В Росморечфлоте сообщили, когда будет закончено строительство Багаевского гидроузла на реке Дон
«В 2020 году планируется завершить все природоохранные мероприятия по реализации объектов подготовительного этапа и приступить к реализации объектов основного этапа строительства Багаевского гидроузла, который включает в себя возведение и устройство целого ряда сооружений. Будут проведены работы по дноуглублению и спрямлению участков русла реки для обеспечения требуемых габаритов судового хода, построены объекты производственного, служебно-технического, вспомогательного, социально-бытового и жилого назначения, необходимые для функционирования Багаевского гидроузла», — говорится в сообщении пресс-службы Росморречфлота. Проект включен в федеральный проект «Внутренние водные пути» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Новый гидроузел будет расположен на 3089 км Единой глубоководной системы на реке Дон, у хутора Арпачин Багаевского района Манычского сельского поселения Ростовской области. В состав гидроузла должны войти водосливная плотна, земляная плотина (длиной 220 метров), судоходный двухниточный шлюз (с габаритами камер 155 метров в длину и 18 метров в ширину), и рыбопропускное сооружение. Максимальный напор должен составить 3,7 метра.
Строительство низконапорных шлюзов на Нижнем Дону, к которым относится Багаевский гидроузел, было запроектировано еще при строительстве Волго-Донского судоходного каналав конце 1940-х — начале 1950-х годов для обеспечения гарантированных глубин до выхода в Азовское море. В 1967 году вышло постановление Минречфлота РСФСР об увеличении гарантированной глубины с 365 см до 400 см для чего в 1974 году был сдан в эксплуатацию Николаевский гидроузел, а в 1982 году — Константиновский гидроузел. После ввода в эксплуатацию Константиновского гидроузла проблемным для судоходства остался участок реки Дон протяженностью 114 км ниже Кочетовского гидроузла (открыт в 1920 году в рамках Северско-Донецкой шлюзованной системы).
Решить проблему должно было строительство Багаевского гидроузла, работы над проектом которого начались в первой половине 1980-х годов. Но запланированное на конец 1980-х строительство было отменено из-за экономической ситуации и протестов общественности.
После ввода в эксплуатацию нового Кочетовского шлюза в 2008 году вопрос о строительстве Багаевского гидроузла был вновь поднят на рассмотрение. Новый гидроузел был включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Сроки проектирования были заявлены с 2016 по 2017 годы, а непосредственно строительство — с 2018 по 2020 годы. В итоге в начале 2020 года в Росморречфлоте сообщили, что завершить строительство Багаевского гидроузла планируется к концу 2023 года.