Путешествие по Северной Двине из Архангельска на пароходе «Н. В. Гоголь»
Главной целью поездки в Архангельск, кроме знакомства с этим интересным городом, было путешествие на единственном сохранившимся в России пассажирском пароходе, отметившим в этом году свое 113-летие. Колесный пароход «Н. В. Гоголь» был построен в 1911 году на Нижегородской машинной фабрике (сейчас судостроительный завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде). Является старейшим российским речным эксплуатируемым судном. До 2013 года выполнял круизы из Архангельска по реке Северная Двина до Котласа. С 2014 года совершает только однодневные прогулочные рейсы Северной Двине из Архангельска с июня по сентябрь.
Судьба у судна была поистине счастливой. После постройки пароход поступил в Северное пароходное общество. Затем работал от «Товарищества Архангельского речного легкого пароходства» (позже — «Северное государственное речное пароходство» и затем «Северное речное пароходство»). До 1972 года был приписан к Великому Устюгу, работал на скорой пассажирской линии Архангельск — Котлас. Затем передан в Министерство судостроительной промышленности и поступил в управление судостроительного завода «Звёздочка» с припиской к Северодвинску. Именно благодаря тому, что судно попало к судостроителям его удалось не только сохранить, но и дать ему вторую жизнь, в то время как однотипные систершипы — «Михаил Криличевский» (1909, позже «Иван Каляев» и «Пионер Коми») и «Генерал Кондратенко» (1911, позже «А.И. Желябов») — были списаны в 1970-х годах.
Пароход «Н. В. Гоголь» — это судно проекта 508-2, имеющее класс речного регистра Р1,2, длину 71,58 метра, ширину 14,22 метра, валовую вместимость 1424,16 тонны, водоизмещение 665,4 тонн, осадка 1,50 метра и грузоподъемность, 56,12 тонны. Тип главного двигателя — паровой, марка главного двигателя — ПМ-5, мощность главного двигателя — 279 кВт, Тип движителя — колесо гребное, количество движителей — 2, скорость — 18 км/час. Экипаж — 25 человек, пассажировместимость по первоначальному проекту — 664 человека, текущая пассажировместимость — 140 человек в прогулочных рейсах и 53 человека в круизных рейсах.
При этом, в настоящее время (2024 год) в Европейской части России работает пассажирское судно с аналогичным названием — «Н. В. Гоголь»: это трехпалубный теплоход проекта 588, построенный в 1959 году в Германии, и совершающий речные круизы от компании «Кама-Трэвел» из Перми.
Но вернемся к пароходу «Гоголь» и тому, как он выглядит изнутри. Носовой пролет главной палубы и сама главная палуба. Здесь расположены стойка регистрации, кафе-бар, «титаник» с кипятком, несколько кают в носовой части (так как они без удобств и оборудованы только раковиной-умывальником, то туалеты общие на палубе), а также небольшой салон отдыха.
Средняя палуба — каюты первой категории (тоже только с умывальниками, так как туалет и душ только в каюте «Люкс»), два салона в носовой и кормовой части.
И самая верхняя солнечная палуба («сандек»), где расположена рулевая рубка.
За работой гребных колес можно наблюдать через стекло (ВИДЕО).
Актуальное расписание рейсов парохода можно узнать на сайте туркомпании «Помор-Тур» или в паблике судна в VC. По состоянию на 2024 год предлагались часовые прогулки по Северной Двине из Архангельска, а также однодневные круизы вверх по реке до музея-заповедника «Малые Корелы». Все рейсы осуществлялись в выходные и праздничные дни, в будни они не выполняются.
Отправление — от Архангельского морского речного вокзала. Его открытие состоялось 11 мая 1972 года и от причалов отправлялись рейсовые теплоходы вверх по Двине до Котласа и Великого Устюга, были рейсы до Соловецких островов, работали многочисленные межобластные маршруты скоростного водного транспорта.
