Cruiseinform.RU

Информация о реке Дон: судоходство, города, мосты, гидроузлы




Дон — река, протекающая на юге Европейской части России, от Тульской до Ростовской областей, и впадающая в Азовское море. Длина реки Дон составляет 1870 км. Бассейн реки Дон имеет площадь 422 000 км кв. Исток Дона находится в городе Новомосковск Тульской области на Среднерусской возвышенности, а устье Дона находится в Таганрогском заливе Азовского моря. Несмотря на то, что Дон входит в Единую глубоководную систему Европейской части России, на реке существует проблема с обеспечением необходимой глубины. Так на на участке Цимлянское водохранилище — Кочетковский гидроузел она составляет 4 метра, а от Кочетковского гидроузла до Ростов-на-Дону — от 3,5 до 4 в зависимости от погодных и метеоусловий.


Река Дон в Ростове-на-Дону. 2008 г. Фото: Михаил Архипов

Происхождение названия реки

Название Дон происходит от арийского корня danu – «река». Русское название реки произошло от скифо-сарматского слова dānu того же корня. Осетинский язык, наследник скифо-сарматского, содержит однокоренное слово дон («река, вода»).

Крупнейшие притоки Дона

— река Аксай (правый приток)
река Воронеж (левый приток)
река Маныч (левый приток)
— река Медведица (левый приток)
река Северский Донец (правый приток)
— река Хопёр (левый приток)

Соединение Дона с Волгой

В месте наибольшего сближения реки Дон с Волгой в 1948 — 1952 годах был построен Волго-Донской судоходный канал. Он является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России, связывая Азовское и Черное море с Каспийским, а через Волго-Балтийский канал и Беломорско-Балтийский — с Балтийским и Белым морем.

Гидроузлы на реке Дон

В 1949 — 1952 годах на реке Дон был построен Цимлянский гидроузел, ставший частью ЕГС. В состав гидроузла входят плотины, здание ГЭС, и два судоходных шлюза. Строительство гидроузла образовало крупное Цимлянское водохранилище, из которого вода через насосные станции подается через Карповское и Береславское в Варваровское водохранилища, являющееся водоразделом рек Волги и Дона. Именно донской водой питаются шлюзы волжского склона Волго-Донского канала.

Для поддержания в целях судоходства гарантированной глубины в 4 метра на нижнем Дону в 1970-1980-е годы были построены два гидроузла: Николаевский гидроузел и Константиновский гидроузел.  Еще один Кочетовский гидроузел был построен в еще дореволюционное время, и прошел модернизацию в 1960-х и 2010-х годах. С 2019 года ведется строительство еще одного гидроузла — Багаевского, который был запланирован ещё в конце 1980-х.

Судоходство и навигация на реке Дон

Судоходство по реке Дон осуществляется от города Лиски Воронежской области и до Азовского моря. Обслуживание судоходной и гидротехнической части на Дону находится в ведении ФБУ «Азово-Донская БА» (Кочетковский гидроузел) и ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна ВВП» (Константиновский, Николаевский и Цимлянский гидроузлы).

Сроки транзитного судоходства по Дону зависит от графика работы шлюзов гидроузлов, которые начинают работу 1 апреля и заканчивают 27 ноября, но в зависимости от погодных условий дата окончания может быть продлена до 1 декабря, а дата открытия перенесена на 31 марта. От Ростова-на-Дону и ниже судоходство обычно осуществляется в круглогодичном режиме, за исключением когда из-за сильных морозов замерзает Дон и Азовское море.

Пассажирские перевозки по Дону

С 1960-х и до начала 1980-х годов на Верхнем Дону работали суда на воздушной подушке типа «Заря» — «Заря-14», «Заря-27» , «Заря-144», «Заря-148», но их эксплуатация была запрещена по причине нарушения экологии Верхнего Дона. На Нижнем Дону пассажирские перевозки осуществляись скоростным флотом — судами типа «Восход», «Комета», «Метеор» и «Ракета», а также местным прогулочным и транспортным флотом — теплоходами типа «Москвич», «Москва» и «ПС». С начала 1990-х годов местных пассажирских перевозок по реке Дон нет.

