Один круизный и четыре прогулочных: какие суда «Водоходъ» купил под грант на утилизацию для строительства новых судов

Один круизный и четыре прогулочных: какие суда «Водоходъ» купил под грант на утилизацию для строительства новых судов
В рамках получения гранта на строительство новых круизных судов типа «Карелия» компания «Водоходъ» приобрела двухпалубный теплоход «Адмирал Кузнецов», который будет утилизирован согласно условиям получения гранта, а вместе с ним на разделку на Чкаловской судоверфи пойдут еще три прогулочных судна — пассажирский теплоход-катамаран «Отдых-1», пассажирские теплоходы «Сударыня» и «Апельсин», а также переоборудованная в пассажирскую приставку баржа «Мегаполис».

«Адмирал Кузнецов» — двухпалубный пассажирский речной теплоход проекта 305, построенный в 1959 году на судоверфи Ganz Danubius в Будапеште (Венгрия). После постройки теплоход получил название «Индигирка», поступил в Северное речное пароходство, где зимовал и обслуживался на Лимендском судоремонтном заводе в Котласе. Вместе с ним в пароходство поступили однотипные суда «Неман»«Олекма» и «Пинега».

В октябре 1990 года теплоход «Индигирка» был переименован в «Адмирал Кузнецов» — в честь Кузнецова Николая Герасимовича (1904-1974), Героя Советского Союза, который в 1939-1947 и 1951-1955 годы возглавлял советский военно-морской флот.

С момента поступления в пароходство и до 1995 года включительно теплоход работал на транспортной пассажирской линии Котлас — Архангельск, совершая рейсы по Северной Двине. В 1996 году судно в работу не вышло и простояло на приколе до лета 2002 года. Затем до июня 2005 года снова работало на этом же маршруте, но после этого было выведено из работы.

В 2011 году между пароходством и компанией «Августина» прошли переговоры о покупке судна, а затем начались работы по ремонту судна и его подготовке к перегону в Москву, затянувшиеся на два года. Лишь в середине июня 2014 года «Адмирал Кузнецов» был перегнан в Архангельск, в июле — октябре 2014 года прошел ремонт на Белогородской судоверфи в Тверской области, а в ноябре 2014-го прибыл в Москву. После небольшой модернизации пассажировместимость теплохода уменьшилась с 298 человек до 195. Также были проведены работы по обновлению интерьеров и обстановки в общественных помещениях.

30 апреля 2015 года судно вышло в первый круиз (продажу круизов вела компания «Турфлот»), но уже в конце июня, совершив еще несколько рейсов было поставлено на прикол до следующей навигации, хотя планировалось, что судно совершит больше 20 круизов. Осенью 2015 года появилось расписание круизов на навигацию 2016 года, но за неделю до ее начала, в апреле 2016-го года, «Августина» отменила все круизы, вновь сославшись на низкую загрузку. Капитаном судна в то время был Подолинный Геннадий Иванович.

В конце мая 2016 года «Адмирал Кузнецов» был сдан в аренду и прибыл на остров Валаам в Ладожском озере, где судно было ошвартовано в Монастырской бухте в качестве гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря — для размещения паломников, прежде останавливавшихся в Зимней гостинице, сгоревшей 1 мая 2016 года. Оператором теплохода на это время стала религиозная организация «Спасо-Преображенский Валаамский старопигиальный мужской монастырь». В начале сентября 2019 года судно покинуло остров и прибыло в Ярославль, где было поставлено на прикол.

В июле 2021 года «Адмирал Кузнецов» вновь прибыл на Ладожское озеро, где были запланированы круизы по ладожским шхерам из города Лахденполья до острова Паяринсаари. Но в итоге судно было ошвартовано в Якимварском заливе в городе Лахденпохья (в 30 км к юго-западу от Сортовалы и в 160 км к северу от Санкт-Петербурга) как плавучая гостиница и ни в какие рейсы не выходило, так как Речной регистр не продлил документы судна для его эксплуатации ни в качестве действующего судна, ни в качестве стоечного. В 2022 году теплоход был перебазирован в залив Мусталахти — в 5 км от города Лахденполья, а с мая 2023 года был перемещен и ошвартован в городе Питкяранта — в 60 км к востоку от прежнего места стоянки.. В мае 2024 года «Адмирал Кузнецов» был отбуксирован на Чкаловскую судоверфь в Нижегородскую область.


