Сезон речной круизной навигации 2025 года открыт: из Нижнего Новгорода в рейсы отправились первые суда

Сезон речной круизной навигации 2025 года открыт: из Нижнего Новгорода в рейсы отправились первые суда
Утром 23 апреля 2025 года в России начался сезон круизной речной пассажирской навигации. В 9 часов от причалов речного вокзала в Нижнем Новгороде отправились в рейсы первые суда. Ими стали теплоходы компании «Водоходъ»: теплоход «Константин Коротков» ушел по маршруту Нижний Новгород — Городец — Тутаев — Углич — Москва, а теплоход «Константин Симонов» отправился в круиз по маршруту Нижний Новгород — Ярославль — Мышкин — Москва. В 10 часов также из Нижнего Новгорода рейсом до Москвы с заходом в Городец, Плес и Углич отправится еще один теплоход «Водохода» — «Мустай Карим».

В 2024 году круизная навигация началась также рейсами из Нижнего Новгорода и тоже 23 апреля, а завершилась 24 ноября, что стало самым продолжительным сезоном работы круизных судов за всю историю. В этом году завершение навигации запланировано на 23 ноября.

О том, что текущая навигация будет одной из самых сложных за прошедшие годы, неоднократно отмечалось специалистами. Причиной тому стала практически бесснежная зима, из-за которой прогнозируются проблемы с водой, в первую очередь на Волге на ключевом для судоходства участке Городец — Нижний Новгород.

16 апреля Росгидромет сообщил, что половодье на Верхней Волге завершилось. В этом году оно продлилось 40 дней при среднемноголетнем значении 51 день. Объем притока воды в Рыбинское водохранилище за период половодья составил 4,9 км3, это самый низкий показатель за всю историю инструментальных наблюдений. Зима с затяжными оттепелями не способствовала формированию устойчивого снежного покрова, что привело к минимуму снегозапасов в бассейне Рыбинского водохранилища.

Круизные компании с конца марта занялись работой по изменению программ рейсов, которые проходили через шлюзы Нижегородской ГЭС в Городце: из-за маловодья было введено ограничение движения флота и установлены отдельно дни повышенного водосброса, так что компаниям пришлось подгонять расписание рейсов под график, который был сформирован исходя из прогнозируемой ситуации с водой.

В обычные годы среднесуточный расход через плотину Нижегородской ГЭС составляет 1300 м3/с, что обеспечивает ежедневный пропуск любых круизных судов через этот участок — от двухпалубных до четырехпалубных теплоходов. Но ввиду сложившейся на весну 2025 года ситуации был утвержден специальный график пропуска судов через Городец. Для прохода двухпалубных судов среднесуточный расход воды был определен в 900 м3/с, для трехпалубных — в  1100 м3/с, а для четырехпалубных — 1300 м3/с. Такие уровень позволял проходить судам проблемный участок в течение нескольких утренних часов, поясняют специалисты.

Первоначально график водопропуска был утвержден до 30 июня, а на другие месяцы его планировалось формировать позже, но из-за фактической ситуации с водой его пришлось экстренно менять. 22 апреля на заседании межведомственной комиссии, устанавливающей ежедневные расходы воды через Нижегородский гидроузел, был утвержден график пропуска только до 10 мая, в следующий раз комиссию планируется собрать 7 мая, чтобы утвердить график расходов воды с 11 до 20 мая.

Круизная речная навигация в Москве откроется 25 апреля рейсами теплоходов «Русь Великая» и «Родная Русь» по маршрутам Москва — Тверь — Москва и Москва — Мышкин  — Москва соответственно. В столицу теплоходы прибудут перегоном с зимовки в городе Кимры Тверской области с началом навигации на Канале имени Москвы, которое состоится 24 апреля.

Также 25 апреля начнется круизная навигация в Ростове-на-Дону — в рейс по маршруту Ростов–на–Дону — Старочеркасская — Константиновск — Ильевка — Волгоград — Саратов — Самара — Казань отправится теплоход «Иван Бунин», а круиз по маршруту Ростов–на–Дону — Романовская — Волгоград — Старочеркасская — Ростов–на–Дону выполнит теплоход «Волга Стар».

Фото: Александра Смирнова

Возврат к списку