Даже если вы ни разу не были в Архангельске, то посмотреть на здание вокзала можете достав купюру в 500 рублей: на аверсе (лицевая сторона купюры) изображен памятник Петру I и здания вокзала. Но уже давно регулярного пассажирского водного сообщения по Северной Двине не существует: флот распродан, маршруты закрыты (скорые линии на двухпалубных теплоходах закрыли в середине 2000-х, скоростные перевозки в 1990-х) и само здание вокзального комплекса находится в заброшенном состоянии.
Сейчас в сезон навигации к причалу вокзала швартуются только два круизных теплохода — с 2013 года выполняются круизы из Москвы и Санкт-Петербурга на теплоходе «Русь Великая».
В мое случае на «Гоголе» мы совершили два рейса — 2-х часовой прогулочный по Двине в Архангельске и 9-часовой рейс до деревни Черный Яр, откуда можно попасть в музей деревянного зодчества «Малые Корелы». О нем и будет первая часть фоторассказа.
Вид на Архангельский морской речной вокзал, Архангельский собор, здание управления Северного морского пароходства.
В состав комплекса вокзала входил и кафе-бар «Нептун» (сейчас — торговый центр «Прага», не работает). Само здание 1976 года постройки — яркий представитель советского модернизма в архитектуре, оно украшено металлическими элементами с наименованиями местных рек — Северная Двина, Вычегда, Сухона (сейчас утрачен), а металлические решётчатые конструкции по углам здания на втором этаже выполняют имитацию парусов.
Напротив вокзала — рейд морских судов.
Проходим под Северодвинским авто-железнодорожным мостом с подъемным пролетом (88 метров) — разводка осуществляется по заявкам судоходных компаний для прохода морских судов к грузовым причалам, расположенным выше по течению. Это был первый постоянный мост через Двину в Архангельске, открытый в 1964 году.
Вид на правобережную центральную часть города (Ломоносовский округ).
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова на Ленинградском проспекте.
Округ Майская Горка в юго-восточной части города на правом берегу.
Высотная доминанта Архангельска — 24-этажное здание проектных организаций на площади Ленина.
С левого и правого берега — грузовые причалы. В Архангельск с области везут лесоматериалы (идет, в основном, на экспорт) и гравийно-песчасную смесь (для строительства). На правом берегу территория бывшей лесобиржи ЛДК №3.
Затем Северную Двину пересекает Краснофлотский мост — второй мост в Архангельске и третий мост на реке. Сдан в эксплуатацию в 1990 году. Мост пересекает Краснофлотский остров, участок у левого берега также имеет подъемный пролет для прохода крупнотоннажного флота к погрузочно-разгрузочному району «Бакарица» (генеральные грузы, металлолом, пиломатериалы, целлюлозно-бумажная продукция).
Участок от острова к правому берегу.
За мостом по правому берегу начинается округ Варавино-Фактория и находятся грузовые причалы «Фактория» (генеральные грузы, металлолом, ГПС).
Выше по течению по тому же берегу — грузовой район Жаровиха, Архангельский речной порт.
А за ним — заброшенные корпуса Архангельского комбината хлебопродуктов.
Рейд речного порта.
В 3 км выше по течению на левом берегу — посёлок Турдеевск (городской округ Архангельск) и «Поморская судоверфь».
Теплоход «Михаил Драйцун» с составом в две баржи идет в Архангельск с грузом песка и железо-бетонными конструкциями.
За Турдеевском на том же левом берегу расположен город Новодвинск, который был основан в 1936 году благодаря строительству Архангельского целлюлозно-бумажного комбината.
В 1924 году брат и сестра Карельские из деревни Захарово основали коммуну «Красная заря», построив два дома в безлюдном местечке на левом берегу протоки Мечка-Полой реки Северной Двины. 7 апреля 1935 года здесь началось строительство сульфит-целлюлозного комбината, названное Архбумстроем. Населенный пункт при нем, как и сам комбинат, носил имя Ворошилова, с 1957 года — посёлок Первомайский, а с 1977 года — город Новодвинск. Сейчас Архангельский ЦБК один из крупнейших в Европе производителей картона и целлюлозы.
