Путешествие по Северной Двине из Архангельска на пароходе «Н. В. Гоголь»

Путешествие по Северной Двине на пароходе «Н. В. Гоголь»
Главной целью поездки в Архангельск, кроме знакомства с этим интересным городом, было путешествие на единственном сохранившимся в России пассажирском пароходе, отметившим в этом году свое 113-летие. Колесный пароход «Н. В. Гоголь» был построен в 1911 году на  Нижегородской машинной фабрике (сейчас судостроительный завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде). Является старейшим российским речным эксплуатируемым судном. До 2013 года выполнял круизы из Архангельска по реке Северная Двина до Котласа. С 2014 года совершает только однодневные прогулочные рейсы Северной Двине из Архангельска с июня по сентябрь.





Судьба у судна была поистине счастливой. После постройки пароход поступил в Северное пароходное общество. Затем работал от «Товарищества Архангельского речного легкого пароходства» (позже — «Северное государственное речное пароходство» и затем «Северное речное пароходство»). До 1972 года был приписан к Великому Устюгу, работал на скорой пассажирской линии Архангельск — Котлас. Затем передан в Министерство судостроительной промышленности и поступил в управление судостроительного завода «Звёздочка» с припиской к Северодвинску. Именно благодаря тому, что судно попало к судостроителям его удалось не только сохранить, но и дать ему вторую жизнь, в то время как однотипные систершипы — «Михаил Криличевский» (1909, позже «Иван Каляев» и «Пионер Коми») и «Генерал Кондратенко» (1911, позже «А.И. Желябов») — были списаны в 1970-х годах.





Пароход «Н. В. Гоголь» — это судно проекта 508-2, имеющее класс речного регистра Р1,2, длину 71,58 метра, ширину 14,22 метра, валовую вместимость 1424,16 тонны, водоизмещение 665,4 тонн, осадка 1,50 метра и грузоподъемность, 56,12 тонны. Тип главного двигателя — паровой, марка главного двигателя — ПМ-5, мощность главного двигателя — 279 кВт, Тип движителя — колесо гребное, количество движителей — 2, скорость — 18 км/час. Экипаж — 25 человек, пассажировместимость по первоначальному проекту — 664 человека, текущая пассажировместимость — 140 человек в прогулочных рейсах и 53 человека в круизных рейсах.

При этом, в настоящее время (2024 год)  в Европейской части России работает пассажирское судно с аналогичным названием —  «Н. В. Гоголь»: это трехпалубный теплоход проекта 588, построенный в 1959 году в Германии, и совершающий речные круизы от компании «Кама-Трэвел» из Перми.

Но вернемся к пароходу «Гоголь» и тому, как он выглядит изнутри. Носовой пролет главной палубы и сама главная палуба. Здесь расположены стойка регистрации, кафе-бар, «титаник» с кипятком, несколько кают в носовой части (так как они без удобств и оборудованы только раковиной-умывальником, то туалеты общие на палубе), а также небольшой салон отдыха.

















Средняя палуба — каюты первой категории (тоже только с умывальниками, так как туалет и душ только в каюте «Люкс»), два салона в носовой и кормовой части.









И самая верхняя солнечная палуба («сандек»), где расположена рулевая рубка.





За работой гребных колес можно наблюдать через стекло (ВИДЕО).

Актуальное расписание рейсов парохода можно узнать на сайте туркомпании «Помор-Тур» или в паблике судна в VC. По состоянию на 2024 год предлагались часовые прогулки по Северной Двине из Архангельска, а также однодневные круизы вверх по реке до музея-заповедника «Малые Корелы». Все рейсы осуществлялись в выходные и праздничные дни, в будни они не выполняются.

