оставшееся без присмотра судно долго не простояло — 27 марта 2023 года корпус был поврежден во время весеннего ледохода, после чего дебаркадер частично затонул у набережной. 19 сентября 2023 года начался демонтаж конструкций дебаркадера с помощью плавкрана.
«Под контролем судебных приставов и транспортной прокуратуры бывший плавучий ресторан «Серебряный кит» демонтирован. В отношении владеющего судном юрлица было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 тысяч рублей за неисполнение требований исполнительного документа», — сообщила 23 октября 2024 года региональное управление Федеральной службы судебных приставов.