Древесину на комбинат везут по реке с верховьев Северной Двины и Сухоны. Раньше буксировали в виде плотов (молевой сплав), сейчас — на баржах.
В 7 км по правому берегу у деревни Черный Яр пароход «Гоголь» швартуется к берегу. Основная часть пассажиров устраивает пикник на берегу, часть — идут в музей «Малые Корелы»: пешком отсюда до него около 40 минут.
Музей-заповедник «Малые Корелы» находится в 7 км от южной окраины Архангельска. Музей был основан в 1964 году и начал свою работу 1 июня 1973 года. Музей получил название благодаря деревне Малые Карелы, с заменой буквы А в слове Карелы на О. Это было сделано для исторического соответствия с поморскими говорами для которых было характерно оканье.
Площадь территории музея 140 га, внутри он разделен на участки — Каргопольско-Онежский сектор, Двинской сектор, Пинежский сектор и Мезенский сектор. В каждом из секторов находятся экспонаты: избы, амбары, церкви, колокольни, мельницы, привезенные из соответствующих районов Архангельской области. В экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI веком.
Более подробный рассказ о экспозиции музея можно посмотреть здесь: «Музей-заповедник «Малые Корелы».
После 5-часовой стоянки «Гоголь» отправляется в обратный путь в Архангельск. Все интересное, что есть на этом участке, показано выше, поэтому перейдем ко второй части рассказа — прогулке вниз по Северной Двине в Архангельске. Начинается она также от причала морского-речного вокзала.
Соборная (Октябрьская) пристань. У нее с осени 2020 года пришвартован на вечную стоянку пассажирский теплоход «Коммунар», ставший после 80 лет работы на водных маршрутах Архангельска одним из экспонатов Северного морского музея. Теплоход (изначально пароход) построен в Архангельске на Исакогорской ремонтно-эксплуатационной базе флота Северного речного пароходства МРФ РСФСР в 1940 году. В 1962 году судно было модернизировано на Великоустюгском судоремонтном заводе: паровые машины заменены на дизельные двигатели, перестроена рубка и появились дополнительные помещения для пассажиров. В 2019 году «Коммунар» отработал последнюю навигацию и был передан Архангельским речным портом Северному морскому музею. За все время работы «Коммунар», вместе с однотипным теплоходом «Балхаш», перевез в общей сложности более 10 миллионов пассажиров.
Длина судна — 31,87 метра, ширина — 6,43 метра, габаритная высота — 7,3 метра, осадка — 1,57 метра, марка ГД — 8NVD36, пассажировместимость — 280 человек. В 1940-1950 годы обслуживал линии, связывавшие многочисленные лесозаводы города, до постройки Северодвинского моста в 1964 году работал в качестве парома через Северную Двину. Судно работало на маршрутах Архангельск — Вавчуга, Архангельск — остров Хабарка, Архангельск — остров Кего и т. д.
Монументальное здание в стиле сталинского ампира на улице Либкнехта (1954).
Архитектурный комплекс «Гостиный двор».
Городской пляж, Успенская церковь и телевышка. О памятниках, расположенных на набережной Северной Двины можно узнать в отдельном подробном рассказе.
Архангельская телебашня — телевизионная и радиовещательная башня, расположенная в Исакогорском округе Архангельска. Высота — 208 метров, телебашня является самым высоким сооружением Архангельска. Строительство башни было начато 3 июня 2002 года, а в эксплуатацию сооружение было сдано 15 сентября 2003 года.
Справа — Кузнецовский рукав Северной Двины.
Самое высокое промсооружение города — трубы Архангельской ТЭЦ (1970), расположенной на берегу Кузнецовского рукава — 150 метров.
