Из истории теплохода «Санкт-Петербург»: как «Владимир Ильич» на 7 дней стал «Святым Владимиром»

Из истории теплохода «Санкт-Петербург»: как «Владимир Ильич» на 7 дней стал «Святым Владимиром»
Среди многочисленных речных историй, легенд и баек, этот случай стоит особняком. И если бы не фотографии и детальный рассказ очевидца тех событий, то и поверить в случившееся сложно. Уж больно абсурдным кажется этот случай. Вышедший из Ленинграда в начале августа 1991 года пассажирский теплоход «Владимир Ильич», за время плавания до Астрахани и обратно, поменял не только название, но и государственный флаг. При чем, вовсе не по приказу из пароходства, а по инициативе команды и пассажиров, которые руководствуясь новостями по радио из Москвы, в которых сообщалось о провале ГКЧП, решили, что пора взять власть свои руки. Что бывает, если госпереворот застает в круизе, рассказал один из туристов этого уникального рейса.

«..Летом 1991 года наша семья приобрела путевки в рейс из Ленинграда до Астрахани, который должен был пройти на теплоходе «Владимир Ильич». Решение было отчасти вынужденным: дело в том, что чем дальше страна шагала в светлое будущее, тем сложнее было жить в темнеющем настоящем. Куда потратить сбережения, оставшиеся после денежной реформы «собаки» Павлова, и обесценивающиеся на глазах, решить было сложно. В магазинах пусто, очередь на промтовары расписана до 2000-х годов. Поэтому, говоря современным языком, мы решили инвестировать накопленные капиталы в отдых. Так что путёвка была куплена в порядке расходования обесценивающихся денег.

Каюта в трюме на троих человек обошлась в 2300 рублей. Купил я её в Бюро Путешествий и экскурсий на улице Желябова (ныне Большая Конюшенная улица) — единственном месте в Ленинграде, где продавали такие туры. Купил совершенно свободно, за неделю или две до отхода. Это были почти все сбережения старшего научного сотрудника. Через полгода можно было только посмеяться над этой суммой.

Днем 7 августа мы отправились из Ленинграда в сторону Астрахани. В первый день обживались на теплоходе, который показался довольно-таки запущенным. Первая неприятность — текущий унитаз в каюте. Пришедший сантехник сказал, что «не может же он купить новый», однако залепил дырку чем-то, что течь кое-как устранило.

Загрузка теплохода была полной — больше 300 пассажиров. Публика была очень разношёрстная. Я, честно говоря , ни с кем не сходился и не интересовался. Вообще, люди были несколько напряжены  и нормальной атмосферы отдыха не получалось. Было много бабушек с внуками, которые ползали по коридорам. Было несколько человек, похожих на потенциальных «новых русских», но большинство — ничем не примечательные семейные совки вроде меня. Но все вели себя очень прилично, всё же ленинградцы. Никаких особых интересов не выказывали, пьяных дебошей не было, да и просто пьяных тоже не видел, никто ни к кому не приставал.

Как «Владимир Ильич» стал святым

Кормили весьма обильно, но никакого выбора не было. Блюда были простые, без изысков. Обычная еда из хорошей столовой, большие порции, очень много масла. Почему-то плохо мыли посуду, что было заметно на ножах, вилках и ложках.

В это время на берегу была противоположная картина пустых полок магазинов и стремительно обесценивающихся зарплат. В шлюзах выстраивались местные жители и просили у экипажа продать им продукты — это воспринималась, как акт гуманитарной помощи.

Как «Владимир Ильич» стал святым
Фото: Аркадий Глухов

Днем 8 августа вышли в Онежское озеро, а первая стоянка в нашем рейсе была в Ярославле, куда мы прибыли через три дня, 10 августа. В этот же день была и Кострома. Впечатления остались не лучшие: унылые и безлюдные улицы, все серое. Такая же картина была и по другим городам: пустынные улицы, пустые магазины — даже хуже, чем в 80-м году. Но кое-где уже был частный бизнес, поэтому продукты можно было купить. Но в целом вид городов был унылый.

Развлекательной программы на борту не было: ни анимации, ни художественной  самодеятельности, как это было на других судах. Не было экскурсий в машинное отделение и в рулевую рубку, капитана и других членов экипажа никто не представлял. Команда была весьма вежливая и вела себя совершенно незаметно для пассажиров. Ненавязчиво работала трансляция, по которой читали описания местных достопримечательностей.

После того, как мы миновали Куйбышев (ныне Самара), и холодная погода наконец-то сменилась жарой, нас настигла неприятность — отказ системы кондиционирования по всему судну. Помню, что экипаж предпринимал какие-то публичные усилия для ремонта, но не справились ввиду отсутствия каких-то запчастей.

17 августа теплоход достиг Астрахани. Пассажиры массово закупались арбузами и дынями, которыми торговали прямо с машин на причале. Теплоход взял курс обратно в Ленинград.