Отправление — от Архангельского морского речного вокзала. Его открытие состоялось 11 мая 1972 года и от причалов отправлялись рейсовые теплоходы вверх по Двине до Котласа и Великого Устюга, были рейсы до Соловецких островов, работали многочисленные межобластные маршруты скоростного водного транспорта.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Даже если вы ни разу не были в Архангельске, то посмотреть на здание вокзала можете достав купюру в 500 рублей: на аверсе (лицевая сторона купюры) изображен памятник Петру I и здания вокзала. Но уже давно регулярного пассажирского водного сообщения по Северной Двине не существует: флот распродан, маршруты закрыты (скорые линии на двухпалубных теплоходах закрыли в середине 2000-х, скоростные перевозки в 1990-х) и само здание вокзального комплекса находится в заброшенном состоянии.









Сейчас в сезон навигации к причалу вокзала швартуются только два круизных теплохода — с 2013 года выполняются круизы из Москвы и Санкт-Петербурга на теплоходе «Русь Великая».

В мое случае на «Гоголе» мы совершили два рейса — 2-х часовой прогулочный по Двине в Архангельске и 9-часовой рейс до деревни Черный Яр, откуда можно попасть в музей деревянного зодчества «Малые Корелы». О нем и будет первая часть фоторассказа.

Вид на Архангельский морской речной вокзал, Архангельский собор, здание управления Северного морского пароходства.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

В состав комплекса вокзала входил и кафе-бар «Нептун» (сейчас — торговый центр «Прага», не работает). Само здание 1976 года постройки — яркий представитель советского модернизма в архитектуре, оно украшено металлическими элементами с наименованиями местных рек — Северная Двина, Вычегда, Сухона (сейчас утрачен), а металлические решётчатые конструкции по углам здания на втором этаже выполняют имитацию парусов.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Напротив вокзала — рейд морских судов.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Проходим под Северодвинским авто-железнодорожным мостом с подъемным пролетом (88 метров) — разводка осуществляется по заявкам судоходных компаний для прохода морских судов к грузовым причалам, расположенным выше по течению. Это был первый постоянный мост через Двину в Архангельске, открытый в 1964 году.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"



Вид на правобережную центральную часть города (Ломоносовский округ).

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова на Ленинградском проспекте.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Округ Майская Горка в юго-восточной части города на правом берегу.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Высотная доминанта Архангельска — 24-этажное здание проектных организаций на площади Ленина.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

С левого и правого берега — грузовые причалы. В Архангельск с области везут  лесоматериалы (идет, в основном, на экспорт) и гравийно-песчасную смесь (для строительства). На правом берегу территория бывшей лесобиржи ЛДК №3.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Затем Северную Двину пересекает Краснофлотский мост — второй мост в Архангельске и третий мост на реке. Сдан в эксплуатацию в 1990 году. Мост пересекает Краснофлотский остров, участок  у левого берега также имеет подъемный пролет для прохода крупнотоннажного флота к погрузочно-разгрузочному району «Бакарица» (генеральные грузы, металлолом, пиломатериалы, целлюлозно-бумажная продукция).





По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Участок от острова к правому берегу.





За мостом по правому берегу начинается округ Варавино-Фактория и находятся грузовые причалы «Фактория» (генеральные грузы, металлолом, ГПС).

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Выше по течению по тому же берегу — грузовой район Жаровиха, Архангельский речной порт.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

А за ним — заброшенные корпуса Архангельского комбината хлебопродуктов.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Рейд речного порта.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

В 3 км выше по течению на левом берегу — посёлок Турдеевск (городской округ Архангельск) и «Поморская судоверфь».

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Теплоход «Михаил Драйцун» с составом в две баржи идет в Архангельск с грузом песка и железо-бетонными конструкциями.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

За Турдеевском на том же левом берегу расположен город Новодвинск, который был основан в 1936 году благодаря строительству Архангельского целлюлозно-бумажного комбината.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

В 1924 году брат и сестра Карельские из деревни Захарово основали коммуну «Красная заря», построив два дома в безлюдном местечке на левом берегу протоки Мечка-Полой реки Северной Двины. 7 апреля 1935 года здесь началось строительство сульфит-целлюлозного комбината, названное Архбумстроем. Населенный пункт при нем, как и сам комбинат, носил имя Ворошилова, с 1957 года — посёлок Первомайский, а с 1977 года — город Новодвинск. Сейчас Архангельский ЦБК один из крупнейших в Европе производителей картона и целлюлозы.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Древесину на комбинат везут по реке с верховьев Северной Двины и Сухоны. Раньше буксировали в виде плотов (молевой сплав), сейчас — на баржах.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

