Что известно об отравлении туристов на «Лунной сонате»

Что известно об отравлении туристов на «Лунной сонате»
Вечером 17 августа теплоход «Лунная соната» должен отправится в очередной рейс по водным путям Северо-Запада — из Санкт-Петербурга до Валаама и обратно, а затем, в пост-следующем рейсе, до Кижей и прочих стоянок по маршруту. А до этого он должен вернуться из Москвы — и это первый рейс не только от одной столицы до другой, но и первый круиз с полностью иностранной группой на борту.

Впрочем, до этого с теплоходом были связаны события не менее исторические, хотя и в другом контексте. В ночь с 31 июля на 1 августа на борту теплохода «Лунная соната», совершавшего рейс по маршруту Санкт-Петербург — Валаам — Сортавала — Старая Ладога — Свирьстрой — Петрозаводск — Кижи — Мандроги — Санкт-Петербург (29.07.2018 — 05.08.2018), произошла вспышка инфекции. Первоначально и без каких-либо исследований и разборов представители Северо-Западное следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ (СК) определили это как пищевое отправление, а в качестве «стрелочника» тут же нашли директора судового ресторана Елену Чернову.

Впрочем, чуть позже было констатировано, что причиной массового недомогания туристов, стало не озвученное «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, совершенное группой лиц по предварительному сговору», что, собственно, попытался СК инкриминировать Черновой, а всего лишь норовирус. А это совсем другая история, и, увы, для СК, даже на статью не тянет.

Директор ресторана теплохода «Лунная соната» Елена Чернова

Впервые об этом вирусе стало известно в 1972 году, а с 2002-го инфекция получила нынешнее название — в «честь» города Норволк (США), где впервые и была диагностирована. Этот вид инфекции может регистрироваться и как заболевания небольших групп людей, но чаще всего упоминается в связи с массовыми заболеваниями, когда количество пострадавших составляет от десяти до нескольких сотен человек.

Долгое время упоминания о вспышках норовируса ассоциировались с морскими круизными судами, где за счет особенностей среды распространение вируса — массовое скопление людей в одном месте, массовые приемы пищи и т. п., такие случаи были наиболее массовыми. Да и полоскать в СМИ тему «отравления» ста человек на условном «Титанике», гораздо выгоднее, чем каких-либо 10-20 в сухопутном нонейм-отеле. Из-за этого одно время нововирус даже называли «круизной инфекцией», так как почти все сообщения о ней были связаны с разного рода ЧП на круизных морских лайнерах.

Но затем аналогичные ЧП стали обыденным делом и не только в морях и океанах. Вспышки норовируса отмечались как на морских паромах, в первую очередь, курсирующих в Балтийском регионе, так и на речных круизных судах, работающих в Северной Европе. Не являлись исключением и чисто сухопутные случаи. Так, среди последний громких и масштабных инцидентов — массовое заболевание гостей и участников Зимней Олимпиады в Южной Корее зимой 2018 года, где количество зараженных составило более полутораста.

В ноябре 2011 года и российский Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), за подписью тогдашнего главного госсанитарного врача РФ Г. Онищенко, официально признал проблему наличия в России такого вируса. Дело в том, что ранее из-за его особенностей, которые схожи множествунедомоганий, начиная от ОРВИ (один из симптомов норовируса — подъем температуры тела), до пищевых отравлений (это уже к симптому диареи и рвоты), не проводя каких-либо исследований вирус приписывали, а точнее списывали, на схожие недомогания.

Первыми массовыми заведениями в России, где стали официально фиксировать норовирус, стали детсады и образовательные учреждения: ранее случаи массового заболевания детей и подростков списывали на пищевые отправления, но когда, так или иначе, выявлялся тот факт, что пострадавшие хотя и были в одном месте, но не питались одним и тем же, а при этом от десяти до тридцати воспитанников ложатся с одними и теми же симптомами, то манкировать фактами сложнее. И тут на лицо первые способы передачи норовируса — контактно-оральный или через пищу, предназначенную для массового употребления.

Дело в том, что основным свойством норовирусов является его высокая контагиозность, то есть менее 10 вирусных частиц достаточно, а проще говоря, чтобы зараженный субъект чихнул или кашлянул, чтобы при попадании в желудочно-кишечный тракт здорового человека начался процесс заболевания.

Есть еще один путь попадания инфекции в организм — через воду. Тут есть несколько вариантов: можно и наглотаться воды при купании, а можно тот же микроб проглотить с водой, но используя местную — через водопроводную магистральную сеть или воду на разлив (кулер).

Что именно послужило причиной появления норовируса на теплоходе «Лунная соната» пока неизвестно: процесс получения необходимых результатов занимает продолжительное время. Но известно, что вода точно не являлось причиной распространения инфекции, о чем есть информация от Роспотребнадзора, проводившего проверку. В разработке версия о том, что причиной заражения стали продукты. Такой вариант возможен, если они подаются в составе тех или иных блюд без определенной термической обработки, которая могла бы дезактивировать попавшие вирусные элементы.

А пока само судно прошло дезинфекцию — полному уничтожению вируса способствует активная обработка хлоросодержащими веществами. Отдыхавшие на нем туристы разъехались по домам, получив более чем надлежащую компенсацию, а экипаж судового ресторана был ссажен на берег на карантин до 17 августа.

Норовирус, конечно, та еще инфекция и дрянь, но проходит он у заболевших им достаточно быстро — всего через пару дней. Казалось бы, что все закончилось благополучно, но среди всех обстоятельств, связанных с инцидентом на «Лунной сонате», обращает на себя особое внимание тот факт, что к этой, пусть и печальной, ситуации было привлечено очень повышенное внимание, в котором можно увидеть предпосылки недоброжелательных действий со стороны заинтересованных компаний или скорее лиц, представляющих эти компании. Каждый из нас, кто сталкивался с работой госорганов, в плане защиты себя любимого, прекрасно знает, как сложно в нужной ситуации достучаться «до небес». «Убьют, тогда и приходите» — знакомо? А тут на лицо просто-таки какой-то стахановский прорыв.

Особо примечателен тот факт, что в то же время, чуть ли не с разницей в пару часов, аналогичные расстройства организма почувствовали туристы другого речного круизного судна, чей маршрут до этого пересекался в нескольких точках стоянок с «Лунной сонатой». Вот только те пострадавшие так и остались безымянными: ни СК, ни Роспотребнадзор к ним не приезжал, а лечили их не написанием жалоб и свидетельств в протокол, а совсем другим средствАми.

Возврат к списку