Слева — остров Хабарка.
На правом берегу — судоремонтный и судостроительный завод «Красная Кузница», причалы Архангельской гидробазы, Соломбальского терминала, Маймаксанского лесного порта и т.п.
Вид на Архангельск с Северной Двины.
Дата публикации: 03.11.2024
Судьба у судна была поистине счастливой. После постройки пароход поступил в Северное пароходное общество. Затем работал от «Товарищества Архангельского речного легкого пароходства» (позже — «Северное государственное речное пароходство» и затем «Северное речное пароходство»). До 1972 года был приписан к Великому Устюгу, работал на скорой пассажирской линии Архангельск — Котлас. Затем передан в Министерство судостроительной промышленности и поступил в управление судостроительного завода «Звёздочка» с припиской к Северодвинску. Именно благодаря тому, что судно попало к судостроителям его удалось не только сохранить, но и дать ему вторую жизнь, в то время как однотипные систершипы — «Михаил Криличевский» (1909, позже «Иван Каляев» и «Пионер Коми») и «Генерал Кондратенко» (1911, позже «А.И. Желябов») — были списаны в 1970-х годах.
Пароход «Н. В. Гоголь» — это судно проекта 508-2, имеющее класс речного регистра Р1,2, длину 71,58 метра, ширину 14,22 метра, валовую вместимость 1424,16 тонны, водоизмещение 665,4 тонн, осадка 1,50 метра и грузоподъемность, 56,12 тонны. Тип главного двигателя — паровой, марка главного двигателя — ПМ-5, мощность главного двигателя — 279 кВт, Тип движителя — колесо гребное, количество движителей — 2, скорость — 18 км/час. Экипаж — 25 человек, пассажировместимость по первоначальному проекту — 664 человека, текущая пассажировместимость — 140 человек в прогулочных рейсах и 53 человека в круизных рейсах.
При этом, в настоящее время (2024 год) в Европейской части России работает пассажирское судно с аналогичным названием — «Н. В. Гоголь»: это трехпалубный теплоход проекта 588, построенный в 1959 году в Германии, и совершающий речные круизы от компании «Кама-Трэвел» из Перми.
Но вернемся к пароходу «Гоголь» и тому, как он выглядит изнутри. Носовой пролет главной палубы и сама главная палуба. Здесь расположены стойка регистрации, кафе-бар, «титаник» с кипятком, несколько кают в носовой части (так как они без удобств и оборудованы только раковиной-умывальником, то туалеты общие на палубе), а также небольшой салон отдыха.
Средняя палуба — каюты первой категории (тоже только с умывальниками, так как туалет и душ только в каюте «Люкс»), два салона в носовой и кормовой части.
И самая верхняя солнечная палуба («сандек»), где расположена рулевая рубка.
За работой гребных колес можно наблюдать через стекло (ВИДЕО).
Актуальное расписание рейсов парохода можно узнать на сайте туркомпании «Помор-Тур» или в паблике судна в VC. По состоянию на 2024 год предлагались часовые прогулки по Северной Двине из Архангельска, а также однодневные круизы вверх по реке до музея-заповедника «Малые Корелы». Все рейсы осуществлялись в выходные и праздничные дни, в будни они не выполняются.
Отправление — от Архангельского морского речного вокзала. Его открытие состоялось 11 мая 1972 года и от причалов отправлялись рейсовые теплоходы вверх по Двине до Котласа и Великого Устюга, были рейсы до Соловецких островов, работали многочисленные межобластные маршруты скоростного водного транспорта.
Даже если вы ни разу не были в Архангельске, то посмотреть на здание вокзала можете достав купюру в 500 рублей: на аверсе (лицевая сторона купюры) изображен памятник Петру I и здания вокзала. Но уже давно регулярного пассажирского водного сообщения по Северной Двине не существует: флот распродан, маршруты закрыты (скорые линии на двухпалубных теплоходах закрыли в середине 2000-х, скоростные перевозки в 1990-х) и само здание вокзального комплекса находится в заброшенном состоянии.
