3 неизвестных факта из биографии теплохода «Валерий Чкалов»

3 неизвестных факта из биографии теплохода «Валерий Чкалов»
30 марта головному судну серии трехпалубных пассажирских речных судов проекта 588 теплоходу «Валерий Чкалов» исполнилось 62 года. 30 марта 1954 года на борту судна, сошедшего в 1953 году со стапелей судоверфи имени Матиас Тезен в Германии, был поднят советский флаг.

Как и второе судно серии, а им стал теплоход «Александр Матросов», «Чкалов» был распределен на работу в Енисейское речное пароходство, порт Красноярск. Любопытно, что по первоначальным планам работать оба судна новой серии должны были отнюдь не в Сибири, а на Волге. Но и путь до Енисея у них получился долгим и необычным.

После того, как «Чкалов» был сдан в эксплуатацию он, вместе с построенным следом теплоходом «Матросов», прибыл в Ленинград, а затем оба судна ушли перегоном к месту работы, но не через внутренние водные пути, как это было с последующими судами проекта 588, а вокруг Скандинавии (тем же путем в 1979 году на Енисей ушел теплоход «Антон Чехов»).

Стоит отметить, что перегон через три моря — Балтийское, Северное и Норвежское —  достаточно необычен. До ввода в эксплуатацию Волго-Балтийского канала в 1964 году трехпалубные суда проекта 588, которые должны были работать на Волге, перегоняли внутренними водными путями.

Зачем же первые два судна направили не через Беломорско-Балтийский канал, а вокруг Финляндии, Швеции и Норвегии? Дело в том, что габариты шлюзов канала не позволяли судам пройти их без дополнительных работ на теплоходах, а времени на это, как и опыта такого рода работ, не было. Иначе бы «Чкалов» с «Матросовым» могли бы просто не успеть уйти в летнюю навигацию Северным морским путем, оставшись в Ленинграде еще на год, до следующего лета.

К моменту, когда из Германии начали поступать новые суда 588 проекта, проект их перегона через Беломорканал был готов и на Волгу они попадали следующим путем. Из Ленинграда следовали до Архангельска, по Неве и Свири, Ладоге и Онеге, а также через Беломорско-Балтийский канал. Затем они поднимались по реке Северная Двина и Сухона, а после, через Северо-Двинский канал, попадали в Шексну и далее на Волгу. Для прохождения шлюзов на судах снимали привальный брус, а также ограждения главной палубы. Для прохождения под низким мостом у поселка Сокол на реке Сухоне на теплоходах снимали рубки и фальштрубы.

Кстати, есть и еще любопытный момент из истории судов этого проекта. Как известно, серия получила название «Родина», хотя одноименный теплоход был лишь пятым введенным в работу. Почему же так получилось? Есть версия, что судно «Родина», носящая ныне имя «Святая Русь» и введенная в эксплуатацию летом 1955 года, должна была  стать головным судном, а «Чкалов» только вторым. Но из-за возникших проблем, характер которых не уточняется, сдачу судна отложили.

Но есть и альтернативная версия того, «почему попал Дантес, а памятник Пушкину поставили». В феврале 1954 года Валерию Павловичу Чкалову исполнилось 50 лет и под круглую дату название «Родина» на борту судна поменяли на имя Героя Советского Союза.

А на Волгу «Чкалов» и «Матросов» не попали из-за неготовности Шекснинского гидроузла,  который хотя и был построен раньше, чем остальные сооружения Волго-Балтийского канала, но к моменту ввода в работу «Чкалова» и «Матросова» еще не был готов, поэтому их и направили в Сибирь. А построенные позже суда 588 проекта проходили уже через открытый гидроузел.

Таким образом и попали на Енисей оба первенца серии 588, где продолжают работать и сейчас. В ноябре 2015 года стало известно о том, что теплоходу «Валерий Чкалов» продлили срок эксплуатации еще на 5 лет, поэтому на Енисее судно точно проработает до 2021 года.
Возврат к списку