«Адмирал Кузнецов» на Канале имени Москвы. 2015 г. Фото: Владислав Прокофьев

Теплоход «Отдых-1» был построен по проекту Р-80 на судостроительном заводе имени 40-й годовщины Октября. Это серия из двух речных пассажирских двухкорпусных теплоходов-катамаранов с двухпалубной надстройкой, предназначенных для однодневных экскурсионных и пригородных перевозок пассажиров. Строились по проектам 939 (1963 год) и Р-80 (1973 год) на судостроительном заводе имени 40-й годовщины Октября. Первоначально судно предполагалось использовать для перевозки грузов и пассажиров. Максимальная пассажировместимость составляла 1000 человек (максимальная — 1500 в рейсах до 2 часов), а грузоподъемность — 75 тонн. До 2012 года судно работало на прогулочных рейсах в Нижнем Новгороде от ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», а затем было продан в ООО «Водоходъ». После навигации 2013 года судно было выведено из эксплуатации и находилось на отстое в Октябрьском затоне под Нижним Новгородом, а в ноябре 2023 года было отбуксировано в Чкаловск на утилизацию, которая началась весной 2024 года.


«Отдых-1» на реке Волге в Нижнем Новгороде. 2009 г. Фото: Михаил Архипов


«Отдых-1» на реке Волге в Нижнем Новгороде. 2013 г. Фото: Михаил Архипов

Теплоход «Апельсин» типа «МО» был построен по проекту 839 в 1959 году на Московском судостроительном заводе. Первоначально судно получило название «МО-516» и поступило в эксплуатацию в Московское речное пароходство, в 1960 году под названием «МО-16» было передано в Саратовский речной порт Волжского объединенного речного пароходства. С 1971 года вновь работало в Московском речном пароходстве в Угличском порту Ярославской области, а с 1982 года было служебно-разъездным судном Института водных проблем Академии наук СССР и работало на Верхней Волге в Калининской (Тверской) области (позже - Иваньковская научно-исследовательская станция Института биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина в городе Конаково). В 1997 году продан в Москву и переоборудовано в прогулочный теплоход для банкетных рейсов под названием «Каспер». В 2005 году продано в  судоходную компанию «Московский банкетный флот» и переименовано в «Апельсин». До 2021 года включительно работало на заказных прогулочных рейсах в Москве, после до мая 2024 года находилось на отстое в Щурово (Коломна) Московской области.

Один круизный и четыре прогулочных: какие суда «Водоходъ» купил под грант на утилизацию для строительства новых судов
«Апельсин» на Канале имени Москвы. 2005 г. Фото: Михаил Архипов

Один круизный и четыре прогулочных: какие суда «Водоходъ» купил под грант на утилизацию для строительства новых судов
«Апельсин» на Канале имени Москвы. 2013 г. Фото: Владислав Прокофьев

Теплоход «Сударыня» типа «Москвич» был построен по проекту 544 в 1957 года на Московском судостроительном заводе. После постройки теплоход под названием «М-266» поступил в Московское речное пароходство, где работал на прогулочных рейсах в Москве. С 1981 года работал в Калинине (Твери). В 1995 году был продан и стал работать в Калязине Тверской области. С весны 2006 года работал в Москве на прогулочных рейсах под названием «Сударыня» от компании «Московский банкетный флот». С 2014 по 2018 годы вновь работал на Волге в Калязине, а затем до 2021 года включительно на прогулочных рейсах в Москве. До мая 2024 года судно находилось на отстое в Щурово (Коломна) Московской области.

Один круизный и четыре прогулочных: какие суда «Водоходъ» купил под грант на утилизацию для строительства новых судов
«Сударыня» на реке Москве в Коломенском. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Один круизный и четыре прогулочных: какие суда «Водоходъ» купил под грант на утилизацию для строительства новых судов
«Сударыня» на реке Москве в Коломенском. 2020 г. Фото: Владислав Прокофьев

«Мегаполис-1» — еще одно судно компании «Московский банкетный флот», но несамоходное. Было построено по проекту 81463 в 1991 году и до второй половины 2000-х годов работало в порту Коломна под названием «МН-56». Затем было переоборудовано несамоходное пассажирское судно на 250 человек, получило название «Речной трамвайчик» и работало на прогулочных рейсах в Коломне Московской области. С лета 2012 года эксплуатировалось на заказных корпоративных и банкетных рейсах в Москве. В 2021 году работало как причал на Канале имени Москвы в Химках. До мая 2024 года судно находилось на отстое в Щурово (Коломна) Московской области.

Один круизный и четыре прогулочных: какие суда «Водоходъ» купил под грант на утилизацию для строительства новых судов
«Мегаполис» на реке Москве в Москве. 2013 г. Фото: Михаил Архипов

Один круизный и четыре прогулочных: какие суда «Водоходъ» купил под грант на утилизацию для строительства новых судов
«Мегаполис» на реке Москве в Москве. 2019 г. Фото: Павел Миронов

Один круизный и четыре прогулочных: какие суда «Водоходъ» купил под грант на утилизацию для строительства новых судов
«Мегаполис» на Канале имени Москвы в Химках. 2021 г. Фото: Владислав Прокофьев


Возврат к списку