Сейчас в сезон навигации к причалу вокзала швартуются только два круизных теплохода — с 2013 года выполняются круизы из Москвы и Санкт-Петербурга на теплоходе «Русь Великая».
В мое случае на «Гоголе» мы совершили два рейса — 2-х часовой прогулочный по Двине в Архангельске и 9-часовой рейс до деревни Черный Яр, откуда можно попасть в музей деревянного зодчества «Малые Корелы». О нем и будет первая часть фоторассказа.
Вид на Архангельский морской речной вокзал, Архангельский собор, здание управления Северного морского пароходства.
В состав комплекса вокзала входил и кафе-бар «Нептун» (сейчас — торговый центр «Прага», не работает). Само здание 1976 года постройки — яркий представитель советского модернизма в архитектуре, оно украшено металлическими элементами с наименованиями местных рек — Северная Двина, Вычегда, Сухона (сейчас утрачен), а металлические решётчатые конструкции по углам здания на втором этаже выполняют имитацию парусов.
Напротив вокзала — рейд морских судов.
Проходим под Северодвинским авто-железнодорожным мостом с подъемным пролетом (88 метров) — разводка осуществляется по заявкам судоходных компаний для прохода морских судов к грузовым причалам, расположенным выше по течению. Это был первый постоянный мост через Двину в Архангельске, открытый в 1964 году.
Вид на правобережную центральную часть города (Ломоносовский округ).
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова на Ленинградском проспекте.
Округ Майская Горка в юго-восточной части города на правом берегу.
Высотная доминанта Архангельска — 24-этажное здание проектных организаций на площади Ленина.
С левого и правого берега — грузовые причалы. В Архангельск с области везут лесоматериалы (идет, в основном, на экспорт) и гравийно-песчасную смесь (для строительства). На правом берегу территория бывшей лесобиржи ЛДК №3.
Затем Северную Двину пересекает Краснофлотский мост — второй мост в Архангельске и третий мост на реке. Сдан в эксплуатацию в 1990 году. Мост пересекает Краснофлотский остров, участок у левого берега также имеет подъемный пролет для прохода крупнотоннажного флота к погрузочно-разгрузочному району «Бакарица» (генеральные грузы, металлолом, пиломатериалы, целлюлозно-бумажная продукция).
Участок от острова к правому берегу.
За мостом по правому берегу начинается округ Варавино-Фактория и находятся грузовые причалы «Фактория» (генеральные грузы, металлолом, ГПС).
Выше по течению по тому же берегу — грузовой район Жаровиха, Архангельский речной порт.
А за ним — заброшенные корпуса Архангельского комбината хлебопродуктов.
Рейд речного порта.
В 3 км выше по течению на левом берегу — посёлок Турдеевск (городской округ Архангельск) и «Поморская судоверфь».
Теплоход «Михаил Драйцун» с составом в две баржи идет в Архангельск с грузом песка и железо-бетонными конструкциями.
За Турдеевском на том же левом берегу расположен город Новодвинск, который был основан в 1936 году благодаря строительству Архангельского целлюлозно-бумажного комбината.
В 1924 году брат и сестра Карельские из деревни Захарово основали коммуну «Красная заря», построив два дома в безлюдном местечке на левом берегу протоки Мечка-Полой реки Северной Двины. 7 апреля 1935 года здесь началось строительство сульфит-целлюлозного комбината, названное Архбумстроем. Населенный пункт при нем, как и сам комбинат, носил имя Ворошилова, с 1957 года — посёлок Первомайский, а с 1977 года — город Новодвинск. Сейчас Архангельский ЦБК один из крупнейших в Европе производителей картона и целлюлозы.
