3 неизвестных факта из биографии теплохода «Валерий Чкалов»
Как и второе судно серии, а им стал теплоход «Александр Матросов», «Чкалов» был распределен на работу в Енисейское речное пароходство, порт Красноярск. Любопытно, что по первоначальным планам работать оба судна новой серии должны были отнюдь не в Сибири, а на Волге. Но и путь до Енисея у них получился долгим и необычным.
После того, как «Чкалов» был сдан в эксплуатацию он, вместе с построенным следом теплоходом «Матросов», прибыл в Ленинград, а затем оба судна ушли перегоном к месту работы, но не через внутренние водные пути, как это было с последующими судами проекта 588, а вокруг Скандинавии (тем же путем в 1979 году на Енисей ушел теплоход «Антон Чехов»).
Стоит отметить, что перегон через три моря — Балтийское, Северное и Норвежское — достаточно необычен. До ввода в эксплуатацию Волго-Балтийского канала в 1964 году трехпалубные суда проекта 588, которые должны были работать на Волге, перегоняли внутренними водными путями.
Зачем же первые два судна направили не через Беломорско-Балтийский канал, а вокруг Финляндии, Швеции и Норвегии? Дело в том, что габариты шлюзов канала не позволяли судам пройти их без дополнительных работ на теплоходах, а времени на это, как и опыта такого рода работ, не было. Иначе бы «Чкалов» с «Матросовым» могли бы просто не успеть уйти в летнюю навигацию Северным морским путем, оставшись в Ленинграде еще на год, до следующего лета.
К моменту, когда из Германии начали поступать новые суда 588 проекта, проект их перегона через Беломорканал был готов и на Волгу они попадали следующим путем. Из Ленинграда следовали до Архангельска, по Неве и Свири, Ладоге и Онеге, а также через Беломорско-Балтийский канал. Затем они поднимались по реке Северная Двина и Сухона, а после, через Северо-Двинский канал, попадали в Шексну и далее на Волгу. Для прохождения шлюзов на судах снимали привальный брус, а также ограждения главной палубы. Для прохождения под низким мостом у поселка Сокол на реке Сухоне на теплоходах снимали рубки и фальштрубы.
Кстати, есть и еще любопытный момент из истории судов этого проекта. Как известно, серия получила название «Родина», хотя одноименный теплоход был лишь пятым введенным в работу. Почему же так получилось? Есть версия, что судно «Родина», носящая ныне имя «Святая Русь» и введенная в эксплуатацию летом 1955 года, должна была стать головным судном, а «Чкалов» только вторым. Но из-за возникших проблем, характер которых не уточняется, сдачу судна отложили.
Но есть и альтернативная версия того, «почему попал Дантес, а памятник Пушкину поставили». В феврале 1954 года Валерию Павловичу Чкалову исполнилось 50 лет и под круглую дату название «Родина» на борту судна поменяли на имя Героя Советского Союза.
А на Волгу «Чкалов» и «Матросов» не попали из-за неготовности Шекснинского гидроузла, который хотя и был построен раньше, чем остальные сооружения Волго-Балтийского канала, но к моменту ввода в работу «Чкалова» и «Матросова» еще не был готов, поэтому их и направили в Сибирь. А построенные позже суда 588 проекта проходили уже через открытый гидроузел.
Таким образом и попали на Енисей оба первенца серии 588, где продолжают работать и сейчас. В ноябре 2015 года стало известно о том, что теплоходу «Валерий Чкалов» продлили срок эксплуатации еще на 5 лет, поэтому на Енисее судно точно проработает до 2021 года.