Как компания «Эверест» будет работать на рынке речных круизов в Казани с теплоходом «Князь Донской»
— Что стало причиной побудившей вас выйти в свободное плавание и начать работу самостоятельно?
— Работая с круизами с 1998 года у меня накопился значительный опыт, появилось свое видение того, каким должен быть круизный продукт, и появилось желание создавать его, а не просто продавать то, что уже есть. На протяжение последних лет я вижу, что ситуация на казанском круизном рынке стремительно меняется и, к сожалению, не в лучшую сторону.
— В чем это проявляется?
— В 90-х и начале 2000-х годов круизный рынок развивался динамично, появлялись «большие» суда, были хорошие перспективы, росла клиентская база. Но затем флот стал уходить, и в итоге в Казани осталась только пара небольших судов, работающих на энтузиазме тех, кто был заинтересован в развитии круизов. Плюс еще загрузка судов из других городов, доппосадка. Для столицы Татарстана, и одного из крупнейших городов на Волге, эта ситуация была губительна, поэтому круизный туризм пошел на убыль. А катастрофа «Булгарии» и вовсе обрушила остатки рынка и парализовала круизный бизнес на несколько лет.
Первые два года после этой трагедии мы боролись со страхом людей, и возвращали их доверие. Проблема круизного рынка Казани в том, что большая затратная часть на содержание судов и их солидный возраст с одной стороны, а также удешевление и облегчение выезда людей за рубеж с другой, не играли на пользу развития круизного туризма. Мы ставим своей целью достичь определенного уровня обслуживания, чтобы реже слышать слова «мы за такие деньги за границей лучше отдохнем».
— Как вы будете завоевывать свое место на рынке? Что предложите туристам?
— Главное мое желание в том, чтобы вывести на рынок Казани теплоход, услугами которого могли бы воспользоваться люди как с малым бюджетом, так и та категория туристов, которая привыкла отдыхать со всеми удобствами. Главный наш козырь — низкие цены.
Если говорить о преимуществах, то это конечно то, что теплоход будет казанского формирования. Наши туристы уже устали быть «транзитными пассажирами». А сейчас, в основном, многие туристические агентства города работают на подсадку туристов на проходящие теплоходы Самары, Нижнего Новгорода и Перми.
— А конкуренты-то не против нового игрока?
— У нас, в Казани, нет конкурентов, здесь все партнеры. Мы же работаем над одним делом.
— Вот вы взяли в работу теплоход «Князь Донской», которому ваши самарские «партнеры» за два года сделали изумительную антирекламу, и от действий которых пострадали и казанские туристы. Не помешает ли это работе его на новом месте?
— «Князь Донской» сложный теплоход в том плане, что у него, я считаю, непростая судьба, он не может найти свое место и своих туристов. Здесь поработал — хорошо, там поработал — скандал, а как же репутация? Репутацию создают люди! Знаете, а по-моему мы нашли неплохой выход. Это работа в тандеме людей, которые являются владельцами этого судна и мы, те кто хочет, чтобы он был востребован, кто общается с туристами и знает их вкусы, пожелания, условия, при которых они с удовольствием доверят нам свой отдых. Своей работой и репутацией, мы сможем изменить отношение и к кораблю.
— Об итогах навигации 2014 года что думаете?
— Про навигацию 2014 года я бы сказала: «Без вины виноватые»! Обидно, что могли бы и лучше провести этот год. Но получилось так, что вместо того, чтобы работать на результат, мы всю навигацию топтались на месте и только и делали, что пересаживали туристов с рейса на рейс, не имея возможности составить четкое расписание на навигацию из-за уровня воды в районе Городецкого шлюза. Не хотелось бы повторения такой ситуации и в 2015 году.
Если говорить о ситуации на рынке в целом, то я бы сказала, идет борьба отрасли за туристов. Мы пытаемся отвоевать внимание наших соотечественников от «взгляда за бугор». Ни в коем случае сейчас и никогда не будет стоять вопрос о переориентации видов отдыха, но мы хотим сказать, что каждый из них имеет место быть. Мы сами должны привить людям культуру отдыха у себя дома, в России.
— А какие перспективы в 2015 году?
— Круизы — это один из тех видов бизнеса, который зависит от многих факторов, начиная с превратностей природы и заканчивая политикой, поэтому заниматься прогнозированием очень сложно. Конечно, мы пытаемся оценивать перспективы, выстаиваем планы продаж, но пока, как мне кажется, все наши попытки сводятся к тому, чтобы удержать бизнес на плаву, а хотелось бы его еще и продвигать. Цены растут, это видно невооруженным глазом, но если раньше это увеличение ограничивалось районом 5%, то сейчас это 10% и иногда выше.
— Кто из круизных компаний в следующем году будет в наиболее выигрышном положении?
— В 2015 году, как никогда будут в выигрыше те компании, которые не дадут повода сомневаться туристам в своей надежности, компетентности и те, у кого уже наработана клиентская и агентская база. Одно радует, что к «круизникам» не употребляется фраза (если сравнивать с компаниями, занимающимися зарубежными направлениями) «кто следующий?».
А если быть абсолютно честными, то мы сами избаловали своих туристов обвалами стоимости путевки, если не загружаются наши теплоходы, особенно за 3-4 дня перед отправлением теплохода в рейс. Этим, к сожалению, грешат многие операторы и агенты, которые имеют достаточный процент комиссионного вознаграждения, которым делятся для привлечения туристов в свою фирму. Тем самым мы вносим полную дезориентацию в головы туристов, так что же лучше, раннее бронирование или горящий вариант перед отправлением. Иногда скидки + продажа через агентство достигают порога рентабельности. И тут вспоминается пословица: «Что посеешь, то и пожнешь». На средней Волге это действительно проблема, но она не решится, пока мы все не придем к единой системе скидок и пока операторы и агентства не перестанут «выживать», а будут просто реализовывать востребованный турпродукт.
— Многие операторы считают, что падение курса рубля ограничит выездной туризм, и за счет этого будет рост рынка. Так ли это?
— Пока сложно об этом судить по одной простой причине, у нас в Казани по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом не очень активно идут продажи по принципу раннего бронирования. В основном, таким образом покупают путевки самые «закоренелые» речники. Те же, кто привык отдыхать за границей, будут до последнего ждать изменения курса рубля, но все же какой-то небольшой процент туристов попробует круизный вид отдыха. Я думаю, что именно от этих людей будет зависеть, увеличится этот процент к середине навигации или нет, будут они советовать своим друзьям или нет. А это уже зависит от нашей работы на кораблях.
Далее по теме:
03.06.2015 — Что случилось на теплоходе «Князь Донской»: комментарий туркомпании
12.07.2015 — Теплоход «Князь Донской», через месяц после начала работы, закончил навигацию