Круизы по Дону

Пассажирские круизные суда проходят Дон в рейсах из Москвы, Самары, Нижнего Новгорода, Перми и Ростова-на-Дону, но только по участку от Цимлянского водохранилища и до Ростова-на-Дону. В круизных рейсах теплоходы делают остановки в Ростове-на-Дону, станицах Старочеркасской и Романовской, а также в городе Константиновск. У некоторых компаний  есть дополнительные экскурсии в Цимлянск и Волгодонск, которые выполняются автотранспортом из Романовской. В советское время в рейсах по Дону было две зеленых стоянки: остров Чебачий и стоянка Усть-Донецкая. С начала 1990-х годов обе стоянки заброшены.

Гидроузлы на реке Дон (вниз по течению):

Цимлянский гидроузел
Николаевский гидроузел
Константиновский гидроузел
Кочетовский гидроузел
Багаевский гидроузел

Шлюзы на реке Дон (вниз по течению):

Шлюз №14 Волго-Донского канала (Волгодонск)
Шлюз №15 Волго-Донского канала (Волгодонск)
Шлюз Николаевского гидроузла (Николаевск)
Шлюзы Константиновского гидроузла (Константиновск)
Старый шлюз Кочетовского гидроузла (Кочетовская)
Новый шлюз Кочетовского гидроузла (Кочетовская)

Водохранилища на реке Дон:

Цимлянское

Крупные города и важные населенные пункты на Дону:

— Аксай (город в Ростовской области)
— Багаевская (станица в Ростовской области)
— Верхний Мамон (село в Воронежской области)
— Вёшенская (станица в Ростовской области)
Волгодонск (город в Ростовской области)
— Данков (город в Липецкой области)
— Епифань (поселок в Тульской области)
— Задонск (город в Липецкой области)
— Казанская (станица в Ростовской области)
— Калач-на-Дону (город в Волгоградской области)
Константиновск (город в Ростовской области)
— Лебедянь (город в Липецкой области)
— Лиски (город в Воронежской области)
— Мелиховская (станица в Ростовской области)
— Нововоронеж (город в Воронежской области)
— Новомосковск (город в Тульской области)
— Павловск (город в Воронежской области)
— Раздорская (станица в Ростовской области)
Романовская (станица в Ростовской области)
Ростов-на-Дону (город в Ростовской области)
— Семикаракорск (город в Ростовской области)
— Серафимович (город в Волгоградской области)
Старочеркасская (станица в Ростовской области)
— Цимлянск (город в Ростовской области)

Мосты на реке Дон (вниз по течению в пределах судоходной зоны):

— Автодорожный мост в Нововоронеже
— Железнодорожные мосты в Лисках
— Автодорожный мост в Лисках
— Автодорожный мост в селе Старый Мамон
— Автодорожный мост на трассе М-4 «Дон» в селе Старый Мамон
— Вертикально-подъёмный автодорожный мост в станице Казанская
— Автодорожный мост в станице Вешёнская
Рычковский железнодорожный мост на Цимлянском водохранилище
Железнодорожный мост в Волгодонске
Автодорожный мост в Волгодонске
Автодорожный мост через Константиновский гидроузел
Аксайский автодорожный мост на трассе М-4 «Дон» в Ростове-на-Дону
Железнодорожный мост в районе Зелёного острова в Ростове-на-Дону
Ворошиловский автодорожный мост в Ростове-на-Дону
Темерницкий автодорожный мост в Ростове-на-Дону
Разводной железнодорожный мост в Ростове-на-Дону
Западные авто-железнодорожные мосты в Ростове-на-Дону

Новости по теме:

24.04.2018 — На Нижнем Дону в Ростовской области началось строительство Багаевского гидроузла
02.04.2017 — Навигация 2017 года на Дону началась на 2 недели раньше официальных сроков
22.10.2016 — Почти полсотни судов остановились на Дону из-за резкого падения уровня воды
15.03.2016 — Жители Ростовской области выступили против строительства на Дону нового гидроузла
07.04.2015 — Специалисты не знают, как решить проблему с обмелением Дона
30.03.2015 — Навигация 2015 года на Дону началась с проблем: воды не хватает уже в марте


Теги: река Дон

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151627517750