Древесину на комбинат везут по реке с верховьев Северной Двины и Сухоны. Раньше буксировали в виде плотов (молевой сплав), сейчас — на баржах.
В 7 км по правому берегу у деревни Черный Яр пароход «Гоголь» швартуется к берегу. Основная часть пассажиров устраивает пикник на берегу, часть — идут в музей «Малые Корелы»: пешком отсюда до него около 40 минут.
Музей-заповедник «Малые Корелы» находится в 7 км от южной окраины Архангельска. Музей был основан в 1964 году и начал свою работу 1 июня 1973 года. Музей получил название благодаря деревне Малые Карелы, с заменой буквы А в слове Карелы на О. Это было сделано для исторического соответствия с поморскими говорами для которых было характерно оканье.
Площадь территории музея 140 га, внутри он разделен на участки — Каргопольско-Онежский сектор, Двинской сектор, Пинежский сектор и Мезенский сектор. В каждом из секторов находятся экспонаты: избы, амбары, церкви, колокольни, мельницы, привезенные из соответствующих районов Архангельской области. В экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI веком.
Более подробный рассказ о экспозиции музея можно посмотреть здесь: «Музей-заповедник «Малые Корелы».
После 5-часовой стоянки «Гоголь» отправляется в обратный путь в Архангельск. Все интересное, что есть на этом участке, показано выше, поэтому перейдем ко второй части рассказа — прогулке вниз по Северной Двине в Архангельске. Начинается она также от причала морского-речного вокзала.
Соборная (Октябрьская) пристань. У нее с осени 2020 года пришвартован на вечную стоянку пассажирский теплоход «Коммунар», ставший после 80 лет работы на водных маршрутах Архангельска одним из экспонатов Северного морского музея. Теплоход (изначально пароход) построен в Архангельске на Исакогорской ремонтно-эксплуатационной базе флота Северного речного пароходства МРФ РСФСР в 1940 году. В 1962 году судно было модернизировано на Великоустюгском судоремонтном заводе: паровые машины заменены на дизельные двигатели, перестроена рубка и появились дополнительные помещения для пассажиров. В 2019 году «Коммунар» отработал последнюю навигацию и был передан Архангельским речным портом Северному морскому музею. За все время работы «Коммунар», вместе с однотипным теплоходом «Балхаш», перевез в общей сложности более 10 миллионов пассажиров.
Длина судна — 31,87 метра, ширина — 6,43 метра, габаритная высота — 7,3 метра, осадка — 1,57 метра, марка ГД — 8NVD36, пассажировместимость — 280 человек. В 1940-1950 годы обслуживал линии, связывавшие многочисленные лесозаводы города, до постройки Северодвинского моста в 1964 году работал в качестве парома через Северную Двину. Судно работало на маршрутах Архангельск — Вавчуга, Архангельск — остров Хабарка, Архангельск — остров Кего и т. д.
Монументальное здание в стиле сталинского ампира на улице Либкнехта (1954).
Архитектурный комплекс «Гостиный двор».
Городской пляж, Успенская церковь и телевышка. О памятниках, расположенных на набережной Северной Двины можно узнать в отдельном подробном рассказе.
Архангельская телебашня — телевизионная и радиовещательная башня, расположенная в Исакогорском округе Архангельска. Высота — 208 метров, телебашня является самым высоким сооружением Архангельска. Строительство башни было начато 3 июня 2002 года, а в эксплуатацию сооружение было сдано 15 сентября 2003 года.
Справа — Кузнецовский рукав Северной Двины.
Самое высокое промсооружение города — трубы Архангельской ТЭЦ (1970), расположенной на берегу Кузнецовского рукава — 150 метров.
Слева — остров Хабарка.
На правом берегу — судоремонтный и судостроительный завод «Красная Кузница», причалы Архангельской гидробазы, Соломбальского терминала, Маймаксанского лесного порта и т.п.
Вид на Архангельск с Северной Двины.