Необычная история енисейского теплохода «Некрасов», запечатленного на российском червонце
Но кроме моста есть на банкноте и силуэт небольшого теплохода, плывущего по Енисею. Отдаленно контуры судна напоминают очертания пассажирского прогулочного теплохода типа «ОМ», что расшифровывается как «Озерный москвич». Суда этого типа являются одной из самых массовых серий прогулочных теплоходов пригородного сообщения: с 1952 по 1966 годы на восьми судостроительных заводах в СССР и ГДР было построено более трехсот единиц флота.
Тот борт, что изображен на банкноте, тоже из этих сотен. И он отнюдь не безымянен. Как писал в своих воспоминаниях экс-директор Енисейского речного пароходства Иван Антонович Булава, за прототип бумажного судна был взят енисейский теплоход «Некрасов», который посоветовали в пароходстве.
Теплоход «Некрасов» — это относительно небольшое пассажирское речное судно, которое было построено в 1953 году на судоверфи в немецком городе Магдебурге, на которой по заказу Министерства речного флота для СССР строились пассажирские и грузовые суда. К слову сказать, их могли бы строить и в самом СССР, но нужно было как-то загружать верфи ГДР, чтобы поддерживать братьев по соцлагерю и не оставлять их без работы.
Длиной чуть больше 40 метров, при ширине в 7 метров и осадке 1,4 метра, судно было рассчитано на перевозку до 200 пассажиров на местных пригородных и межгородских линиях. Всего в Германии было построено 13 судов такого, 623-го проекта, которые распределили на Волгу, на Дон, Днепр, Каму и Неву. Два судна — «Некрасов» и однотипный «Тургенев» — были направлены на реки Сибири. «Некрасов» на Иртыш, а «Тургенев» на Енисей.
Для лучшего представления — вот как выглядели эти суда.Однотипный, но немного модернизированный теплоход такого же проекта:
Но при перегоне в 1954 году из Германии на Иртыш, во время шторма в Баренцовом море, у судна, которое вело «Некрасова» на буксире, лопнул трос и «Некрасова» выбросило на берег. Судно в итоге спасли, но вместо Омска его отправили в Красноярск — в состав Енисейского речного пароходства.
Но на Енисее теплоход преследовали хронические неудачи. Если на вопрос «Кому на Руси жить хорошо» дал сам Некрасов, то на вопрос каково жилось теплоходу «Некрасов», дал ответ сам начальник пароходства Иван Антонович Булава, с 1959 г. работавший на Енисее. По воспоминаниям Буловы, среди самых «позорных» страниц в истории судна — посадка на мель на реке Енисей прямо перед окнами кабинета начальника пароходства. При чем, если в первый раз — с туристами из Франции, то затем с внуком Ф. Нансена, который шел по следам своего знаменитого деда.
Речная жизнь «Некрасова» была недолгой и яркой. Её закономерным финалом стало крушение судна в сентябре 2005 года на Енисее в акватории порта Дудинка. В тот рейс судно отправилось с двукратным перегрузом — заканчивалась навигация и торговцы из южных республик, фрахтовавшие его, стремились перевезти с юга Красноярского края на север как можно больше товаров за один рейс.
Все бы еще обошлось, если бы к перегрузу не добавилась штормовая погода. В результате попадания воды через открытые иллюминаторы в трюм, теплоход перевернулся и затонул. Среди погибших было два члена экипажа и 13 человек, которые сопровождали груз. Как позже сделало вывод следствие, у членов экипажа даже не было возможности закрыть иллюминаторы — мешали те самые коробки с овощами и фруктами, которыми было забиты все помещения.
Фото: Пресс-служба управления МЧС Таймырского автономного округа
После крушения судно подняли, но пока так и не восстановили — повреждений оно не получило. Возможно, что в истории «Некрасова» позже появятся и новые страницы. Хотя и то, что уже было тянет даже не на десятку, а на всю сотню рублей.