В Москве закрыли Северный речной грузовой порт, пережившего планы Лужкова, но не вывезшего Собянина

В Москве закрыли Северный речной грузовой порт, пережившего планы Лужкова, но не вывезшего Собянина
1 ноября 2023 года в Москве прекратил работу Северный речной грузовой порт, расположенный на северо-западе столицы. Одно из крупнейших водных предприятий столицы, образованное в 1930-х годах, успешно пережило кризис 1990-х годов, не сдалось под натиском планов Лужкова по его закрытию и застройке, но не выжило при Собянине, и будет теперь застроено элитным жильем.

Северный порт начал свою работу в 1936 году, когда на образованном при строительстве канала Москва — Волга (с 1947 года — Канал имени Москвы) правом берегу Химкинского водохранилища, еще до его заполнения, были построены первые пакгаузы и склады для приема, хранения и обработки грузов.

Практически всю свою историю порт специализировался на переработке сыпучих грузов — песка и щебня (нерудно-строительных материалов), что составляло основу грузопотока. В 1940-1980-х годах действовали площадки по приемке и перегрузке пиломатериалов, первоначально располагавшихся в самом порту, а затем на отдельной площадке — в северной части Химкинского водохранилища на мысе Бутаковского залива, западнее моста Ленинградского шоссе (лесобиржа). На противоположном берегу на Ленинградском шоссе действовал Портхладокомбинат.

Северный грузовой речной порт в Москве

В 1972-1974 годах была произведена реконструкция порта — в связи с расширением номенклатуры грузов: здесь стали выгружать поступавшие в столицу автомашины и оборудование, тарно-штучные грузы, техническую соль с Камы, овощи и фрукты из Поволжья и с Дона, были контейнерные перевозки (но основная работа с контейнерами шла через Южный порт), а из Москвы в регионы загружали и отправляли продукцию строительных комбинатов.

Северный грузовой речной порт в Москве
Фото: Московское речное пароходство

По состоянию на середину 2000-х годов порт имел 10 капитальных механизированных причалов общей протяженностью причального фронта 1128 метров, с глубиной у причальной стенки в 4 метра. К обработке принимались любые речные суда и суда типа «река-море» с осадкой не более 3,6 метра, грузоподъемностью до 5000 тонн.

Территория порта в 1999 году

Северный грузовой речной порт в Москве

Территория порта в 2007 году

Северный грузовой речной порт в Москве
Фото: Михаил Архипов

Суда типа «Волго-Дон» (грузоподъемностью 5000 тонн) в порту.

Северный грузовой речной порт в Москве
2021 год. Фото: Михаил Архипов

Первые грузы порт принимал с началом навигации по каналу — в конце апреля, а завершал работу в середине ноября. В межнавигационный период площадки порта использовались под хранение завезенных с весны по осень грузов, которые вывозились автотранспортом. Главным недостатком порта было то, что вывоз грузов был возможен только автомобильным транспортом, так железнодорожных подъездных путей к порту не было. Площадь крытых складских помещений (12 складов) на середину 2000-х годов составляла 13 га.

Северный грузовой речной порт в Москве
2008 год. Фото: Михаил Архипов

Северный грузовой речной порт в Москве
2008 год. Фото: Михаил Архипов

С момента образования и до 1994 года порт входил в структуру Московского речного пароходства, а с 14 ноября 1994 года был реорганизован в акционерное общество открытого типа.

Диспетчерская Северного порта.

Северный грузовой речной порт в Москве
2012 год. Фото: Михаил Архипов

У АО «Северный порт» была и дополнительная площадка — 2-й грузовой район порта находился в Московской области на Канале имени Москвы в городе Дмитрове. Но в 2013 году Дмитровский порт был ликвидирован, краны демонтированы, а площадку застроили жильем.