19 августа была стоянка в Волгограде. В этот день в Москве случился путч, ГКЧП, но какой-либо информации ни у кого не было. По старой привычке у меня был приёмник «Невский», который ловил на КВ зарубежные вещательные станции. Честно говоря не помню, как и когда эти новости были доведены до пассажиров, поскольку я их получал через эфир. Многое тогда было неясно всем и информация менялась чуть не каждый час. Некоторые пассажиры были в явном замешательстве и недоумевали почему не воспользоваться хорошим приёмником теплохода для трансляции новостей «из-за бугра». Правда, возмущались довольно тихо, так как никто не знал, куда повернёт эта история. По ТВ на берегу в это время шло «Лебединое озеро». Поскольку мой приёмник работал только на открытой палубе, меня быстро засекли и, уже скоро началось коллективное прослушивание новостей вместе со мной.

Как «Владимир Ильич» стал святым
Фото: Аркадий Глухов

21 августа мы доплыли до Куйбышева. Многие пассажиры называли его уже Самарой, а следующий город стоянки — Ульяновск — именовали как Симбирск. Что происходит в Москве никто не знал, поэтому обстановка была очень напряженной и нервной.

22 августа с утра и до обеда у нас была стоянка в Ульяновске. Как только теплоход отправился дальше, то всех пассажиров по судовой трансляции пригласили на подъём флага России, так как в Москве было объявлено о смене государственного флага. На юте собралась толпа пассажиров. Пришел капитан в блестящем парадном мундире, матросы. Старый красный флаг был спущен и триколор занял его место. Всё это происходило под аплодисменты пассажиров.

Но после этой церемонии возникли вопросы. Откуда взялся на борту российский флаг, где его успели получить? Не из Ленинграда же везли заранее. Нашли в Ульяновске? Или на предыдущих стоянках? И почему на других судах триколор не повесили, а все так и ходят под красным флагом. Капитан, конечно же, главный на судне, но такие вопросы, как смена флага должно решать пароходство.

Дальнейшие события усилили впечатление, что все происходящее — это, как раньше говорили, инициатива на местах, то есть дело рук экипажа и ряда активистов из состава пассажиров (не они ли заранее запасли флаг?). Было объявлено, что по предложению пассажиров  экипаж принял решение о переименовании теплохода. Вместо «Владимир Ильич» теперь судно называется «Святой Владимир». Ситуация становилась все абсурднее.   Пассажиры шутили, что к моменту возвращения в Ленинград город тоже переименуют. Оказалось, что эти шутки были почти пророческими: мы прибыли в Ленинград 28 августа, а уже 6 сентября он стал Санкт-Петербургом.

Решение о переименовании откладывать не стали и экипаж закрасил черной краской позолоченные буквы «ИЛЬИЧ», а перед «ВЛАДИМИР» написали краской «СВЯТОЙ».

23 августа была стоянка в Козьмодемьянске. На берегу кто-то из пассажиров обнаружил, что в хозяйственном магазине в свободной продаже есть дорожные велосипеды. За ними тут же выстроилась очередь: их закупали их по несколько штук, стремясь избавиться от быстро теряющих цену денег. Шутили, что если в Ленинграде к завершению рейса не будет ходить городской транспорт, то на них можно будет добраться от причала до дома.

После всех произошедших событий дальнейший путь прошел спокойно. Стоянки в Чебоксарах, Нижнем Новгороде, Плесе — все по программе. Последней была стоянка Костроме: там единственный раз за весь рейс была экскурсия в монастырь — в других местах религиозные объекты мы не посещали. Затем был трехдневный перегон до Ленинграда, снова без стоянок. На входе в Неву произошла неприятная встреча: пассажиры заметили в воде утопленника. Это произвело сильное впечатление на некоторых дам. Да и это была плохая примета грядущих перемен, а от прежней эйфории следа уже не осталась, кроме флага и рукописного названия...».

Как ни странно, но вся эта история закончилась благополучно. За самодеятельность экипаж не наказали и последствий ни для кого не было. По прибытию российский флаг вновь заменили на советский, а буквы на борту отмыли.

Весной 1992 года на борту был официально поднят российский флаг, под которым теплоход ушел до осени в Эстонию, где работал плавучей гостиницей в порту Таллина с названием More Tallinna от гостиничной сети More Hotel. Экипаж в шутку переводил это как «море хотел». Кстати, произошло это тоже не совсем само собой: еще осенью 1991 года под гостиницу в Таллин ушел однотипный теплоход «Виссарион Белинский». Но поскольку он был в более лучшем состоянии, чем «Владимир Ильич», то пароходство каким-то образом сумело перезаключить договор, отдав эстонцам «Ильича» и вернув «Белинского» в круизы, где с ним в июне 1992 года произошло одно из самых громких ЧП 1990-х.

А в судьбе «Владимира Ильича» было все спокойнее. Вернувшись обратно в Санкт-Петербург, по окончанию навигации 1992 года теплоход был официально переименован, называясь с того времени «Санкт-Петербург».

Но его история могла бы круто измениться, если бы зимой 1993 года пароходство подписало контракт о передаче теплохода в аренду под гостиницу. Отправиться судно должно было на несколько лет аж в Иорданию, где встать в порту Акаба на Красном море. Если бы это произошло, то обратно теплоход уже точно не вернулся. Но сделка не состоялась и сейчас «Санкт-Петербург» благополучно работает в России.

Возврат к списку