В 7 км по правому берегу у деревни Черный Яр пароход «Гоголь» швартуется к берегу. Основная часть пассажиров устраивает пикник на берегу, часть — идут в музей «Малые Корелы»: пешком отсюда до него около 40 минут.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Музей-заповедник «Малые Корелы» находится в 7 км от южной окраины Архангельска. Музей был основан в 1964 году и начал свою работу 1 июня 1973 года. Музей получил название благодаря деревне Малые Карелы, с заменой буквы А в слове Карелы на О. Это было сделано для исторического соответствия с поморскими говорами для которых было характерно оканье.

Площадь территории музея 140 га, внутри он разделен на участки — Каргопольско-Онежский сектор, Двинской сектор, Пинежский сектор и Мезенский сектор. В каждом из секторов находятся экспонаты: избы, амбары, церкви, колокольни, мельницы, привезенные из соответствующих районов Архангельской области. В экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI веком.







Более подробный рассказ о экспозиции музея можно посмотреть здесь: «Музей-заповедник «Малые Корелы».

После 5-часовой стоянки «Гоголь» отправляется в обратный путь в Архангельск. Все интересное, что есть на этом участке, показано выше, поэтому перейдем ко второй части рассказа — прогулке вниз по Северной Двине в Архангельске. Начинается она также от причала морского-речного вокзала.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Соборная (Октябрьская) пристань. У нее с осени 2020 года пришвартован на вечную стоянку пассажирский теплоход «Коммунар», ставший после 80 лет работы на водных маршрутах Архангельска одним из экспонатов Северного морского музея. Теплоход (изначально пароход) построен в Архангельске на Исакогорской ремонтно-эксплуатационной базе флота Северного речного пароходства МРФ РСФСР в 1940 году. В 1962 году судно было модернизировано на Великоустюгском судоремонтном заводе: паровые машины заменены на дизельные двигатели, перестроена рубка и появились дополнительные помещения для пассажиров. В 2019 году «Коммунар» отработал последнюю навигацию и был передан Архангельским речным портом Северному морскому музею. За все время работы  «Коммунар», вместе с однотипным теплоходом «Балхаш», перевез в общей сложности более 10 миллионов пассажиров.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Длина судна — 31,87 метра, ширина — 6,43 метра, габаритная высота — 7,3 метра, осадка — 1,57 метра, марка ГД — 8NVD36, пассажировместимость — 280 человек. В 1940-1950 годы обслуживал линии, связывавшие многочисленные лесозаводы города, до постройки Северодвинского моста в 1964 году работал в качестве парома через Северную Двину. Судно работало на маршрутах Архангельск — Вавчуга, Архангельск — остров Хабарка, Архангельск — остров Кего и т. д.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Монументальное здание в стиле сталинского ампира на улице Либкнехта (1954).

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Архитектурный комплекс «Гостиный двор».

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Городской пляж, Успенская церковь и телевышка. О памятниках, расположенных на набережной Северной Двины можно узнать в отдельном подробном рассказе.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Архангельская телебашня — телевизионная и радиовещательная башня, расположенная в Исакогорском округе Архангельска. Высота — 208 метров, телебашня является самым высоким сооружением Архангельска. Строительство башни было начато 3 июня 2002 года, а в эксплуатацию сооружение было сдано 15 сентября 2003 года.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Справа — Кузнецовский рукав Северной Двины.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Самое высокое промсооружение города — трубы Архангельской ТЭЦ (1970), расположенной на берегу Кузнецовского рукава — 150 метров.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Слева — остров Хабарка.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

На правом берегу — судоремонтный и судостроительный завод «Красная Кузница», причалы Архангельской гидробазы, Соломбальского терминала, Маймаксанского лесного порта и т.п.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"

Вид на Архангельск с Северной Двины.

По Северной Двине на пароходе "Гоголь"


Дата публикации: 03.11.2024
Возврат к списку