Дмитровский порт в 2007 году

Порт в Дмитрове
Фото: Михаил Архипов

Дмитровский порт в 2022 году

Порт в Дмитрове
Фото: Михаил Архипов

Еще раньше — в конце 2000-х годов — угроза закрытия нависла и над Северным портом в Москве, территорию которого предлагалось пустить под массовую жилую застройку. Спасло порт тогда только то, что из-за закрытия Западного речного порта в Филях, работавшего также с 1937 года, но в 2009 году ликвидированного, основной поток нерудно-строительных материалов, необходимых для жилого строительства в столице, шел только через Северный порт, так как Южный речной порт в районе Печатников к этому время тоже пришел в запустение и принимал мизерное количество судов, специализируясь, в основном, на отправке из столицы в Череповец металлолома и обработке грузов порта Коломны, а также приемке единичных рейсов с негабаритными грузами.

В конце 2000-х годов началась застройка прилегавшей с севера к портовой территории причалов, где был расположен Московский хладокомбинат — часть строений снесли, а часть перестроили и в 2011 году на этом месте был открыт бизнес-центр River City.

Северный грузовой речной порт в Москве
2020 год. Фото: Михаил Архипов

В 2016 году было сообщено о том, что остатки зданий и вся территория ООО «ТПФ Портхладокомбинат» отойдет под жилую элитную застройку, которая началась в том же году. На площади в 150 000 м2 к 2023 году были построены 3 жилых высотных дома, а сам комплекс получил название ЖК Aquatoria.

Территория Портхладокомбината в 2003-2008 годах.

Портхладокомбинат в Москве
Фото: Михаил Архипов

Северный грузовой речной порт в Москве
Фото: Михаил Архипов

ЖК Aquatoria в 2023 году.

Северный грузовой речной порт в Москве
Фото: Михаил Архипов

В 2017 году началась комплексная реконструкция Северного речного вокзала Москвы, завершившаяся его открытием в День города в сентябре 2020 года. Тогда же было и озвучено, что территория Северного грузового порта будет пущена под жилую застройку, а грузопоток будет перенаправлен на выгрузку в Бутаковский залив Химкинского водохранилища у МКАДа, где находилась площадка ДРСУ «Северное», специализировавшаяся на приеме и перегрузке песка и щебня, выгрузку которых из судов осуществляли два плавкрана.

Грузовая площадка в Бутаковском заливе в 2015 году.

Северный грузовой речной порт в Москве
Фото: Михаил Архипов

Северный грузовой речной порт в Москве
Фото: Михаил Архипов

В 2021 году начался поэтапный снос хозяйственный зданий Северного речного порта, в 2022-м — начался демонтаж портовых кранов, а к середине ноября 2023 года вся территория бывшего порта была расчищена: краны демонтированы, а склады снесены.

Территория бывшего Северного речного порта в ноябре 2023 года.

Северный грузовой речной порт в Москве
Фото: Владислав Прокофьев

Северный грузовой речной порт в Москве
Фото: Петр Кориковский

Застройка бывшей территории порта ЖК «Северный порт. Береговые кварталы» (Москва, Ленинградское шоссе, 57) начнется в 2024 году. К 2027 году на участке площадью 27 га планируется построить жилье (600 000 м²) и офисно-торговые здания (250 000 м²) от 12 до 32 этажей. Застройщиком будет выступать девелопер из Санкт-Петербурга Legenda. Компания была основана в 2010 году бывшим топ-менеджером Setl Group Василием Селивановым. Холдинг специализируется на строительстве жилья бизнес- и комфорт-класса в Петербурге и Москве. Среди реализованных проектов — застройка бывшей промтерритории «Севкабель» на Васильевском острове в Петербурге.

Северный грузовой речной порт в Москве

Таким образом, на текущий момент в Москве для грузовых операций останется лишь половина территории Южного речного порта — в 2022 году его бОльшая часть территории была продана под застройку жилым комплексом Portland (окончание строительства в 2025 году). На территории бывшего Западного речного порта в 2017-2023 годах построили ЖК «Западный порт», на бывшей грузовой площадке Подводречстроя в Филях возведен ЖК «Береговой», на соседней территории Краснопресненской промзоны в Шелепихе, где располагалось несколько грузовых причалов, идет строительство ЖК Sydney City и уже построен ЖК «Сердце столицы», а причал на реке Москве в Южном Тушино продан под застройку сразу нескольких жилых комплексов.
Возврат к списку